• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Епископ Виссарион (Нечаев). Уроки покаяния по библейским сказаниям

Глава 58

Исцеление глухих и немых

 

Пророк Исаия предрекал о временах Мессии, что тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся, тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (см.: Ис. 35, 4‑5). Без сомнения, это пророчество должно понимать в духовном смысле, в смысле животворного действия благодати Божией на души, в смысле благодатного обновления их для духовной жизни и деятельности. Но это пророчество исполнилось и в собственном смысле во дни Христовы. Так Христос чудесно исцелял всякого рода болезни и увечья, и зрители этих чудес чрезвычайно дивились и говорили о Христе: все хорошо делает:и глухих делает слышащими, и немых – говорящими (Мк. 7, 37). Тех и других, равно как и всяких недужных, Он исцелял или только словом, или прикосновением, либо тем и другим вместе. Так однажды привели к Нему глухого и косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул (вздохом жалости о человеческой бедности) и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто (Мк. 7, 32–35).

Глухота, особенно в соединении с немотой, есть великое бедствие, ибо лишает глухих тех благ и удовольствий, какие доступны нам через чувство слуха, она лишает их возможности слышать речи умных и добрых людей, внимать молитвам и песнопениям в богослужении, услаждаться пением и музыкой; а от природы глухонемые с величайшим трудом усваивают грамотность, сообщаемую им придуманными для них способами обучения. Но еще более жалко положение страждущих от духовной глухоты и немоты. Духовно глухонемые – это те, которые не внемлют голосу благодати Божией, зовущей их ко спасению через совесть, через благополучные обстоятельства жизни, распологающие к благодарности Богу, и злополучные, напоминающие о гневе и любви Божией, через общественные бедствия, и те, которые по гордости или ожесточению не принимают вразумлений и обличений со стороны благожелательных людей, негодуют на обличителей, – еще те, которые не трогаются воплями нуждающихся, просящих у них помощи, стонами больных и умирающих, рыданиями плачущих, – слыша все это, не слышат и, как бы немые, не отзываются сочувствием. Пусть каждый спросит себя, не находится ли он в подобном состоянии, – состоянии более жалком, чем состояние физической глухоты и немоты. Последнее состояние есть только несчастье, которое не вменяется никому в вину, ибо не зависит от нашего произвола. Но за духовную глухоту и немоту никому не избежать ответственности перед Судом Божиим, ибо она есть плод произволения, следствие свободного противления воле Господа, зовущего ко спасению. Никто не может сказать, что он не слышал этого зова, этого напоминания о покаянии. Благодать Божия всех призывает к Нему вышеуказанными способами. И горе тем, которые заграждают свой слух от ее голоса! Им придется некогда услышать такой приговор от Сына Божия, нашего Искупителя и вместе Судии: Понеже зва х, и не послу шаесте, и простирах словеса, и не внимасте, но отметасте Моя советы и Моим обличениям не внимасте: убо и аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба (Притч. 1, 24–26). Надобно быть врагом себе, чтобы идти навстречу этой погибели. А избежать ее можно не иначе, как посредством принуждения себя к покаянию. Первым шагом на пути покаяния для духовно‑глухого и немого должно быть сознание жалкого своего состояния и нужды в благодатной помощи, которая всегда готова ему. Как Господь Иисус исцелил глухого и косноязычного прикосновением своего перста к его ушам и языку, так Он же перстом Духа Божия (см.: Лк. 11, 20; Мф. 12, 28) разрешит от духовной глухоты и немоты каждого, кто возопиет к Нему: отверзи, Господи, оглохнувшия уши души моея, и тогда от избытка сердца, благодарного к Тебе за духовное исцеление, возглаголят уста мои хвалу Тебе.

(651)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие