• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Епископ Виссарион (Нечаев). Уроки покаяния по библейским сказаниям

Глава 52

Чудеса Христовы

 

Мене ради Бог сый, вообразился ecu в мя (принял мой образ), показал ecu чудеса, исцелив прокаженныя и расслабленного стягнув (расслабленных укреплял), кровоточивыя ток (течение крови) уставил ecu, Спасе, прикосновением риз.

(Мф. 9, 20; Лк. 8, 43‑44)

 

Расслабленного стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока (исцелил), и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа (изобразил).

(Мф. 9, 6‑8, 13; Лк. 7, 2‑15; Ин. 17‑26)

 

Кровоточивую исцели прикосновением края ризы Господь, прокаженныя очисти, слепые и хромые просветив исправи, глухие же и немыя и ничащия низу (согбенную) исцели словом, да ты спасешися, окаянная душе.

(Мф. 9, 20–22; 11, 4–5; Лк. 13, 10–13)

 

Низу сничащую (согбенной) подражай, о душе моя, прииди, припади к ногама Иисусовама, да тя исправит и да ходиши право стези Господни.

(Лк. 13, 11–13)

 

Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя (увечных) уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую (уже исшедшую) возврати осязанием руки.

(Мф. 4, 23; 9, 10–11; Мк. 5, 41–42)

 

Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися (не будь хуже хананеянки с отчаяния. Ты слышала, как за веру ее получила исцеление дочь ее словом Божиим). Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу.

(Мф. 15, 22)

 

Хананее и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыну Давидову, касаюся края ризы Его, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем.

(Мф. 15, 22; 9, 20; Ин. 11, 33)

 

Умилосердися, спаси мя, Сыне Давидов, помилуй, беснующияся словом исцеливый. Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умна Света превечна.

(Ин. 9, 7)

 

Брак убо честный (честен) и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе.

(Евр. 13, 4; Ин. 2, 1–11)

 

Буря мя злых (зол) обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри.

(Мф. 14, 31)

 

Яко спасл ecu Петра возопивша, спаси, предварив мя (поспеши спасти и меня), Спасе, от зверя мя избави, простер руку Твою, и возведи из глубины греховныя

(Мф. 14, 28–31)

 

«Мене ради, Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса». Принявший на Себя образ человеческий, Един из лиц Святой Троицы, Единосущий Отцу и Духу, Сын Божий, во дни земной жизни Своей сотворил множество чудес, проявлявших власть Его над болезнями, над бесами, над смертью, над стихиями. Он чудесным образом исцелял увечных, прокаженных, слепых, хромых, расслабленных, бесноватых, воскрешал мертвых, укрощал бури, претворил воду в вино.

Чудеса Иисуса Христа прежде всего свидетельствовали о Его Божественном посольстве в мире. Сам Он говорил о них: Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).

Вместе с тем в чудесах Христовых замечательно то, что они носят человеколюбивый и символический характер. Ни одного чуда Христос не совершил с единственной целью прославить себя. Еще во время искушения в пустыне Он отрекся обратить камень в хлеб и броситься с высокой кровли храма вниз без малейшего вреда для Своей жизни. Эти чудеса, которых требовал от Христа диавол, могли бы только послужить к личной славе Христовой, но не имели бы спасительного значения для людей. Во время общественного служения Своего Иисус Христос по той же причине не согласился на предложение фарисеев и книжников показать знамение с неба (см.: Мф. 12, 38; Лк. 11, 16), например, произвести гром и молнию в ясную погоду. Такое знамение, может быть, увеличило бы славу Христа; но Он избегал славы человеческой и Свое Божеское всемогущество никогда не употреблял для прославления только Себя. Все дела Его всемогущества были вместе делами человеколюбия и благости. По человеколюбию и благости Он отказал тоже в позволении двоим ученикам Своим ревновать о Его славе, низвесть огонь с неба на самарян в наказание за то, что они не приняли Его (см.: Лк. 9, 55).

Чудо над смоковницей, иссохшею от проклятия Христова, внешне свидетельствует о бесцельной строгости Его, на самом же деле оно было символическим пророчеством об отвержении иудеев.

Чудеса Христа Спасителя, проявляя человеколюбие Его, относились ближайшим образом к телесным нуждам людским. Правда, Христос приходил с неба на землю не за тем собственно, чтобы освобождать человека от внешних зол и нужд, а затем, чтобы, как Сам Он учил, спасти человека от греха, от власти диавола и от вечного осуждения. Но нет сомнения, что этой цели пришествия Христова соответствовали чудеса Его, состоявшие в оказании людям телесной помощи.

Так чудесно исцеляя телесные недуги, которые явились в мире вследствие греха, Христос давал понять, что Он есть врач и духовных недугов, что имеет власть разрешать от грехов, как Сам Он ясно засвидетельствовал, когда перед исцелением одного расслабленного сказал ему: Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои, и вслед за тем, чтобы все видели, что Он имеет власть прощать грехи, изрек вслух: Встань, возьми одр свой и иди в дом твой (Мф. 9, 2‑6).

Исцеляя бесноватых, Господь Иисус тем засвидетельствовал, что пришел затем, чтобы разрушать дела диавола, разорить царство его. Воскрешением мертвых удостоверил, что Он есть воскрешение и живот, победитель смерти, пришедшей в мир с грехом, так что верующий в Него умирает уже не с безотрадным чувством утраты жизни, но с надеждой блаженного бессмертия по самому телу, имеющему воскреснуть. Помогая людям в их физических нуждах и опасностях, Господь Иисус наводил их на мысль о нуждах духовных и располагал их к исканию Его всесильной помощи в их нуждах. Так, чудесно насытив пять тысяч народа, Он говорил: Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Я есть хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать никогда (Ин. 6, 27, 35). Он недоволен был тем, что народ искал Его после помянутого чуда, и со скорбью говорил ему: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 26). Таким образом, чудо насыщения пятью хлебами не лишено было символического значения, – оно возводило мысли чувственного народа от чувственных потребностей к духовным, удовлетворение которых было главной целью пришествия Христа на землю.

Это же символическое значение, должно думать, имели и другие чудеса. Так, исцелив слепорожденного, Он Сам изъяснил значение этого чуда: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие (то есть смиренно сознающие в себе недостаток духовного просвещения истиной) видели (духовно просветились), а видящие (гордившиеся своим видением) стали слепы (Ин. 9, 39), то есть не узрели Божественной истины: она легко открывается младенцам, доступна младенческой вере, и сокрывается от мудрых и разумных. Эти соображения о значении чудес Христовых необходимо иметь в виду при размышлении о тех стихах Великого канона, в которых делается указание на них.

(651)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие