Примечание автора
На Великом повечерии в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене в Четверг пятой седмицы того же поста – в полном составе Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского.
Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 250 тропарей (включая тропари в честь самого его творца и преподобной Марии Египетской).
Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Он весь направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления. Грешник не должен думать, что он может до конца жить в грехах безнаказанно.
Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона:
Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все боговдохновенное Писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога.
[1] Ризу эту устроил собственно Господь. Если же сказано в рассматриваемом стихе, что сшиваше кожные ризы грех, это должно понимать в том смысле, что грех послужил для Господа побуждением облечь человека в кожу.
[2] Другие, впрочем, под тристатами разумеют участвовавших в походе сановников, близких к фараону, занимавших третье место, или третий ряд вокруг него (см.: Исх. 14; 7).
[3] См. в «Толковом Евангелии» архимандрита Михаила примечания на Ин. 19, 34.
[4] По русскому синодальному переводу с еврейского текста, – 40 дней.
[5] См. выше главу о Моисее: рука нас Моисея да уверит, как Бог может прокаженное очистить.
[6] Сохранилось предание, что исцеленная от кровотечения жена в знак благодарности к Исцелителю воздвигла статую в честь Его и что трава, росшая у подножия этой статуи, служила противоядием всякого рода болезни. (Созомен. Книга 5, гл. 21; Евсевий Кесарийский. Церковная история. 7, 18).
(651)