ПРИЛОЖЕНИЯ 1-21: ДОКУМЕНТЫ, ФОТОГРАФИИ

Приложение 6. Из газетной хроники

В 1898 г., когда строительство железной дороги на участке между городами Вятка и Пермь набрало силу, вятские губернские газеты запестрили сообщениями о ходе строительных работ. В них говорилось, что больше всего строительством интересуются жители сёл и деревень, расположенных на Сибирском тракте.

Газеты сообщали, что крестьяне притрактовых селений опасаются железной дороги. Оказывается, они прекрасно понимали, что как только дорога будет введена в строй, значение Сибирского тракта сразу же упадёт. И, конечно же, это резко ухудшит их жизнь. Ведь если прежде перевозку пассажиров и грузов по Сибирскому тракту осуществляли крестьяне и неплохо на том зарабатывали, то теперь эту статью крестьянского дохода «отбирала» железная дорога[8].

Но, с другой стороны, вятские губернские газеты также сообщали, что крестьяне селений, стоявших на Сибирском тракте, всё–таки принимают в строительстве железнодорожной насыпи и заготовке леса для изготовления шпал самое активное участие. Ведь, как–никак, строительство такого огромного по своим масштабам инженерно–технического сооружения как железная дорога давало возможность подзаработать и получить неплохие деньги.

Неслучайно жители Дебёс тоже выезжали на строительство железнодорожного полустанка Кез, они же первыми из своих односельчан увидели паровозы и железнодорожные поезда. «Поезд – это домики на колесах, – рассказывали они о чуде техники односельчанам. И поясняли: – А тянет их за собой огромная, тоже колёсная, печка»[9].

Обслуживание железнодорожных станций требовало большого количества рабочих рук. Поэтому небольшие  станции и полустанки – например, такие как станция Кез, – вскоре выросли и превратились в крупные посёлки. А бывшие торговые сёла на Сибирском тракте – такие, как село Дебёсы, – постепенно стали уменьшаться. Они впервые за полтора столетия остались в стороне от большой дороги. И жители таких селений вдруг остро почувствовали, что жизнь начала обходить их стороной[10][11].

(552)