• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

ПРИЛОЖЕНИЯ 1-21: ДОКУМЕНТЫ, ФОТОГРАФИИ

Приложение № 21.   «Ломали в пасхальный день…»

«Дудырев А.В.: – Церковь начали ломать весной 1962 года. Ломали до осени. Да год–полтора, наверное, бились над уборкой мусора.

Ломали татары. Они приехали откудо–то с Глазовского района. Там церковь сломали и приехали в Дебёсы договариваться. С Зайнаковым они договорились. Зайнаков–то и решил церковь сломать. Он же голова в районе был – первый секретарь райкома партии!

Как жители к этому отнеслись? О–о–о! Шуму сколько было! Молодым–то смешно было. Недовольны были старики. Я только и то – проклятый всем Дебёсам! Так старики считали. А я–то ведь не ломал. Меня коммунальный отдел туда направил кладовщиком работать. Моё дело: они, татары–шабашники то есть, с работы уходят – я прихожу, записываю пофамильно, кто сколько сломал. Церковь–то на кирпич ломали. Кирпичи потом коммунальный отдел продавал. Поэтому татарам выгода была. С целого кирпича они получали 4 копейки, а с половины – 2.

Продали много. Частникам в нашем районе, в Пермскую область. Из кирпича того построили водонапорную башню педучилища, электробудку за старым клубом, целый цех на Кезском льнозаводе. Для разметки дебёсского аэродрома тоже использовали тот кирпич.

Ну а потом, когда до низу церкви дошли, пошёл у них бой. Целых кирпичей стало мало. Татары один за другим и разъехались. Доламывали церковь уже  сами  жители. Это когда им разрешили кирпич бесплатно брать. А я–то хотя бы один кирпич для себя отшиб! Ничего не взял. Так что зря старики  в мою сторону плевали.

А сама церковь очень крепкая была. Шов не расходился, как сейчас делают. Люди старые говорили, что на яйцах раствор был замешан. Может быть, это и правда. В растворе можно было увидеть какие–то жёлтые пятна.

Стены татарам давались очень тяжело. Работали ведь одной киркой. Механизации никакой не было. Технику пригнали только тогда, когда колокольню стали снимать. Пытались её тракторами стащить. Были там мощные «С–100», а «помощниками» по бокам к ним прицепляли «ДТ». И ведь ничего не могли сделать! Тракторы буксовали. Тросы лопались! Только потом уж стали колокольню «подрубать». Почти точно также, как подрубают ёлку, когда её хотят завалить. Только после этого сумели колокольню стащить. И то по частям.

Когда меня послали туда работать кладовщиком, татары уже свод начали разбирать. С этого свода трое  из шабашников упали. Провалились. Увезли их в больницу. Один там, в больнице, сразу и скончался. Был он русский. А те, татары–то, оклемались. Русского же потом на кладбище дебёсском похоронили, рядом с братской могилой.

Вот так получается, церковь–то разобрали. Сломали её татары и сами сельчане. А всё это решение было зайнаковское. Они там, в райкоме, решили убрать её с глаз долой – и убрали. Будто не было другого места, куда исполком ихний поставить! Да тут же рядом на Базарную площадь бы и поставили. И исполком бы стоял, и церковь бы сохранилась!

Кельдибеков Е.Н.:

– По–моему, решение сломать церковь не было коллегиальным. Этот вопрос решили два деятеля – председатель райисполкома Тройников Николай Васильевич и первый секретарь райкома Зайнаков Семён Иванович. Они решили: церковь разберём, кирпичи продадим, а на месте церкви построим здание под райком и исполком. Финансирование нового строительства должно было пойти от обкома партии.

Я тогда говорил, что не надо церковь ломать. Ведь это же архитектурный памятник! Семён Иванович махнул на это рукой.

И что? Наняли бригаду шабашников. Татары это были. Один единственный там русский парень был. Он попал под обвал. Погиб. Как раз ломали в пасхальный день. Вот тогда одна женщина, помню, сказала: «Один православный был – Бог его и наказал!

Ломали церковь с трудом. Кладка там капитальная была. Кирпич от кирпича отколоть было невозможно. Куда потом кирпичи подевали, не знаю.  Растащили, одним словом, что можно было растащить. А то, что не сумели на кирпичи разломать, весь этот мусор вывезли за село. Потом ещё долго огромные глыбы кирпичные на окраинах Дебёс лежали.

Когда церковь ломали, подвальные помещения её не тронули. Некоторые из них так и остались целыми. В подвале много лабиринтов было. Помещения маленькие, ходы узкие. Нашли там сундук. А в нём, говорят, был захоронен ребёнок–уродец. Горбатый был что ли? Подвалы до сих пор должны быть под зданием райисполкома.

Кельдибеков Н.Е.:

– Когда колокольню с церкви стали стаскивать, мы в школе были. Учились тогда в старом одноэтажном здании рядом с универмагом.

Мы всей школой смотреть прибежали. В общем, с уроков сбежали. Но и учителя нас особо не удерживали.

Несколькими тракторами колокольню пытались стащить. Трактора мощные были. Ничего у них не получалось. Тросы чуть ли не с руку толщиной, но и те лопались. Взрывать пытались – ни один кирпич не шелохнётся! Делали шурфы и туда толовые шашки совали. Только направленный взрыв получался. Не смогли взорвать. Но, видимо, всё–таки это немного помогло. Потом уж как–то с грехом пополам колокольню с места стащили.

Так–то мы в то время часто приходили  по вечерам в церковь. Пацанам там всегда какое–нибудь да дело находилось. Играли, бегали. Один из нас однажды даже в поповскую гробницу провалился. Вроде только здесь он был – и не стало. Мы ушли без задней мысли. А он внизу, в подвале меж гробов поповских всю ночь пролежал. Утром татары пришли и вызволили его. Он тогда из гробницы той целое ведро монет медных в школу приволок…» ( Газета «Байгурезь» 1994г).

[1] ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д.43. Л.4. Клировые ведомости. 1824 г.

[2] Там же; л.4.
[3] Выписка из грамоты Преосвященного Гедеона на построение в с. Дебесском, Сарапульского у., вместо деревянной церкви, вновь каменного храма во имя  Свят. Троицы с приделами  в честь Свят. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского. 1816 г. 5 июня – Прим. авт.
[4] Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. – Издание Вятской Учёной Архивной Комиссии. Вятка, 1914. — С. 438.
[5] Роготнев П. Дебесский район. На стыке дорог и времен.– Дебесы, 2007. – С. 3 – 11.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Роготнев П. Дебесский район. На стыке дорог и времен.– Дебесы, 2007. – С. 3 – 11.
[9] Удмуртская Республика: Энциклопедия. / Гл. ред. В.В. Туганаев. Ижевск: Удмуртия, 2000. – С. 345.
[10] Там же.

[12] Дебёсский райгосархив. Ф.3. Оп.1. Д.1. Л.36 об.
[13] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.1.
[14] Там же; л.1об.
[15] Там же; л.2.
[16] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.3.
[17] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.8.
[18] Там же; л.10.
[19] Там же; л.16.
[20] Дебесский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.16.
[21] Дебесский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.78.
[22] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.37.
[23] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.38.
[24] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.38об.
[25] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.46.
[26] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.50.
[27] Там же; л.51.
[28] Там же; л.52.
[29] Там же; л.53.
[30] Дебёсский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.11. Л.59.
[31] Дебесский райгосархив. Ф.1. Д.1. Оп.11. Л.75.
[32] Дебесский райгосархив. Ф.26. Оп.1. Д.7. Л.5об.

Продолжение следует…

(1022)

Комментирование запрещено

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие