• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

ПРИЛОЖЕНИЯ 1-21: ДОКУМЕНТЫ, ФОТОГРАФИИ

Приложение 17. Документы 1933-1943 годов о закрытии в Дебесах Свято-Троицкого храма

«С целью выявления пригодности для дальнейшего устройства религиозных обрядов, Дебесский еросисполком Удмуртской Автономной Области был вынужден через техническую комиссию обследовать состояние церковного здания села (районного центра), каковая руководствуясь бюллетенем №2 от 32 года п.46 по случаю угрожающего сотояния предложила церковному совету произвести соответствующий ремонт в течение I–го (а не II–го! Как на самом деле) квартала 1933 года.

Церковный совет за этот период не смотря на то, что были все возможности – ничего не сделал».

Еросисполком на основании постановления ЦК от 30 года (бюллетень №2 п.51) вынужден был вынести решение об окончательном закрытии церкви и использовании его под дом культуры.

Для утверждения постановления Президиума Еросисполкома пред Областным Исполкомом У.А.О. о расторжении договора с общиной верующих, что и утверждено комиссией по вопросам культов при ОБИК–е.

Президиум Еросисполкома (Райисполкома) молитвенное здание в целях культивизации националов удмуртов решил использовать под дом культуры районного значения.

Коллективизация в самом селе Дебессах доходит до 80%, район сплошной коллективизации, имеющий МТС. Это одно из первых достижений в условиях национальной области, населяющий удмуртами, угнетенный, закабаленный, порабощенный в царское время.

Религиозность удмуртов по последним данным показал меньше 10% от общего количества населения. Для верующих, которых очень немного, в еросе имеются еще 4 функционирующих церкви, которые расположены друг от друга от 10–ти до 20–ти километров расстояния. Всего населения в еросе 35000 человек.

«Президиум Дебесского Еросисполка просит утвердить решение Областной комиссии по культам. Особо обращаем внимание как на национальный район, населяющий удмуртами на 75% в данном районе.

Председатель Еросисполкома: Трефилов

Секретарь Еросисполкома: Хохряков»[25]

Примечание: вместо подписи под документом Трефилова стоит подпись Хохрякова, а вместо подписи Хохрякова тоже чужая.

24 октября 1933 года – новая бумага ёросисполкома в центральную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК и копия Областной комиссии:

«Аппелирующий церковный совет Дебесской религиозной церкви пред центральной комиссией по культам об отмене постановления Областной комиссии о закрытии церкви и ходатайствующий о разрешении дальнейшей религиозной службы, который доказывает:

1.      В ближайших приходских селах, которых церковный совет в своей аппеляции перечисляет до 8–ми сел и доказывает, что в этих селах религиозная служба не производится. Еросисполком доводит до Вашего сведения, что во всех этих селах есть церкви, которые функционируют, религиозная служба не прекращена.

2.      Кроме того, церковный совет пишет, что он ходатайствовал перед Еросисполкомом об отпуске железа от церковной ограды для ремонта здания, последние с ходатайством никогда не входили в течении 5–ти месяцев.

3.      Дальше Церковный совет аргументирует, что по предложению технической комиссии кое–какой ремонт произведен. Еросисполком ставит в известность: последние никакого ремонта в течении всего летнего периода не произведены, тогда как здание церкви угрожает обвалом и дальнейшего оставления в прежнем положении считаем недопустимым, где могут получиться серьезное последствие[26].

11 сентября 1933 года – Комиссия ВЦИК по вопросам культов направляет бумагу в г. Горький, в Комиссию по вопросам культов при Крайисполкоме:

По препровождаемой жалобе церковного совета Дебесской церкви, села Дебесс, Удм. Авт. Области, на закрытие церкви, – комиссия предлагает Вам в 3–х декадный срок рассмотреть это дело в установленном порядке.

Состояние здания должно быть проверено компетентной Комиссией Строительного Надзора. При необходимости ремонта, должен быть предоставлен срок, причем примите к руководству, что невыполнение в срок ремонта, по причине отсутствия материала, не может служить основанием к расторжению договора на пользование зданием. Исполнение сообщите. С возвращением переписки.

Отв. Секретарь Комиссии: Воробьев

Консультант: Орлеанский[27].

21 сентября 1933 года – Комиссия Крайисполкома направляет бумагу в Удм.Обл. Комиссию при Президиуме ОБИК:

Жалоба верующих Дебесской церкви вместе с предложением пост. Комиссии при Презид. ВЦИК от 11/IX–33г. за № УД–2 направляется Вам для непосредственного исполнения.

Отв. Секр. Кр. Комиссии Лебединский»[28].

8 октября 1933 года – ОБИК направляет бумагу в Дебёсский Ёросисполком вместе с жалобой верующих и с предложением постоянной Комиссии ВЦИК от 11 сентября 1933 г. для исполнения. Дело распухло уже до 10 листов. После исполнения материал приказано вернуть в ОБИК[29].

4. Церковный Совет состав технической комиссии компрометирует, мотивируя, что лица, производящие обследование, некомпетентны в этом деле. Еросисполком комиссию создавал из лиц вполне сведущих в этом деле: Поздеев (строитель–техник), Юферев (Зав. Коммунальным Отделом, специалист–строитель), Поздеев (плановик–экономист) и Президиум Еросисполкома считает комиссию вполне соответствующим в поручении для обследования здания.

5. Все аргументы церковного совета Президиум Еросисполкома (Райисполкома) опровергает и просит Центральную Комиссию по культам утвердить постановление Областной комиссии по культам в самый незамедлительный срок.

Для удовлетворения религиозных обрядов верующих, которых очень немного, функционируют все церкви, перечисленные в заявлении церковного совета и самая ближняя церковь находится от районного центра в 12 километрах.

Для ясности прилагаем акты и решение Президиума ЕРИК и ОБИК.

Председатель: Трефилов

Секретарь: Хохряков»[30].

«Акт: 1934 г. 7 июля комиссия в составе представителя облисполкома т.Бабкина, от Президиума РИК т. Поздеева, Райпрофсовета Ходырева, техника–строителя РИК т. Семагина в присутствии зав. коммунальным хозяйством т. Юферева, техника–строителя Поздеева, председателя церковного совета Малых, под председательством т.Бабкина по поручению Обисполкома произвели проверку акта технической комиссии Дебесского Райисполкома от 13/IV–33 г., сметы, составленной на предмет капитального ремонта Дебесской церкви от 7 февраля 34 г. и жалобу церковного совета на технический акт от 1 сентября 33 г., причем комиссией установлено:

1. технический акт и смета соответствуют действительному положению, за исключением пункта №13, где нужно считать не заливку асфальтом, а требуется шпаклевка и окраска пола в количестве 480 кв/м.

2. комиссия установила дополнить к имеющейся смете внутреннюю штукатурку верхнего этажа колокольни в количестве 100 кв/м

3. в подтверждение пункта №8 технического акта, в момент осмотра комиссией установлено, что в северной части здания происходит течь дождевых вод, что содействует разложению свода.

4. в жалобе церковного совета имеется ссылка на заключение губернского архитектора, обследовавший 15 лет тому назад, комиссия установила, что ни в каких официальных данных об техническом осмотре нет. Комиссией также установлено, что никакого официального ходатайства перед РИК относительно отпуска стройматериалов со стороны церковного совета не было.

5. По заявлению председателя церковного совета, т.е. с 1 сентября 1933 г., ремонта церкви никакого не производилось и в настоящий момент для производства ремонта средств не имеется. По заявлению священника Москвина капитальный ремонт церкви производился в 1883 году.

6. Исходя из вышеизложенного, комиссия считает, без указанного в смете капитального ремонта допуск публики в церковь не возможен, а при производстве  указанного в смете капитального ремонта здание может быть использовано для любых целей.

Подписи 7 человек:

3 – присутствовавших (в т.ч. Малых);

4 – члены комиссии»[31].

Список населённых пунктов Дебёсского района, в которых не производится колокольных звон (1934 г.).

1.Дебёсы – с 13 апреля 1933 г. («по решению массы», а также «т.к. требуется ремонт»);

2.Тыловай – с 20 августа 1933 года (без указания причины);

3.Верхний Четкер – с 20 августа 1933 года («по постановлению Шудзялудского с/совета»);

4.Большая Чепца – с 25 августа 1933 года (без указания причины);

5.Зюзино – с 29 января 1934 года («по ходатайству о прекращении колокольного звона Зюзинского с/совета»);

6.Уйвай – с 9 августа 1932 года («за неимением служителей культа»)

(1023)

Комментирование запрещено

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие