ПРИЛОЖЕНИЯ 1-21: ДОКУМЕНТЫ, ФОТОГРАФИИ

Приложение 5. Сибирский тракт…

Новая почтовая станция располагалась очень удобно – на самом выезде из села, у Красного моста. На месте нынешней улицы Малыгинской в то время была пустошь. Здесь пасли лошадей земской почтовой службы. А ниже Красного моста – там, где Дебёска из маленькой речушки превращалась в огромный омут, – лошадей купали.

Старая почтовая станция, находившаяся на месте нынешнего Центра ремёсел, как и прежде, обеспечивала дальние почтовые перевозки по Сибирскому тракту, но объём работы для этой станции постепенно уменьшался. Причина сокращения работы состояла в то, что в 1860–е г. вдоль всего Сибирского тракта провели телеграфную линию – на всём протяжении самой длинной дороги России теперь стояли высокие телеграфные столбы с проводами.

Благодаря телеграфной связи любой правительственное сообщение можно было передать в течение часа даже в самые дальние города. Именно по этой причине необходимость в быстрых почтовых тройках постепенно отпала. Всё реже и реже слышался звон почтового колокольчика на Сибирском тракте.

Первая линия телеграфной связи в России соединяла города Петербург и Москву. Затем началось строительство телеграфной линии вдоль Сибирского тракта от Москвы до Тобольска. В самом начале 1860–х г. столбы с телеграфными проводами появились и в Дебёсах.

Селяне никак не могли понять, для чего это вдоль их главной улицы вкапывают в землю никому не нужные столбы. Мало того! Огромные эти столбы ещё почему–то соединяют друг с другом металлической проволокой.

Связисты, тянувшие телеграфную линию, долго объясняли жителям села: благодаря телеграфным проводам любое сообщение из Москвы в Сибирь будет доходить всего за несколько минут! Но такое объяснение только сбивало с толку. Поэтому на первых порах жители села специально приходили к телеграфной линии и подолгу глядели на провода: всё хотели увидеть, как по телеграфным проводам из Москвы в Сибирь и обратно буквы одна за другой бегают[5]

В 1860–е г. в стране появились и другие изменения, которые жители Дебёс очень быстро почувствовали на себе. Так, после открытия в 1850–е г. пароходного движения по Волге, Каме и Вятке, перевозки грузов и пассажиров по Сибирскому тракту в период с мая по октябрь резко сокращались. В это время основная нагрузка по доставке почты, грузов и пассажиров приходилась на речные порты. За какие–то десять–двадцать лет они, как грибы после дождя, появились во всех больших городах, стоявших на берегах крупных рек[6].

Две дороги…

Также в весенне–летний период сокращалась и отправка арестантских партий по Сибирскому тракту. Теперь арестантов грузили на баржи в Нижнем Новгороде. Эти баржи брали на буксир пароходы, которые по Волге и Каме шли до Перми. И только здесь арестанты, отправляемые в ссылку и на каторгу из Москвы, Нижнего Новгорода и Казани, впервые знакомились с этапами Сибирского тракта. Таким образом, и у солдат конвойной команды дебесского этапного пункта хлопот летом тоже становилось меньше.

В 1890–е г. вдоль всего сибирского тракта началось строительство железной дороги. В 1900 г. оно было завершено. С этого времени все основные грузовые, пассажирские и почтовые перевозки стали осуществляться по Транссибирской железнодорожной магистрали. По этой железной дороге от одной станции к другой мощные паровозы тянули за собой почтово–пассажирские поезда и огромные составы тяжелогруженых вагонов [7].

(552)