• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Священник Симеон Татауров. Изучая исторические документы

Вместо предисловия

Жизнь последнего священника Свято-Троицкого храма Симеона Ивановича Татаурова до сих пор полна «белых пятен». Вопрос о том, где и когда ушел из жизни священник, где находится место его захоронения, можно задать сегодня в связи со многими священниками того времени. Открываются новые факты террора и геноцида молодой Советской власти в стране. Поэтому, фраза «жертва политического террора» говорит о многом, но не дает успокоиться до тех пор, пока все детали прошлого не будут преданы гласности. Эта статья лишь попытка сделать труд священника Симеона Татаурова известным  современному читателю.
В ходе работы над материалом изучены первоисточники — Клировые ведомости по Свято-Троицкому храму села Дебесы с 1900 по 1921 годы, материалы уголовного дела на священника за 1938 год. В работе активно используются Интернет-источники.

Детство и годы становления

Будущий священник Симеон Иванович Татауров родился в 1874 году в семье псаломщика в селе Нечкино, ныне Сарапульский район.  По архивным данным ясно, что храм, в котором служил отец Симеона, удивительным образом сохранился. Позволим себе некоторое отступление от темы нашей беседы.
Богоявленская церковь в селе Нечкино  была построена по храмозданной грамоте, выданной в 1801 году, вместо обветшавших в тому времени двух близ лежащих деревянных храмов, и освящена в 1807 году. Проект храма принадлежал  вятскому губернскому архитектору Федору Михайловичу Рослякову. На протяжении 30 лет церковь достраивалась, была добавлена колокольня по проекту архитектора Ивана Апполоновича  Чарушина. 1  (Приложение 1)

Богоявленская церковь села Нечкино Сарапульский район

Симеон рос в благочестивой семье.  15-летним юношей в 1889 году он поступает в Вятское Духовное училище (города Вятки, ныне Кирова), где учится всего один год. Затем четыре года (с 1889 по 1993) состоит послушником в  Спасо-Орловском монастыре Вятской Епархии. Монастырь этот славился  чудотворной иконой Нерукотворного Спаса, явленной на болоте в 6-ти верстах по Московскому тракту от Орлова в сторону Хлынова — Вятки (старин. названия города Кирова).

Спасо-Орловский монастырь. Историческое фото

В 1893 году молодой Симеон Татауров становится церковником при Крестовой Церкви города Сарапула. А в 1895 — послушником при Крестовой церкви Вологодского Архиерейского дома. В 1900 году Епископом Сарапульским Никодимом Симеон Иванович определен исполняющим должность псаломщика к Тихвино-Богородицкой церкви села Паздеринского Сарапульского уезда. В Тихвинский храм уже тогда приходили и приезжали христиане, чтобы поклониться святым иконам, которые приплыли на плоту по реке Кама. Удивительно,  в наше время мы, наверняка, не единожды побывали в  Успенском-Вознесенском женском монастыре села Перевозное Воткинского района, где ныне пребывают святыни, что в народе называют «старыми иконами». 2

Чудотворный крест Свято-Успенского Вознесенского женского монастыря село Перевозное Воткинского района

Дебесы в жизни священника Симеона Татаурова

В 1902 году епископом Сарапульским Владимиром псаломщик Симеон Татауров утвержден в сей должности и перемещен в село Дебесы. Так начинается крестный путь отца Симеона.
В Клировых ведомостях по Троицкой церкви с. Дебес за 1903 год есть указания на женитьбу отца Симеона на Юлии Филипповне, дочери мещанина. К тому времени у них годовалая дочь Елена.
Уже в первые годы служения в Дебесах отец Симеон проявляет себя как грамотный музыкант, незаурядный учитель в школе. «Чтение и пение знает отлично хорошо» (Клировые ведомости за 1903 год); «Чтение знает хорошо, катехизис удовлетворительно; пение – весьма хорошо. Поет тенором. Может управлять хором» (Клировые ведомости за 1905 год)»; «Голос имеет тенор, пение знает, может управлять хором. Чтение и пение знает отлично хорошо. Катехизис удовлетворительно Организовал хор певчих.  Поведения весьма хорошего, услужливый, добрый товарищ. За исполнительность, услужливость, почтительность, устройство хора и безвозмездное обучение детей в школе пению  заслуживает внимание и поощрения Епархиального Начальства». Да, отец Симеон параллельно с церковными обязанностями выполняет учительский труд. Он является учителем пения в Мужской и Женской земских школах села Дебесы. Известно, что училось там немало детей — около 200 мальчиков и 50 девочек.
Сохранились две уникальные фотографии отца Симеона и девочек — певчих. Пока это единственные фотографии, на которых мы видим отца Симеона.
В 1912 году отец Симеон возведен в сан диакона, но продолжает регентствовать в Свято-Троицком храме села.
В 1910 году отец Симеон принимает еще одну обязанность. Он становиться Законоучителем в Уйвайской церковно-приходской школе, а затем в Марковском земском училище. В то время из транспорта только лошади, а то и просто пешком. И в любое время, и в мороз, и в дождь. Удивительно, как люди справлялись с трудностями, какими сильными характером и выносливыми они были.
В 1915 году в Клировых ведомостях о нем написано: «Участвует в совершении богослужений и чтений в деревнях прихода».
В 1916 году: «Скромный, вежливый и почтительный.  Состоит регентом церковного хора и председателем певческого Кружка из Епархиального Отдела Братства. Вводит общее родное пение при Богослужениях». Стало быть, отдельные песнопения шли в храме на родном удмуртском языке.  И на Собраниях Епархиального Отдела Братства регентов, как председатель Отдела, отец Симеон делился своим опытом перевода молитв на удмуртский язык и мелодику.
В 1920 году: «Заботится о стройном благоговейном пении и чтении, религиозен».

Иерей Симеон

Памятник Героям Гражданской войны на горе Каланча в селе Дебесы

В 1920 году, в разгар большой смуты, отец Симеон принимает сан иерея. Надо заметить, что за год до этого в 1919 году случилось событие, заставившее дрогнуть многих местных священников. Отдел по делам архивов Администрации муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики опубликовал подборку материалов, касающуюся событий 1919 года. На горе Каланча установлен памятник освобождению села Красной Армией от колчаковских войск в 1919 году.  С апреля по июнь село находилось под властью белых. В боях против белобандитов, за освобождение родных мест погибло много наших земляков, а так же уральцев, латышей, питерцев (Приложение 2).

Священников тогда обвинили в помощи белогвардейцам: Встречали «белых» колокольным звоном, служили вместе с белогвардейцами в храмах «как на Пасху». А были и такие, что ушли вместе с «белыми»,  «эвакуировались» (то есть эмигрировали), как записано в Ведомостях по притчу Церкви за 1920 год.
Нужно иметь мужество, чтобы в такое сложное время остаться верным церкви. Именно в это непростое время отец Симеон принимает священнический сан и встает у престола Божия, совершая главное церковное священнодейство   — Евхаристию.
В Клировых ведомостях за 1921 год есть пометка, что с ними проживает мама Симеона Ивановича — вдова Ольга Моисеевна. В семействе у них так же Александра (Гусева Александра Ивановна), сестра Симеона Ивановича, 1877 года рождения, состоит просфорницей в селе Большая Чепца.
В Клировых ведомостях за 1926 год об отце Симеоне есть уточнение: «От казны жалования не получает, а пользуется от прихожан за службу и требоисправления добровольным вознаграждением хлебом и деньгами».

Троицкое православное религиозное общество в городе Дебессах

В 1927 году на базе церкви Святой Троицы создается «Троицкое православное религиозное общество в городе Дебесах Вотской Автономной Области». Священники стремятся быть в гуще дел, найти свое место, свою нишу в стремительно разворачивающихся событиях и продолжить служение у престола Божия.  Татауров Симеон Иванович, как остальные священники, записан в документах пресвитером, служителем культа. Общество христиан обозначает задачи, собирает «под свое крыло» православных села. Из материалов того периода читаем:

1-е Задачи Общества. Троицкое Православное Религиозное общество имеет целью объединение граждан Православного христианского исповедания при храме города Дебес Вотской области.

С этой целью Троицкое Православное религиозное общество:

  1. устраивает молитвенные собрания;
  2. управляет имуществом, полученным по договору от местных органов Советской  власти;
  3. заключает сделки частноправового характера, связанным с управлением культовым имуществом;
  4. участвует в съездах религиозных обществ;
  5. назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов.

2-е Состав общества

  1. Членом Дебесского Православного религиозного общества может быть  всякий гражданин, придерживающийся к данному культу.
  2. Зачисление в члены общества производится общим собранием открытым голосованием простым большинством голосов.
  3. Выбытие из членов производится или по личному заявлению выбывшего или по постановлению 2/3 наличного числа членов общества по спискам.
  4. Списки членов общества представляются в управление Облисполкома.

3-е Средства общества.

Отдельные члены общества или его уполномоченные могут собрать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом.

Примечание: Обязательных членских взносов на членов общества возложено быть не может.

4-е. Управление делами общества.

  1. Все вопросы, возникающие в жизни общества рассматриваются на общем собрании открытым голосованием простым большинством голосов, а исключение случаев, предусмотренных в п.п.5 и п.11 Устава, общие собрания общества проходят открыто.
  2. Для выполнения своих постановлений, а также внешнего свидетельства, общие собрания по мере встретившейся надобности, выделяет из своей среды уполномоченных, действующих в пределах предоставленных каждому полномочий (ст.си.3)

5-е Порядок изменения устава общества

  1. Устав может быть изменен общим собранием по предложению  её членов большинством 2/3 голосов с последующим утверждением отдела Управления или …последующих органов государственной власти.

6-е Порядок закрытия общества

  1. Общество может быть закрыто 1)по Постановлению Облисполкома или Губернского правления; 2)вследствие ареста части членов общества; 3) по постановлению общего собрания членов общества.
  2. В случае закрытия общества все имущество,  находящееся в пользовании членов общества возвращается местному совету по инвентарной описи специальным уполномоченным, избранным для сего ликвидационным собранием общества.

К сему подписываемся: грамотные и не грамотные.

Далее следуют подписи священников, притча и прихожан, протоколы «заседаний» (молитвенных собраний).

Параллельно с этим в селе организуют жесткую антирелигиозную пропаганду.  На собраниях колхозников Дебесской волости (района) выносят на повестку дня  вопросы о бесполезности Церкви, о её закрытии и использовании здания под нужды «рабочих и крестьян». Предлагают разместить в церкви библиотеку, клуб, кинозрительный зал, многие помещения отдать для организации и проведения кружков с детьми. К большому горю, так поступали в то время с большинством храмов.

Бесконечная бумажная волокита словно горем и безысходностью окутывала священнослужителей и простых прихожан, вынужденных доказывать свое право и свою христианскую преданность и исповедничество перед Богом и Церковью служить Литургию, крестить, венчать, отпевать. Нужно было доказывать обществу, что православный тот же духом, потому должен иметь возможность молиться и служить Богу.

30-е годы. Репрессии. Из материалов уголовного дела

На фоне воспитания нового безбожного общества гонения на Церковь усиливаются, приходит страшное время репрессий. Отца Симеона дважды арестовывают.

Из материалов следственного дело. В первый раз отец Симеон арестован в 1930 году, судим народным судом по статье 61 УК на 1 год исправительных работ с конфискацией всего имущества. Из этого заключения отец Симеон был освобожден досрочно, вернулся к родным. И вновь попал под подозрение местной власти.

Второй раз он был взят под стражу в 1937 19 декабря. Из материалов дела читаем: «В январе 1938 года начальник Районного Отделения НКВД сержант Государственной безопасности Пастухов допросил обвиняемого Татаурова С.И. служителя культа.

Вопрос: Когда и какое вы закончили заведение ?

Ответ: Никакое учебное заведение я не окончил за исключением одного класса Вятского духовного училища

Вопрос: Когда вы произведены в сан священника?

Ответ: В сан священника произведен в 1920 году архиереем Сарапульского уезда

Вопрос: Расскажите о вашем участии в Гражданской войне

Ответ: На стороне белых ни какого участия не принимал

Вопрос: Следствию известно, что в период наступления белых на территорию Дебесского района вы выдавали последним революционную бедноту. Признаете ли вы это

Ответ: Нет, это я не признаю

Вопрос: В каком году и за что ваше хозяйство раскулачено?

Ответ: Мое хозяйство раскулачено в 1930 году за то, что я служил священником и за эксплуатацию чужого труда выразившее в содержании, за дачу в использованный посев и взаймы с процентами зерна гражданам села Дебесс. В хозяйстве в момент раскулачивания имел дом, баню

Вопрос: Подвергались ли вы и члены вашей семьи выселению и куда:

Ответ: В 1930 году я высылался по суду в Тобольский район Уральской области сроком на 5-6 лет, а члены моей семьи не выселялись

Вопрос: Полностью ли вы отбыли срок выселения?

Ответ: Срок выселения я отбыл не полностью, так как освобожден досрочно по апелляции

Вопрос: Чем вы можете подтвердить ваше освобождение?

Ответ: Подтвердить это в данное время ничем не могу

Вопрос: Значит, вас не освободили, а вы с места выселения бежали. Признаете ли это?

Ответ: Нет, не признаю

Вопрос: Расскажите, с кем вы имеете связь?

Ответ: Связь я поддерживаю со священником Б-Чепецкой церкви Поповым Алексеем Алексеевичем и попом Дебесской церкви Москвиным Александром Ивановичем, и друг друга посещаем.

Вопрос: Кто еще с вами знаком и кого вы посещаете?

Ответ: Еще знакомых имею Поздеева Андрея Игнатьевича, у которого в течение 4-х лет проживал на квартире, Стрелкова Андрея Афанасьевича бывшего стражника, Стрелкова Григория Петровича с которым изредка приходилось встречаться и беседовать о жизни.

Вопрос: Вы недовольны существующим строем Советской власти, среди населения ведете антисоветскую агитацию

Ответ: Антисоветской агитации я никогда не вел

Вопрос: Следствию точно известно, что вы в беседе с рядом граждан в Дебессах говорили последним, что в Советском Союзе только грабят крестьян, загнали их в колхозы и морят голодом? Признаете ли вы себя виновным в этом.

Ответ: Виновным себя не признаю

Подпись: Татауров

Вопрос: Вы клеветали на Советскую власть по выборам в Верховный Совет?

Ответ: Виновным себя не признаю.

Записано с моих слов верно и мне! Прочитано в чем и расписуюсь

Подпись: Татауров

Допросил: Пастухов

Утверждаю»

Из второго заключения Симеон Иванович не вернулся.  Сохранились документы Обвинительного заключения и Приговора, где назначено 8 лет лагерей,  5 лет лишения избирательных прав и взыскание с осужденного  судебных издержек в сумме 130 рублей 20 коп. Судили бездоказательно, указывая в деле, что вещественных доказательств по делу нет.

***

Нарком внутренних дел, капитан Госбезопасности Шленов

23 марта 1938

По следственному делу №450

По обвинению Татаурова Семена Ивановича

По ст.58-10 УК РСФСР

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дебесское РОВД располагало данными, что поп Татауров Семен Иванович проводит контрреволюционную агитацию

СЛЕДСТВИЕМ УСТАНОВЛЕНО:

Поп Дебесской церкви Татауров Семен Иванович проводил среди населения контрреволюционную агитацию, направленную против колхозного строительства, кроме того высмеивал Постановление правительства о выборах в Верховный Совет СССР и высказывал контрреволюционные измышления по отношению к Советской власти /листы дела № 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13/

НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО ОБВИНЯЕТСЯ:

Татауров Семен Иванович 1874 года рождения происходит из с.Нечкино Сарапульского района УАССР, служитель религиозного культа, Дебесской церкви, по социальному происхождению сын псаломщика, грамотный, в 1930 году судим по сь.61  УК РСФСР, ИТР (исправительно-трудовых работ) к 5-ти годам высылки, освобожден досрочно. Проживал в селе Дебессах Удмуртской АССР

В ТОМ ЧТО:

Среди населения проводил контрреволюционную агитацию, т.е, в преступление, предусмотренным ст. 58-10 УК РСФСР

Дело №450 направить прокурору Удмуртской АССР для рассмотрения в спецколлегии Верховного суда

Обвиняемого Татаурова Семена Ивановича перечислить содержанием с сего числа за Прокурором Республики

Подписи: П/ОПЕР УПОЛНОМОЧЕННОГО УГБ ДЕБЕССКОГО РО НКВД ПОПОВ

«СОГЛАСЕН» НАЧАЛЬНИК 4-ГО ОТДЕЛА УГБ НКВД УАССР ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ФАТИЕВ

***

СПРАВКА:

1.вещественных доказательств по делу нет

2.Обвиняемый Татауров Семен Иванович с 18/XII- 38г. содержится в Глазовской тюрьме

 П/ОПЕРУПОЛНОМ. УГБ ДЕБЕССКОГО НКВД  Попов

***

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УАССР

Отдел 8 УГБ

25/III- 38 г.

г. Ижевск

Тел.коммутатор НКВД

 В Прокуратуру Удм.СССР

Г Ижевск

При сем препровождается законченное след.дело №450 по обвинению гр.Татаурова Семена Ивановича по статье 58-10 УК для передачи по подсудимости

Обвиняемые по делу гр. Татауров Семен Иванович содержится под стражей в Глазовской тюрьме и с сего числа перечисляются за Вами.

Вещественных доказательств по делу нет

***

Начальник 8 отд УГБ НКВД УАССР

Инспектор (подпись) Морозов

ПРИГОВОР

Именем Российской Советской Федеральной Социалистической республики, 1938 года, мая 8-го дня, Выездная Сессия Специальной Палаты Верховного суда Удмуртской АССР в Закрытом Судебном заседании в городе Глазове в составе председательствующего Чулябина (?), членов Палаты Дерендяева и Темникова при секретаре Балобановой

Рассмотрели гражданское Дело по обвинению гр. Татаурова Семеона Ивановича 63 лет, русского, грамотного, беспартийного, судимого по ст. 61 УК, вдового, служителя религиозного культа, кроме того священника, происходящего из села Нечкино Сарапульского района УАССР.

В преступлении предусмотренным по статье 58-10 части 1 Уголовного Кодекса.

Заслушали в судебном заседании показания подсудимого и свидетелей. Уточнили в установленном обвинении подсудимого Татаурова Симеона Ивановича, что он проживал в селе Дебессах Удмуртской республики и являлся священником церкви указанного села, будучи враждебно настроенным против Советской власти среди населения и колхозников проводил контрреволюционную агитацию. В июне и декабре месяцах 1936 года встречались в своей квартире с гражданином Поздеевым Андреем распространял контрреволюционные кляузнические разговоры в отношении Советской власти  и с целью подорвать доверие трудящихся к колхозной системе сельского хозяйства, дискредитировал колхозный строй в деревне.

В мае месяце 1937 года в помещении своей квартиры в присутствии члена колхоза Стрелкова Андрея, по адресу Советской власти выражался неуважительно, проводил контрреволюционные клеветнические разговоры о голодной жизни в колхозах.

Совершив преступление, предусмотренное ст.58-10 части 1 УК (ст. д. 8, 9, 10, 12, 13), а потому руководствуясь статьями 319, 320, и 326

Приказываем:

Подсудимого Татаурова Семена, на основании ст.58 -10 ч.1 уже подвергнуть мере наказания лишения свободы части первой сроком на восемь (8) лет.

И на основании статьи 31 у.к. по отбытии меры наказания осужденного Татаурова лишить избирательных прав сроком на пять лет.

И на основании статьи 29 у.к. отбывшего в предварительном заключении четыре месяца и двенадцать дней засчитать в срок подлежащий отбыванию.

И на основании статьи 34 у.к. мерою пресечения до востребованного приговора в Заключенную Силу, избрать осужденному содержание под стражей.

Заключенного изъять судебные издержки удовлетворить в сумме 130 руб. 20 коп и взыскать с осужденного.

Приговор окончательный, но может быть обжалован в конституционном порядке в течение 72 часов с момента вручения Ноты приговора в Следственную комиссию Верховного суда РСФСР.

 

Председательствующий (подпись)

Члены (2 подписи)

***

Прокуратура Удмуртской АССР

426020, город Ижевск, ул. Свободы 139

20.12.92 (20.12.1992)

1991 год. Реабилитация

СПРАВКА О РЕАБИЛИТАЦИИ

Гражданин Татауров Семен Иванович, 1874 года рождения, уроженец села Нечкино Сарапульского района Удмуртской АССР, проживал в селе Дебессы Удмуртской АССР, служитель религиозного культа, осужден Приговором Специальной коллегии Верховного суда Удмуртской АССР от 8 мая 1938 года по ст. 58-10 УК РСФСР к лишению свободы сроком на восемь лет, с лишением избирательных прав на 5 лет, без конфискации имущества.

На основании статьи 3 п. «а» и статьи 5 п. «а» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года гражданин Татауров Семен Иванович реабилитирован

Прокурор Удмуртской республики, государственный советник юстиции 2 класса В.М.Походин (подпись)

Поиск новых данных о судьбе священника Татаурова С.И. (1874 г. рождения)

Первая «ниточка» в этом вопросе опубликована уже давно: Татауров Семен Иванович (1874) — Открытый список (openlist.wiki)

Татауров Семен Иванович (1874)

  • Дата рождения: 1874 г.
  • Место рождения: Удмуртия, Сарапульский р-н, с. Нечкино
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Образование: духовное
  • Профессия / место работы: священник.
  • Место проживания: с. Дебессы.

  • Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 18 декабря 1938 г.
  • Осуждение: 8 мая 1938 г.
  • Приговор: 8 лет.
  • Дата реабилитации: 30 декабря 1992 г.

С.И.Татауров:
  • Рождение 1874
  • Смерть 1938
  • Возраст на момент смерти 64
  • Захоронение Мемориальный Комплекс Жертв Полит. Репрессий 1930-50 Гг., Yekaterinburg, Sverdlovskaya Oblast, Russia  (Приложение 3)

P/S.

30 октября принято вспоминать жертв политических репрессий. В этот день во многих храмах проходят панихиды по погибшим в страшные годы гонений.

На месте обнаруженных захоронений под Екатеринбургом, где в братской могиле покоится тело священника  Симеона  Татаурова, «вырос»  «Мемориальный комплекс жертв политических репрессий 30-50-х годов» или просто 12-й километр в Екатеринбург. Он посвящён погибшим в 1930–1950 годах от рук сталинской власти. Имеет большую площадь, окружённую густым лесом. Территория разделена на 7 секторов, представляющих собой подобие лепестков цветка, соединённых в центре. В каждой части установлено несколько стел, всего их здесь 46 штук. На них указаны имена репрессированных, которых нашли тут под землёй и перезахоронили в братские могилы. Найдено 19 410 человек.

На входе стоит большой чёрный мраморный крест, немного сбоку музей в двухэтажном здании. В нём хранятся документы и вещи, связанные с трагедией. Ещё висит указатель с картой, чтобы легче сориентироваться в поисках нужных фамилий.

Следующий памятник посвящён погибшим в тюрьмах и на ГУЛАГЕ. Представляет собой памятную плиту из мрамора для всех тех, чью личность не смогли восстановить. Рядом принято оставлять цветы, и сами посетители организовали ещё несколько рядов для этой же цели.

Памятный крест

До революции в начале XX века здесь добывали металлы и руду. Рыли большие котлованы, которые потом оставили. В 1937–1938 годах по приговорам УНКВД прошли массовые расстрелы жителей трёх областей: Томской, Свердловской и Пермской. Было убито около 20 000 человек, большинство из которых не были настоящими преступниками. Массовые захоронения проводили в оставленных котлованах, засыпая их потом землёй. Правда об этом инциденте была раскрыта лишь через десятки лет.

Теперь известно предполагаемое место захоронения нашего священника Симеона Ивановича Татаурова. Необходимо продолжать поиск и, если это возможно, то организовать поиск более подробных сведений. Осталось съездить и помолиться на том страшном и святом месте.

Источники:

1901 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1903 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1905 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1907 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1912 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1915 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1917 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1918 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1920 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1921 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1923 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1926 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

1927 год. Клировые ведомости в селе Дебесы.

По регистрации религиозного общества села Дебесы (1924-1927)

ЦГА УР. Ф.245. Оп.3. Д.654 (Ведомости церкви села Дебёсы. 1916 год)

1937 год. Дело № 1737. Татауров Семен (священник храма с. Дебесы)

Дебесская история П.Н. Луппова: Сборник документов и материалов. (Автор-составитель – Павел Роготнев.) – Дебесы, 2012.

Нечкинская Богоявленская церковь.Страницы истории. — Статьи о Сарапульском районе. — Каталог статей — История Сарапульского района в документах и фото (ucoz.ru)

Богоявленская церковь,годы забвения — YouTube

Богоявленская церковь (Нечкино) — Википедия (wikipedia.org)

История (vdschool.ru)

И явились близ Орлова чудотворные иконы… (ruskline.ru)

История основания | Монастырь в честь «Тихвинской» иконы Божией Матери с. Паздеры (cerkov.ru)

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 100 лет спустя.pdf (udmurt.ru)

Мемориал жертв политических репрессий (Екатеринбург) — Википедия (wikipedia.org)

(22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие