• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Троицкий листок. Ноябрь 2021

Троицкой листок                             № 11 (69) ноябрь 2021

Информационное издание Свято-Троицкого храма Дебесского района Удмуртской Республики

Издается по благословению Благочинного Дебесского Церковного округа настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Георгия Кириллова

Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительныя болезни 
(сентябрь 18 дня 1830 года)

Проповедь святителя Филарета митрополита Московского во время эпидемии

Святитель Филарет, митрополит Московский

Вкратце буду беседовать с вами, братия; хотя не мало сказать надобно. Продолжившияся молитвы не позволяют быть долгому слову. Послушайте не долго, но внимательно.

В молитвах упоминалось о губительной язве во дни Давида, и о чудесном ея прекращении (2Цар. XXIV). Воспоминание сие здесь к месту, теперь ко времени.

Царь Давид впал в искушение тщеславия: хотел показать силу своего царства, и повелел исчислить всех способных носить оружие, тогда как такое исчисление совсем не было в употреблении у Евреев. И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.

Еще не кончилось исчисление народа, как Царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. В самом деле явился Пророк, и, по повелению Божию, предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: войну, голод, мор. Примечайте из сего примера, что война, голод, мор, и подобныя бедствия, хотя кажутся приключениями случайными; хотя происходят частию от известных причин естественных, тем не менее однако суть орудия правосудия Божия, употребляемыя для наказания согрешивших человеков.

Давид смирился пред Богом, безропотно покорился суду Его, и совершенно предался в волю Его. «Да впаду убо в руце Господни», сказал он. «И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго» (2Цар.24:14–15). Здесь приметьте скорый плод смиренной покорности судьбам Божиим. Не три месяца несчастной войны послал Бог, не три года голода, и мор не на три дня, как угрожал Пророк сначала, но уже только «от утра до часа обедняго».

Открылось наказание греха, и совершилось покаяние Давида. «И рече Давид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь согрешивый» (2Цар.24:17). Давид совершенно покаялся во зле греха, и тотчас «раскаялся Господь о зле» наказания. «И рече Ангелу погубляющему люди: довольно ныне, отъими руку твою» (2Цар.24:16). Примечайте спасительное действие покаяния.

Чтобы довершить действие помилования, избавления и спасения, Пророк, по наставлению Ангела, побудил Давида поставить Господеви алтарь, на гумне Орны Иевусеанина, там, где в последствии времени создан и храм Соломонов. «И созда тамо Давид алтарь Господеви, и вознесе всесожжения и мирная. И послуша Господь земли, и отъят язву от Израиля» (2Цар.24:25). Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред алтарем, по наставлению духовному и небесному, по установлению Божественному.

Братия! не видится ли нам нечто подобное грозному видению Давида? Не видим ли и мы «Ангела Господня стояща между землею и небом, и меч его извлечен в руку его, простерт на Иерусалим» (1Пар. XXI. 16)? Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть: взирайте острым и мужественным оком проницания и благоразумной предосторожности. Губительная болезнь, несколько лет опустошавшая не Христианския страны Азии, простерлась и на Христианския страны Европы. В прошедшем году показалась она в пределах отечества нашего: уступила предохранительным средствам попечительнаго Правительства: но в нынешнее лето явилась вновь. Мы, до сего дня пощаженные, благословим долготерпеливаго к нам Бога! Но «Ангел погубляющий» виден; «меч его извлечен»: он угрожает.

Что же нам делать? Я думаю, то же, что сделали Давид и жители Иерусалима при виде Ангела погубляющаго. «Паде Давид и старейшины Израилевы, облеченнии во вретище, на лице свое» (1Пар.21:16). То же должно нам делать, чем Ниневитяне отвратили не по догадкам и опасениям ожиданную беду, но определительно предсказанную погибель. «Вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост. И возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их» (Ион. III. 5–8).

Повергнем, братия, сердца наши пред Богом во смирении, в покорности неисповедимым судьбам Его. Признаем не только правосудие Бога, готоваго карать грехи наши, обличающаго наше житие, недостойное имени Христианскаго, но и Его милосердие и долготерпение, которое не вдруг, не прежде других, поражает нас, а показует поразившее других, нам же только грозящее наказание, и, как бы предохраняя, говорит: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лук. XIII. 5). Покаемся, братия, и принесем плод достойный покаяния, то есть исправление жития. Отложим гордость, тщеславие и самонадеяние. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих. Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужнаго. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не «во вретище», то в простоту. Отвергнем украшения изысканныя, ознаменованныя легкомыслием и непостоянством. Презрим забавы суетныя, убивающия время, данное для делания добра. Умножим моления, тайныя на всяком месте, и во всякое время, общественныя, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, безкровную жертву, приобщением Пресвятаго Тела и Крови Христовы.

Хотя ни Ангел, ни Пророк не приходил побудить нас к созданию благоприятнаго Богу, а для нас благодатнаго олтаря: но, благодарение Богу, Христолюбивое усердие, не престает созидать олтари и храмы; и на одной неделе, не один олтарь освящен, и еще не один готовится к освящению458.

Господи! «послушай земли», смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и «отъими язву» от России. Сохрани град сей, и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во Святых храмах Твоих! «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!» (Пс.32:22) Аминь.

Расписание служб Свято–Троицкого храма села Дебесы, храма Сретения Господня дер. Большая Чепца, храма Успения Божией Матери дер. Тыловай, строящегося храма Великомученика Георгия Победоносца  на НОЯБРЬ 2021

3 ноября среда Всенощное бдение. Исповедь. 16.00
4 ноября четверг Празднование Казанской иконе Божией Матери. Литургия, молебен, панихида. 08.00
5 ноября пятница Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Молебен, панихида. 09.00
6 ноября суббота

Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Панихида.

Всенощное бдение. Исповедь.

09.00

16.00

5 сентября воскресение Неделя 20-я по Пятидесятнице. Литургия, молебен, панихида. 08.00
8 ноября понедельник Вмч. Димитрия Солунского. Молебен, панихида 09.00
10 ноября среда Вмц. Параскевы (Пятницы). Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Молебен, панихида. 09.00
11 ноября четверг Прмц. Анастасии Римляныни. Молебен, панихида. 09.00
12 ноября пятница Озерянской иконы Божией Матери. Молебен, панихида. 09.00
13 ноября суббота Прпп. Спиридона и Никодима Печерских. Всенощное бдение. Исповедь. 16.00
14 ноября воскресение Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Литургия, молебен, панихида. 08.00
15 ноября понедельник Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Молебен, панихида. 09.00
18 ноября четверг Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Молебен, панихида. 09.00
20 ноября суббота Мчч. в Мелитине. Всенощное бдение. Исповедь. 16.00
21 ноября воскресение Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Литургия, молебен, панихида. 08.00
22 ноября понедельник Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница». Молебен, панихида. 09.00
25 ноября четверг Иконы Божией Матери «Милостивая». Молебен, панихида. 09.00
26 ноября пятница Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. Молебен, панихида. 09.00
27 ноября суббота Апостола Филиппа. Всенощное бдение. Исповедь. 16.00
28 ноября воскресение Неделя 23-я по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста. Литургия, молебен, панихида. 08.00

Это интересно: Святитель Филарет был известен публике как поэт. Между А.С.Пушкиным и святителем Филаретом состоялся удивительный диалог. Вот эти гениальные строки.

1828 год. Пушкин уже давно не юноша. Позади ссылка на юг, изоляция в Михайловском. Уже написан «Пророк» (1826) и трагедия «Борис Годунов» (1825). Болезненно осмыслена трагедия декабристов. Легкомыслие переменилось постоянной глубокой рефлексией над настоящим и будущим. Внутри терзания и поиски новых философских и духовных горизонтов. Многие исследователи отмечают в поэзии Пушкина конца 1820-х годов мрачность, безутешность. Не просто так он начинает задаваться предельными вопросами о жизни и о смерти. Последняя кажется ему уже притягательной: «…ключ — холодный ключ забвенья, / Он слаще всех жар сердца утолит» («В степи мирской, печальной и безбрежной» (1827)).

Пушкин ищет внутреннего перерождения, нового осмысленного импульса, но не находит. Кризис достигает своего апогея и поэт пишет стихотворение — прекрасное своей безутешностью:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

«Жизнь, зачем ты мне дана?» Подобное мы слышим из уст многострадального Иова, ветхозаветного праведника: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» (Иов. 3:11). Но вопрос Пушкина не остался безответным, как, между прочим, и крик Иова. Ответил поэту святой.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782–1867), человек необыкновенно одаренный, прекрасно образованный, «новый Златоуст» (как его тогда называли верующие), член Святейшего Синода, останавливается перед этим пушкинским вопросом и вступает с Александром Сергеевичем в поэтическое общение. Он пишет прямой стихотворный ответ Пушкину, который затем, в виде письма, был передан адресату:

 

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждится Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Святой сознательно избегает нравоучительного пафоса. Он «вживается» в поэтический строй стихотворения и в том же ключе, в той же ритмике отвечает Пушкину. И строки святого проникают в самое сердце поэта. В них слышится голос не московского митрополита, а человека, который участливо хочет ему что-то подсказать. И Пушкин с благодарностью пишет свое ответное митрополиту стихотворение «Стансы» (19 января 1830 г.), где уже слышится иная интонация: «Я лил потоки слез нежданных, / И ранам совести моей / Твоих речей благоуханных / Отраден чистый был елей». Слова благодарности сменяются смирением, открывается новая перспектива: «Твоим огнем душа палима / Отвергла мрак земных сует, / И внемлет арфе Серафима (По одной из версий “Филарета”. — ред.) / В священном ужасе поэт».

Диалог святого и знаменитого поэта завершился. Впереди новые творческие свершения («Повести Белкина», «Капитанская дочка», две последние главы «Евгения Онегина»), встреча с Н. Н. Гончаровой, семья, дуэль. И даже такая, казалось бы, трагическая смерть Пушкина подтвердила истинность слов святого Филарета: «Не напрасно, не случайно/ Жизнь от Бога мне дана».

Информационный листок вышел в свет 31 октября 2021 года. Тираж 50 экз. Ответственный за выпуск – член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма В.В. Казакова 89127420923 6+Тел. храма — 8 912 7618026

Источник: 5 НЕОБЫКНОВЕННЫХ ДИАЛОГОВ (church.ua)

debesy.cercov.ru группа в контакте https://vk.com/club203821007

Тел. храма — 8 912 7618026 Не рекомендуется использовать издание для хозяйственных нужд

 

(34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие