• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Столбов Николай Никитович. ИСПЫТАНИЕ У СТЕН МОСКВЫ

Вернуться в содержание

По страницам третьей книги рассказов для детей и юношества о Великой Отечественной войне Дебесского краеведа и публициста Александра Витальевича Леконцева

Мечта Фёдора фон Бока сбывалась… Генерал-фельдмаршал фон Бок командовал Группой Армий «Центр», которая рвалась к Москве. Фашистский генерал был убеждён в скором захвате советской столицы. Ещё немного, ещё одно усилие доблестных немецких войск, и фронт русских рухнет, как рухнул под Спас-Деменском и Вязьмой. 30 сентября 1941 года он издал приказ о решающем наступлении своих армий на Москву. Гитлеровские полчища пошли вперёд. Врагу удалось прорвать нашу оборону в тех местах, где его меньше всего ждали. Через две недели фашисты были уже в ста километрах от Москвы. Создалось угрожающее положение для нашей столицы. Ещё один бросок и немцы войдут в город…

Невероятно тяжело было всем нашим войскам, защищавшим Москву. Но особенно туго пришлось под Малоярославцем. Здесь не были достроены оборонительные укрепления. Здесь почти не было никаких частей Красной Армии. Дорога на Москву была открыта… По приказу Сталина сюда были направлены несколько тысяч курсантов военных училищ из Подольска, дивизии ополчения, отдельные полки и бригады с других участков обороны Москвы. 7 октября здесь вступила в бой 9-я танковая бригада. В её составе сражался командир орудия танка КВ-1 красноармеец Столбов.

С самого утра шёл мелкий, по-осеннему затяжной, дождь. Небо, закрытое тучами, было нашим союзником: оно мешало противнику пустить в ход авиацию. Часов в десять, после артиллерийской подготовки, на старой калужской дороге показалась немецкая колонна. Впереди тарахтели мотоциклы, за ними двигались бронетранспортёры, танки и пехота на грузовиках. Гитлеровцы были настолько уверены в своей силе, что даже не выслали вперёд разведку. Фашисты думали, что у русских уже не осталось в живых никого. Разве что горстка каких-нибудь уцелевших солдат-фанатиков. Фашисты не догадывались, что впереди их ждёт засада…

Да, немцев ждала засада. Но это была не горстка бойцов. Это была 9-я танковая бригада. Наши танки стояли в специально вырытых ямах, и только башни торчали снаружи. С расстояния, примерно, километра по вражеской колонне открыли огонь артиллеристы и миномётчики. Наши танки пока молчали… И только тогда, когда до советских позиций оставалось метров двести-триста, из засад по атакующим в упор ударили танковые орудия…

Командир 9-го танкового полка майор (далее — полковник) Вовченко И.А.

Николай Столбов был прекрасным стрелком из танковой пушки. Ещё до войны на учениях он мог показать своим товарищам, как надо точно стрелять по мишеням. Война, конечно не учения. На войне, кроме точности, нужны мужество и стойкость. И эти качества были у танкиста Столбова и других защитников Москвы!

– Выстрел! – коротко и громко отдавал команды Николай и искал в прицел новую цель.

Клубы чёрного дыма и языки пламени взвились над фашистской колонной. Немецкие танки, бронетранспортёры и мотоциклы пытались уйти от огня, расползаясь по обе стороны от дороги. Здесь их поджидал наш союзник – грязь. Грязь не позволяла врагу начать атаку. Немецкая техника была вынуждена подставить свои борта под огонь наших пушек. Завершить разгром противника должна была стремительная атака наших танков. А как же грязь?

– Наши танки грязи не боятся! – с гордостью шутили всегда советские танкисты. На деле так и было. Гусеницы у КВ-1 и Т-34 широкие. Потому и проходимость лучше, чем у узкогусеничных немецких танков. Вот и сейчас наши боевые машины резво двинулись вперёд. На ходу расстреливали из пулемётов вражескую пехоту, давили гусеницами пушки, мотоциклы, опрокидывали и крошили вдребезги грузовики. КВ Николая шёл впереди, прикрывая собой средние танки Т-34 и лёгкие Т-40, Т-26, БТ . Вдруг КВ медленно закрутило на месте.

– В гусеницу попали! – мелькнула мысль у Николая. Командир танка тут же приказал зажечь дымовую шашку, чтобы немцы их не видели и экипаж мог быстро заменить разбитые траки (части гусеницы). Танкисты выбрались через нижний люк и принялись за ремонт. Кругом свистели пули и рвались снаряды. Двоих танкистов всё же ранило, а одного осколок сразил совсем… Истекают кровью ребята, но держатся – продолжают ремонт.

– Надо скорее, мужики! Не то всех нас перебьют! – крикнул Николай. Наконец танкисты заменили траки, натянули гусеницу и КВ снова вступил в бой. Но тут у немцев подошло подкрепление и нашим пришлось отойти на свои старые позиции. Ещё многие дни гитлеровцы продолжали свои атаки. В этих тяжелейших боях 9-я бригада теряла танки и людей. А фашистские войска двигались вперёд… В ноябре враг был ещё ближе к Москве…

Дальше отступать нельзя! – Москву врагу не отдадим! – сказал Главнокомандующий Сталин

– Стоять насмерть!!! – приказал защитникам Москвы генерал Жуков. Стояли… На место погибших солдат вставали рабочие, учителя, артисты, учёные, женщины и старики… На фронт рвались даже подростки. Стоял насмерть, умело дрался на своём танке и Николай Столбов!

До конца ноября 9-я танковая бригада держала упорную оборону на реке Истья. Прикрывала дорогу на Подольск. От этого городка до Москвы оставалось всего 40-50 километров… Танки бригады как будто вросли в землю и ни на шаг не отошли. Немецкие войска здесь выдохлись, резервы исчерпали. Подольский оборонительный рубеж враг уже не смог преодолеть… Вскоре на подмогу Красной Армии прибыли свежие прекрасно вооружённые и обученные дивизии из Сибири. И прогнали тогда фашистов прочь от нашей столицы на 200-300 километров! А 9-я танковая бригада за, проявленный её танкистами и мотострелками, героизм при защите Москвы стала Краснознамённой и гвардейской. Высокой награды был удостоен и Николай Столбов – ордена Красной Звезды! В боях под Москвой он лично уничтожил несколько танков, 5 противотанковых орудий, 1 бронетранспортёр, 5 мотоциклов с экипажами, более сотни солдат и офицеров гитлеровской армии.

Бои под Москвой были первыми для Николая и они стали испытанием для него на мужество и стойкость. Танкист Столбов их достойно выдержал! В битве на подступах к столице нашей Родины неизмеримо окреп его дух, закалился характер. Здесь он стал опытным солдатом. Пройдёт время, и гвардии старший лейтенант Столбов будет командовать танковым взводом. Его как освободителя будут встречать с цветами жители городов и сёл Украины, Польши, Чехословакии. Но через многие годы в памяти старого танкиста будет всплывать, прежде всего, осень 1941 года, когда под Москвой решалась судьба нашей страны и нашего народа…

Краткая биография героя рассказа

Столбов Николай Никитович

СТОЛБОВ
НИКОЛАЙ
НИКИТОВИЧ

Родился в 1918 году в д. Новая Деревня (бывший Зуринский, ныне Игринский район, Удмуртия). Призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Дебёсским РВК в ноябре 1940 года. Участник героической обороны Москвы. Командир танкового орудия (наводчик) 9-го танкового полка 9-й танковой бригады (далее – 2-я гвардейская Краснознамённая танковая бригада). После окончания офицерских курсов – командир танкового взвода 31-й отдельной гвардейской танковой бригады. Гвардии старший лейтенант. Воевал на Западном, 3-м и 4-м Украинских фронтах. Был несколько раз ранен. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы.

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие