• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

В день Великой Субботы

В день Великой Субботы в православных храмах совершается воспоминание о Сошествии Господа во ад. Это скорбная служба, в этот день положено полное воздержание от пищи.

Накануне вечером Церковь обращалась к самым тягостным и скорбным событиям Святого Евангелия, Церковь всем миром переживала Страсти Господа на Кресте, Его смерть, снятие со Креста и погребение. В этот день  в храм выносится Святая Плащаница Господа, около неё читается канон «Плач Богородицы».

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный — из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь — состав из смирны и алоэ.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же МагдалинаМария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик ( так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».

Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42 1.

В этом году события Великой субботы совпали с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, богослужение было особенным: скорбная служба перед Плащаницей Спасителя, изображающая Самого Христа, лежащего в гробе, соединялась с праздничной службой в честь Пресвятой Владычицы Богородицы.

Как отмечает святитель Феофан (Затворник): «Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил — всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово — радость и отрада всех грешников.

Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение — в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость»2.

Вечером в Великую Пятницу, в конце утрени, согласно богослужебному уставу, совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей Спасителя, знаменующий собой Иосифа Аримофейского и Никодима, осуществивших погребение Христа. После богослужение продолжается литургией Василия Великого.

В храме Святой Троицы богослужение Великой Субботы совершил настоятель храма протоиерей Георгий Кириллов. Конечно, Великопостные службы длинные, не похожие на традиционные Всенощную и Литургию. Трудно молиться на таких службах, если простых совсем не знаешь.

За богослужением православные стали свидетелями выноса Святой Плащаницы, в каноне «Плач Богородицы» могли услышать душераздирающие плач и стенания Святой Богоматери о Божественном Сыне.

Православные с великим благоговением относятся к иконе, изображающей мертвое тело Христа. Святая Плащаница только один раз в году, в дни Страстной Пятницы и Страстной Субботы выносится из алтаря для поклонения молящихся.  Как правило, её украшают живыми розами. Это главная святыня храма.

В конце литургии в проповеди отец Георгий остановился на главных моментах и событиях Страстной Субботы, пригласил паству принять участие в богослужении в Пасхальную ночь

Источники:

1 Снятие с креста и погребение Спасителя. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

2 Мысли святителя Феофана Затворника

(60)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие