• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Вселенская Димитриевская суббота – память двух Димиртиев, родительская суббота

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она Димитрием Донским в день его тезоименитства (День Ангела) после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.)[1]. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих! И прости им все согрешения их вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное!

28 октября в храме Святой Троицы в селе Дебесы прошла Панихида по усопшим. В храме поминали воинов Великой Отечественной войны, прихожан храма уже перешедших в Вечность, читались записки с именами дорогих сердцу усопших родственников, знакомых, ближних.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

В этом году на Вселенской Панихиде прихожане храма услышали имена священников 19 века, служивших в храмах села Дебесы  с 1819 по 1903 год. Такая возможность появилась благодаря изученным и обнародованным Клировым ведомостям, которые вели священники в годы своего служения.

Практически все служащие в храме священники, диаконы были еще и первыми учителями 11-ти школ Дебесского района. Поминовение священства в день Вселенской Димитровской родительской субботы – большая радость для нашего прихода. Вероятно и то, что многие из них за последние 100-150 лет  поминаются впервые.

Что такое поминовение в храме. Драгоценный читатель должен знать, что Храм Божий – место, где вместе молится Церковь Воинствующая (Церковь живых) и Церковь Торжествующая (Церковь Святых). Как же не радоваться, когда Церковь (как содружество молящихся) приглашает к молитве всех, кто когда-то здесь сам молился и кто может пред Престолом Божиим молиться за нас? И мы верим, что в истории Дебес скоро могут появиться имена местночтимых святых, достойно живших и служивших Господу.

Село Дебесы в начале 20 века. Базарная площадь и храм в честь Святой Троицы.

Мы впервые публикуем списки священников, служивших в первых храмах села Дебес, списки епископов, по благословению которых построены и освящены Дебесские храмы, собрался церковный притч.

Епископ  Варфоломей (Любарский) Вятский и Великопермский (с 1758  по  1774). В 1767 году второй деревянный Николаевский храм в Дебесах освящен по благословению Владыки Варфоломея протоиереем Тимофеем.

Протоиерей  Тимофей, священник города Слободского Вознесенского собора. 8 октября 1767 года протоиерей Тимофей возглавил Великое Освящение второго деревянного  храма Николая Чудотворца в Дебесах.

Игумен  Феодот, старец Слободского Крестовоздвиженского мужского монастыря (с 1752 по 1766). По благословению Епископа Вятского и Великопермского Варфоломея придел Святыя Великомученицы Екатерины во втором деревянном Никольском храме села Дебес освящен игуменом Слободскаго Крестовоздвиженскаго монастыря Феодотом  в 1760 году 12 ноября.

Епископ Гедеон (Ильин) Вятский и Слободской  (с 1805 по 1817). По Благословеннейшего Гедеона, Епископа Вятского и Слободского Гедеона «всем Селом начато строительство Каменной Церкви в проименование Святыя Нераздельныя Животворящия Троицы; с двумя приделами во имя Святителя Чудотворца Николая и Святаго Благовернаго князя Александра Невскаго».

Посвящение в стихарь от епископа приняли: пономарь Андрей Юлиин      16 января 1816 года;

Посвящение во дьячка (чтеца церкви) от епископа приняли: дьячок Петр Печегин 12 апреля1813 года;

Рукоположение во диакона от епископа приняли: диакон Александр Короваев 31 января 1815 года;

Епископ  Лаврентий (Баранович) Вятский и Великопермский (с 1774 по 1796).

Посвящение в стихарь от епископа приняли: пономарь Захар Шабалин в 1795 года 5 июля;

Посвящение во дьячка (чтеца церкви) от епископа приняли: дьячок Феодор Чичиков 8 января 1786 года; дьячок Филипп Шерстенников 27 ноября 1786 года;

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: иерей Павел Тронин в 1791 году;

Епископ Амвросий I (Яковлев – Орлин) Вятский и Слободской (с 1796 по 1804).

Рукоположение во диакона от епископа приняли: диакон Иоанн Шестаков 5 мая 1798 года;

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение): иерей Ксенофонт Невоструев 8 января 1799 года;

Епископ  Амвросий II (Вышезеров) Вятский и Слободской (с 1817 по 1822)

Посвящение в стихарь от епископа приняли: пономарь Гавриил Тукмачев 1 мая 1818 года;

Иерей Павел Тронин. Во иерея произведен в 1791 году декабря 10 дня Преосвященным Лаврентием Епископом Вятским  и Великопермским к  Дебесской Николаевкой Церкви. Первый известный на сегодня священник, живший и служивший в Дебесах. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Иерей Ксенофонт Невоструев. В иерея произведен в 1799 года  8 января Преосвященным Амвросием I, Епископом Вятским и Великопермским к Дебесской Николаевской Церкви. Первый известный на сегодняшний день  священник Николаевского храма. Известно, что в 1832 году батюшка еще служил в этом же храме. В Клировых ведомостях 1819, 1832 есть записи о нем.

Диакон Иоанн Шестаков. Во диакона произведен в 1798 году мая 5 дня Амвросием I, Епископом Вятским и Слободским в Воткинский Завод (в город Воткинск) к Дмитриевской церкви. С 15 августа 1815 года служит диаконом в Дебесской Николаевской церкви. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Диакон Александр Короваев.  Во диакона произведен в 1815 года января 31 дня Преосвященным Гедеоном Епископом Вятским и Слободским к Дебесской Николаевской Церкви. Иерею Ксенофонту Невоструеву родной брат. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Дьячок Феодор Чичиков. Во дьячка посвящен 8 января  1786 года Преосвященным Лаврентием Епископом Вятским и Великопермским. В Дебесской церкви служит с 1794 года.  В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Дьячок Филипп Шерстенников. Во дьячка посвящен в 1786 году ноября 27 дня Преосвященным Лаврентием епископом Вятским и Великопермским. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем. Дата смерти — 19 ноября 1820 г. (Из справочника ЦГА УР).

Дьячок Петр Печегин. Во дьячка посвящен в 1813 году 12 апреля Преосвященным  Гедеоном Епископом Вятским и Слободским. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Пономарь Андрей Юлиин. В стихарь произведен 16 января 1816 года Преосвященным Гедеоном Епископом Вятским и Слободским. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Диакона Гавриил Тукмачев, служит в Николаевской церкви в 1819 году. В стихарь произведен Преосвященным Амвросием II, Епископом Вятским и Слободским в 1818 году 1 мая. В 1832 году Гавриил Тукмачев служит в чине диакона, когда состоялась диаконская хиротония – не  известно. В Клировых ведомостях 1819, 1832 есть записи о нем.

Пономарь Захар Шабалин, служит в Николаевской церкви в 1819 году. В стихарь произведен в 1795 года 5 июля Преосвященным Лаврентием Епископом Вятским и Великопермским к Дебесской Николаевской Церкви. В Клировых ведомостях 1819 есть запись о нем.

Иерей  Стефан  Лесебин, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Иерей  Андрей Суворов, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Диакон  Захарий Тукмачев, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Пономарь  Алексий Луппов, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Дьячок  Иван Москвин, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Пономарь  Андрей Камлев, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Дьячок  Иоанн Вадикопский, служит в Николаевской церкви в 1832 году. Клировые ведомости 1832 года.

Дьячок  Григорий Шабалин, служит в Николаевской церкви в 1832 году, сын Захара Шабалина, пономаря Дебесской Николаевской церкви. Клировые ведомости 1832 года.

Епископ  Неофит (Соснин), Вятский и Слободской с 1838 по 1851 годы.

По благословению Преосвященного Неофита Дебесским протоиереем Стефаном Шубиным 3 октября 1846 года освящен первый главный престол храма в Славу и Честь Святой Троицы.

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: иерей Михаил Поляков в 1845 года 11 февраля

Протоиерей  Стефан Шубин, священник  местного Дебесского храма (годы служения в точности не известны).  По благословению Преосвященного Неофита, епископа Вятского и Слободского 3 октября 1846 года возглавил Великое освящение главного престола храма в Славу и Честь Пресвятой Троицы.

Дьячок Михаил Бехтерев (данных пока нет)

Дьячок Алексий Палев (данных пока нет)

Епископ Аполлос (Беляев), Вятский (с 1867 по 1885, с 1880 по 1885 г. – апхиепископ). Духовный писатель и христианский богослов, магистр Киевской духовной академии.

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: Иерей  Александр Виноградов в 1876 году;

Епископ  Геннадий (Левицкий), Сарапульский (с 1868 по 1872)

Посвящение в стихарь от епископа приняли: Псаломщик  Алексий Шабалин в 1870 года 16 февраля

Епископ Нафанаил (Леандров) Сарапульский (с 1878 по 1882)

Рукоположение во диакона от епископа приняли: Диакон  Иоанн Домрачев в 1882 году.

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: иерей  Алексий Виноградов 13 августа 1879 года

Епископ  Тихон (Троицкий-Донебин), Сарапульский   (с 1882 по 1886). По благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Сарапульского        12 декабря 1884 года одновременно освящены два придела храма Святой Троицы в селе Дебесы: второй – с правой стороны – во Имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и третий в левой стороны – во Имя Святаго Благовернаго Князя Александра Невского. Возглавил Великое освящение двух престолов местный Благочинный протоиерей села Чутырского Василий Раевский

Протоиерей  Василий Раевский, Благочинный  священник села Чутырского (Чутыря).       12 декабря 1884 года возглавил Великое освящение одновременно  двух престолов храма Святой Троицы села Дебесы: второго – с правой стороны – во Имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и третьего с левой стороны – во Имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.

Епископ Сергий (Серафимов) Вятский  (с 1887 по  1896). По благословению епископа 5 ноября 1890 года был освящен нижний пещерный храм в честь Казанской иконы Божией Матери местным Благочинным Священником протоиереем Петром Чемдановым.

Иерей  Алексий Виноградов, состоит на вакансии псаломщика (видимо, по состоянию здоровья). С 1879 года 13августа  Преосвященным Нафанаилом Епископом Сарапульским, рукоположен во священника в село Христорождественское Сарапульского уезда, с 1883 года 15 марта, согласно его прошению, перемещен на настоящее место в Свято-Троицкий храм. Священнику Александру Виноградову родной брат. В 1888 – дата смерти иерея Алексия Виноградова.

Иерей  Александр Виноградов, Свято-Троицкой церкви в 1888 году. 1876 год Преосвященным Аполлосом рукоположен во Священника к сей церкви. Вдов. Родной брат священнику Алексию Виноградову.

Псаломщик  Алексий Шабалин, Свято-Троицкой церкви в 1888 году. С1867 года был определен к сей Церкви псаломщиком; 1870 года 16 февраля Преосвященным Геннадием посвящен в стихарь. Учительствовал. В Клировых ведомостях  1894, 1901, 1903 годов есть запись о нем.

Протоиерей  Петр Чемоданов, Благочинный храма. Принял иерейскую хиротонию от Преосвященного Агафангела в 1864 году 5 февраля к Дебесской Свято-Троицкой церкви.  Учительствовал. С 1885 года – Благочинный священник Дебесского района.  По благословению Преосвященнейшего Сергия, епископа Вятского 5 ноября 1890 года местным Благочинным Священником протоиереем Петром Чемдановым в Свято-Троицком храме был освящен нижний пещерный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В Клировых ведомостях за 1901, 1903 годы есть сведения, что батюшка еще служит.

Епископ  Агафангел (Соловьев), Вятский и Слободской (с 1860 по 1866)

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: Протоиерей  Петр Чемоданов в 1864 году 5 февраля

Епископ  Неофит (Соснин), Вятский и Слободской (с 1838 по 1851)

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: Иерей Михаил Поляков в 1845 года 11 февраля

Иерей  Михаил Поляков, рукоположен в сан священника Преосвященным Неофитом 1845 года 11 февраля. С 14 марта 1849 года служит в Свято-Троицком храме села Дебесы. Известно, что с 1894 года вдов.  Священнику Петру Чемоданову свояк. В Клировых ведомостях за 1901 год иерей Михаил Поляков – потомственный дворянин.

Иерей (протоиерей с 1917 года)  Михаил Караваев, к Свято-Троицкой церкви в 1894 году. Рукоположен в сан иерея в 1889 году 10 октября. Учительствовал. В Клировых ведомостях за 1901 — 1920 годы  отец  Михаил  упоминается. В Клировых ведомостях за 1917 год – возведен в протоиереи.

Диакон  Иоанн Домрачев, служит в Свято-Троицкой церкви в 1888 году. В 1859 году Преосвященным Никодимом был посвящен в стихарь; в 1882 году во исполнение резолюции Высокопреосвященного Аполлоса Преосвященным Нафанаилом рукоположен в сан Диакона и в 1885 году перемещен на настоящее место.

Диакон  Владимир Черницын, служит в Свято-Троицкой церкви в 1894 году.  Рукоположен в сан дьякона к Церкви села Сележскаго Глазовского уезда в 1889 19 марта; перемещен к сей церкви 5 марта 1992 года.

Епископ Никодим (Казанцев), Вятский и Слободской  (с 1859 по 1860) временно управляющий, епископ Чебоксарский

Посвящение в стихарь от епископа приняли: Псаломщик (позднее диакон) Иоанн Домрачев в 1859 году; псаломщик  Иван Зубарев в 1860 году                13 августа

Псаломщик  Михаил Лажский, служит в Свято-Троицкой церкви в 1894 году. Посвящен в стихарь в сей церкви в 1893 году. Определен псаломщиком в сей церкви с 1894 года.

Псаломщик  Иван Зубарев храма Святой Троицы. В стихарь посвящен Преосвященнейшим Никодимом в 1860 году 13 августа. В Церкви Святой Троицы с 1861 года 26 сентября. В Клировых ведомостях за 1888, 1901, 1903 годы есть записи.

Псаломщик  Дмитрий Анисимов, служит в церкви Святой Троицы в 1894 году. Определен псаломщиком с 1891 года. Посвящен в стихарь в 1894 году. Холост. Отец – заштатный священник Стефан Анисимов.

Иерей Стефан Анисимов, заштатный священник Свято-Троицкого храма в 1894 году. Посвящен в сан иерея в 1873 году 28 января. За нетрезвость был запрещен в священно-служении в 1890 году. Определен на псаломщическую кафедру к церкви села Дебесскаго с декабря 1890 года. За болезнею по прошении уволен за штат в 1891 году. Разрешен в священно-служении в 1894 году. Сын – псаломщик Дебесского храма – Дмитрий Анисимов.

Диакон  Петр Попов, служит в храме Святой Троицы в 1899 году. В 1888 году — псаломщик к Церкви села Каракулина Сарапульского уезда. Рукоположен во диакона в 1895 году. В село Дебесы перемещен в 1898 году. Учительствовал. В Клировых ведомостях  за 1888 год, 1901 год, 1903 год есть записи.

Диакон  Михаил Тронин, состоит на вакансии псаломщика храма Святой Троицы с 1899 года. Перемещен к сей церкви в 1891 году. Учительствовал.  В Клировых ведомостях за 1901, 1903 г. имеются записи.

Диакон  Иосиф Замоломский. Допущен к исправлению псаломщической обязанности в село Ермолаево Елабужского уезда 1885 году. В 1896 году – посвящен в стихарь. 1887 году рукоположен в сан диакона. В 1899 году перемещен к сей церкви. Учительствовал.

Епископ Никодим (Боков), Сарапульский (с 1895 по 1900).

Назначил  исполняющим должность псаломщика (позднее иерея)  Симеона Татаурова в 1900 году.

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: иерей  Александр Боков в 1899 году; вероятно иерей  Владимир Васильев в 1899 году;

Епископ Владимир (Благоразумов), Сарапульский (с 1901 по 1902).

Утвержден в должности псаломщика (позднее иерея) Симеон Татауров в 1902 году.

Приняли иерейскую хиротонию (рукоположение) от епископа: иерей  Геннадий Евсеев в 1901 году.

Епископ  Михей (Алексеев), Сарапульский, (с 1902 по 1906).

Рукоположение во диакона от епископа приняли: диакон (позднее иерей)  Александр Москвин в 1902 году.

Иерей Петр Тронин. Рукоположен в сан иерея в 1867 г. Учительствовал. Перемещен в Дебесы в 1894 г.  Дата смерти 17 ноября 1899 года.

Иерей  Александр Москвин. Родился в Дебесах. Учительствовал. В 1891 году по ходатальйству местного Благочинного утвержден в должности псаломщика в село Дебесы. С этого года  служит в Дебесском храме. Учительствовал. В Клировых ведомостях за1901, 1903 годы об этом есть запись.  В 1902 году  Епископом Сарапульским Михаилом посвящен во диакона с оставлением на занимаемой должности псаломщика при Сей Церкви.  С 1920 года – священник. Последний священник перового Троицкого храма. В 1937 году осужден, отбывал наказание.

Псаломщик Михаил Домрачев. В 1864 году определен в дьячка к Вознесенской церкси села Водзимовское. В 1868 году посвящен в стихарь. К Церкви села Дебес перемещен в 1899 году.

Иерей  Александр Боков, хиротонисан к храму Святой Троицы в 1901 году. В 1899 году посвящен в сан Священника Преосвященнейшим Никодимом Епископом Сарапульским. В этом же году определен Священником в село Нылгу Житью Сарапульского уезда. В Дебесском храме служит с 1 августа 1900 году. Учительствовал. В Клировых ведомостях есть записи за 1903 г.

Иерей  Владимир Васильев.  В 1899 году Рукоположен в сан Священника на Сверхштатную вакансию к Сарапульскому Вознесенскому Собору. В Дебесском храме служит с 1900 года. Учительствовал. В Клировых ведомостях за 1901, 1903 год есть записи.

Иерей  Геннадий Евсеев. В 1901 году епископом Сарапульским Владимиром, рукоположен в сан священника. Учительствовал. В 1902 году перемещен в Дебесы. Об этом есть запись в Клировых ведомостях.

Иерей Павел Снигирев. Посвящен в сан Священника в сентябре 1902 года. В августе 1902 года определен Преосвященнейшим Никодимом, Епископом Вятским и Слободским в село Дебесы Сарапульского уезда. Учительствовал.  Об этом есть запись в Клировых ведомостях за 1903 год.

Иерей  Симеон Татауров, к Дебесской церкви зачислен псаломщиком в 1903 году. Об этом есть запись в Клировой ведомости 1903 г. В стихарь посвящен в 1895 году.  В 1900 году епископом Сарапульским Никодимом определен исполняющим должность псаломщика к Тихвино-Богородицкой церкви села Паздеринского (Паздеры) Сарапульского уезда. В 1902 году епископом Сарапульским Владимиром утвержден в сей должности. Учительствовал. Переведен к Дебесской церкви с 1902 года. В 1912 году – диакон. В 1920 году – священник. Последний священник села Дебесс. В 1937 году осужден, отбывал наказание.

[1]Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.  Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

(124)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие