Праздничная Пасхальная Литургия в храме Святой Троицы села Дебесы состоялась в ночь с 15-го на 16-е апреля 2017 года. В этот светлый день Пасхи каждый храм в любом уголке земли переполняет ликование:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех
живот даровав
Православные христиане понимают значение сказанного: «Христос воскрес из мертвых, своей смертью уничтожил вечную смерть и всем находящимся ныне в Вечности (умершим) жизнь подарил». Древний текст свидетельствует о Вечном Торжестве Воскресения Христова, о прощении, спасении и надежде на жизнь вечную в Царствии Небесном.
В Свято-Троицком храме праздничную Пасхальную службу провел протоиерей Георгий Кириллов, настоятель храма. Традиция проведения этой службы торжественна и красива. В ней все пронизано духовным сопереживанием умершему Христу и всенародным ликованием его удивительному Воскресению. Потому и чин проведения Богослужения в Пасхальную ночь предполагает осознание православными христианами смысла происходящего Торжества, молитвенное участие в службе всех верующих, их совместное соборное пение. Во всю мощь единого соборного голоса звучит: «Христос воскресе из мертвых», «Воскресение Христово видевше», «Верую», «Отче наш».
Праздничное Богослужение началось в 23 часа ночи чином Пасхальной полунощницы. Спокойно и мощно катятся волны Великой Субботы в Пасху Воскресения: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы; но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися». /Волною морскою покрывшего в древности преследователя-тирана сокрыли под землею дети Им спасенных; но мы, как юные девы, Господу воспоем: ибо славно Он прославился/. Это те самые волны, которые в древности покрыли гонителя, мучителя христиан, а теперь покрывают всё зло, смерть и ад. Катятся волны, чтобы принести всех верных к порогу дверей райских. «Пасха, двери райские нам отверзающая…». Солнце Пасхи близится к своему вечному, незаходимому полдню.[1]
Во время полунощницы Святая плащаница Господа нашего Иисуса Христа уносится в алтарь и полагается там до Вознесения Христова — в знак сорокадневного пребывания Спасителя на Земле.
Светлая Заутреня начинается крестным ходом, символизирующим то, как рано утром жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, чтобы возлить на него смолу с ароматами, как было принято у древних евреев. В алтаре тихо начинают петь светлую заутреню стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити». Стихира эта даже словами изображает Ангелов, возвещающих на небесах о Воскресшем Христе. Хор с прихожанами подхватывает пение. Крестный ход сопровождается трезвоном.
Перед дверями храма настоятель читает Евангелие от Матфея, в котором описывается, как мироносицы пришли ко гробу и услышали от Ангела радостную весть: «Его нет во гробе – Он Воскрес». Пасхальная радость, и ликует вся Церковь: «Христос воскресе из мертвых…». Перед дверями храма звучат стихи 67-го псалма Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся (рассеются) врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его». «Яко да исчезает дым, тако да исчезнут, яко тает воск от лица огня». «Тако бо погибнут грешницы, а праведница да возвеселятся». «Сей день, его же сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь (в нём)». Последний стих из 117 псалма: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. И ныне (и сейчас), и присно (и всегда), и во веки веков (и в Вечности). Аминь».
Праздников Праздник и Торжество из Торжеств! «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? — пишет в своем «Огласительном слове…» святитель Иоанн Златоуст, — Христос воскрес – и пали демоны. Христос воскрес – и радуются Ангелы. Христос воскрес – и Жизнь вступает в свои права. Христос воскрес – и ни одного мертвого в могиле. Христос воскрес, восстав от мёртвых. Ему слава и власть во веки веков. Аминь».
В благословенный день Пасхи совершается Литургия Иоанна Златоуста. Врата алтаря не закрываются. Творец Литургии святитель Иоанн Златоуст пишет: «Херувимы и Серафимы спразднуют с нами этот настоящий праздник, который является общей и их радостью». Святая Евхаристия – дело всей Церкви, воинствующей на земле и торжествующей на Небесах. Мы, грешные, нуждаемся в небесных предстателях.
Светлый праздник Пасхи Христовой не только радостный. Он должен быть для всех первопричиной всех радостей, надеждой всего того, что мы только можем себе пожелать.
«Христос воскрес?» — «Да, воистину воскрес!». Значит, истинно и все то, чему Он учил. Значит, существует и высшая справедливость, и добро, и Вечная жизнь, к которым Он призывал. Они не мечта, а реальность. Значит, и те блага, которые Он обещает в том мире, тоже реальны и вечны. Восприняв всем своим существом истину Воскресения Христова, апостолы теперь горят желанием сообщить её всем людям.
Услышав это, — повествует книга Деяний – люди умилились и сказали Петру и прочим Апостолам: «Что нам делать, мужи и братия?». На что Пётр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый их вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и да получит дар Святого Духа». И очень многие из присутствовавших поверили и крестились и присоединились к Церкви верных в тот день.
Сущность Пасхальной Литургии, по словам святого Иоанна Дамаскина, – это её Евангелие. Ученику, его же любляше Иисус (апостолу Иоанну Богослову), предоставляет Церковь повествовать в День Пасхи о Божестве Воскресшего Спасителя. Рождество, Воскресение и Вознесение – три единых проявления Вечной Божественной природы Богочеловека. По этой причине читаются стихи с 1-го по 17-й первой Главы от Иоанна, в которых утверждается изначальность, вечность Слова (Бога), о Его воплощении ради спасения и обожения человека, завершающим этапом которого является Воскресение и Вознесение. Во многих храмах Евангелие в этот день читается на многих Древних языках.
Принять участие в радостном Пасхальном Торжестве пришло много православных христиан. Прихожане в Дебесском храме практически не помнят того времени, когда запрещали заходить, участвовать в Таинствах Церкви: храм был разрушен, Церковь здесь не действовала, и многие люди были не крещеными, не ощущая своей ущербности. Ныне все по-другому. Храм построен, двери его открыты для каждого. Другое дело, что каждый, даже крещеный человек, «бежит к Богу» своим путем — кто через страдание, кто, видя отношение к Богу своих ближних, кто своими, Ему только ведомыми путями. Помнится, один, счастливый ново крещеный мужчина, радостно произнес: «Теперь я не только один, а и два Креста понести смогу». Господь ему в помощь.
Отец Георгий, настоятель Свято-Троицкого храма в селе Дебёсы надеется, что храм и впредь будет наполнятся и постепенно переполнится потоком верных Богу православных христиан. Старшее поколение помогут приобщать молодежь, детей к Вере, будут воспитывать их в духе Православия, в духе соблюдения Заповедей Господних. Впрочем, это проблемы не только нашего храма, это проблемы потери и Возрождения Веры Христовой. То, что Вера в людях возрождается — факт несомненный.
Уже сейчас, в планах отца Георгия, перестройка храма и возведение дополнительных помещений для удовлетворения всех нужд Церкви.
В день Святой Пасхи многие прихожане пожелали принять Святое Причастие, ведь Таинство Тела и Крови Христовой — неисчерпаемый источник Благодати для всех, желающих приобщится в нему. Церковь есть Тело Христово. Таким образом, в Причащении Тайн Христовых верующий человек получает благодатную поддержку не только для осуществления своих земных дел, но прежде всего, для успешного делания духовного, своего духовного изменения и совершенствования. Господь подает для всякого Святыню даром, однако Он требует, чтобы мы были достойны принять и сохранить её своими делами, своей жизнью.
В конце Праздничной Литургии отец Георгий зачитал Послание ко всем православным Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященнейшего Виктора, епископа Глазовского и Игринского, поздравил всех христиан в праздничном: «Христос воскресе!», — на что услышал дружное: «Во истину воскресе!».
Богослужение завершилось освящением куличей и пасхальных яиц. Все христосовались и поздравляли друг друга.
[1] https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sb_pln.shtml
(59)