К 75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ под Сталинградом!
По материалам исследователя воинских судеб, краеведа, публициста села Дебесы Леконцева Александра Витальевича
На протяжении нескольких лет в день нашей Великой Победы – 9 Мая в городе-герое Волгограде проводится акция, в которой принимают участие родственники фронтовиков Великой Отечественной войны и члены Сталинградского отделения мотоклуба «Ночные Волки».
Участники акции проезжают в едином «Бессмертном 8-м мотоциклетном полку» с портретами героев Сталинградской битвы. Имя этого подразделения не случайно выбрано для проведения акции. Воины 8-го отдельного мотоциклетного полка в ходе контрнаступления шли впереди частей 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, громя тылы фашистов, уничтожая отступающие немецкие и румынские войска. У наших механизированных подразделений была одна цель: как можно быстрее замкнуть кольцо окружения 6-й и 4-й германских армий . А в передовом отряде наступающих рвал газ своего мотоцикла мой земляк – Борис Григорьевич Хохряков.
Хохряков Борис Григорьевич родился в 1923 году в деревне Тольён (ныне Дебёсский р-н, Удмуртия). На его глазах происходило становление советской власти, коллективизация…
Появление первых тракторов в деревне стало для всех сельчан и, конечно, мальчишек настоящим чудом. Но особенно заворожено юный Боря смотрел на мотоциклы. Не знал и не гадал паренёк о том, что придёт время и он на мотоцикле проедет пол Европы и не просто прокатится, наслаждаясь придорожными достопримечательностями, а будет на этой красивой и мощной машине воевать, защищать своё Отечество…
Суровой осенью сорок второго прибыл на фронт Борис Хохряков. По левому берегу Дона северо-западнее Сталинграда проходила линия фронта. Здесь в течение нескольких месяцев держали оборону наши войска. Держали, несмотря на яростные атаки многократно превосходящих сил противника. И вот наступил тот долгожданный день, когда наконец был получен приказ: н-а-с-т-у-п-а-т-ь!!!
19 ноября после мощной артиллерийской подготовки и прорыва вражеской обороны первыми, в полосе наступающей 5-й танковой армии, были введены в прорыв подразделения 8-го отдельного мотоциклетного полка. С первого дня наступления бойцы и командиры полка проявили исключительную стойкость, мужество и отвагу. Слава об их подвигах вскоре облетела весь фронт.
Красноармейская газета «На разгром врага» 4 декабря 1942 года посвятила им почти весь номер. Газета сообщала: «Герои-мотоциклисты подполковника Белика уничтожили в боях до шести тысяч гитлеровцев. Дерзкими и стремительными налётами они истребляют врага. Славные пехотинцы, танкисты и артиллеристы! Выбивайте немцев из укреплённых районов, бейтесь за гвардейское знамя, за нашу победу так, как бьются за неё герои-мотоциклисты!»
Среди этих героев был и Борис Хохряков. Наш земляк успел отличиться, в числе многих других, уже в первый день… Вот что писал о его подвигах командир полка, будущий Герой Советского Союза, подполковник Белик:
«Товарищ Хохряков во время боевых действий полка в тылу противника проявил себя бесстрашным бойцом. 19 ноября в боях за населённый пункт уничтожил офицера и 2 солдат. Участвовал в танковом десанте в районе Перелазовский, где уничтожил 21 гитлеровца. Находясь в обороне в районе Островский при атаке немцев уничтожил 4 гитлеровцев».
Нелегко пришлось Борису Григорьевичу в этих боях. Его мотоцикл, как идущий в голове колонны, одним из первых принимал на себя огонь врага. Однажды, в районе хутора Верхняя Осиновка, немцы неожиданно открыли из засады автоматно-пулемётный огонь. Наши бойцы с ходу вступили в бой и уничтожили противника. При этом ефрейтор Хохряков получил тяжёлое ранение. Уже находясь в госпитале, он узнал о своей награде – ордене Красной Звезды.
Фронтовые дороги Европы и Китая
После излечения от ран, Борис Хохряков продолжил воевать в своём родном полку, а с октября 1944 года – в 4-ом гвардейском отдельном мотоциклетном полку. Вместе с полком в составе 6-й гвардейской танковой армии он прошёл с боями Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию.
— Не забуду, как штурмовали Вену, – вспоминал Борис Григорьевич. Наш полк с упорными боями обошёл город с тыла и ворвался в него, захватив два квартала. Нам пришлось занять круговую оборону и в течение суток сдерживать ожесточённый натиск противника.
Здесь, в предместьях австрийской столицы, мы освободили из фашистской неволи около трёх тысяч человек различных национальностей, насильно угнанных в рабство. Здесь же, под Веной, гвардии ефрейтор Хохряков, верный своему солдатскому долгу, проявил личный героизм. 9 апреля 1945 года, доставляя на мотоцикле боевое донесение в полк, он встретил на своём пути группу немецких автоматчиков. С ходу вступив в скоротечный бой, уничтожил пятерых гитлеровцев и, пробив себе дорогу, доставил донесение в срок. Командование полка наградило Б.Г.Хохрякова за этот подвиг медалью «За отвагу».
Наступил май сорок пятого. Уже пал Берлин. Всё очевидней, всё ближе была ПОБЕДА. Но стонала от недобитых фашистов восставшая Прага. 5 мая советские моторизованные войска получили приказ идти на помощь пражским повстанцам. К 9 мая столица Чехословакии была полностью очищена от германских вояк.
— С какой радостью встречали нас жители Праги: угощали всем, чем были богаты, усыпали дорогу цветами, – вспоминал Борис Григорьевич.
Наряду с радостью победы вдвойне было тяжелее переживать горе от потерь боевых товарищей в эти последние дни войны. 8 мая под Прагой фашистская пуля оборвала жизнь его друга – Виталия Цветкова.
Закончилась война на Западе, но у гвардии ефрейтора Хохрякова фронтовые дороги продолжились. В августе 1945 года его мотоцикл впереди наступающих танков с боями прошёл по пустыне Гоби и хребет Хинган, неся свободу китайскому народу.
Был солдатом до конца…
Мощный мотоцикл «Урал» мчался, по разбитой дороге, не замечая ни ухабов, ни луж. Борис Григорьевич очень торопился доставить свою дочь к поезду и поэтому неистово жал на газ. Его машина летела как на крыльях примерно так же, как в сорок втором под Сталинградом. За какие-нибудь 10-15 минут было покрыто расстояние между Дебёсами и Кезом!(Расстояние в 35 км). Сказывался многолетний опыт езды по фронтовым дорогам и не только…
Энергичность и невероятная работоспособность всегда отличали Бориса Григорьевича. Неслучайно эти качества помогали ему в послевоенной жизни при работе на руководящих должностях: зампредседателя райисполкома, секретаря райкома, председателя колхоза и сельского совета. Многие жители Дебёсского района до сих пор вспоминают Бориса Григорьевича с большим уважением и благодарностью. Он остался солдатом до конца: как воевал, так же жил и работал!
(99)
Добрый день
Меня зовут Папин Алексей Яковлевич. Я из Днепропетровска. Пишу историю 3-го гвардейского отдельного мотоциклетного полка 3-го Украинского фронта. Этот полк освобождал мое село и Днепропетровскую область в 1943 году. В нем воевал Хохряков Борис Григорьевич. Если можете предоставить мне для книги отсканированные документы, фотографии воспоминания Бориса Григорьевича то я был бы Вам безмерно благодарен. Многие родственники ветеранов помогают мне, в моей работе по написанию книги. Думаю и Вы или родственники Борис Григорьевича мне тоже не откажут. С уважением Папин Алексей! Мой адрес elitsmeta@gmail.com
О борисе григорьевиче много писал ваш краевед Лекомцев Александр Витальевич. Если Вас не затруднит передайте ему мою просьбу, я в свою очередь поделюсь материалами которыми располагаю.
Здравствуйте, Алексей Яковлевич. Постараемся связаться с Александром Витальевичем, с Музеем Истории Сибирского тракта, выполнить Вашу просьбу.