• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Хохряков Борис Григорьевич. НА МОТОЦИКЛЕ ОТ СТАЛИНГРАДА ДО ПРАГИ

Вернуться в содержание

К 75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ под Сталинградом!

По материалам исследователя воинских судеб, краеведа, публициста села Дебесы Леконцева Александра Витальевича

На протяжении нескольких лет в день нашей Великой Победы – 9 Мая в городе-герое Волгограде проводится акция, в которой принимают участие родственники фронтовиков Великой Отечественной войны и члены Сталинградского отделения мотоклуба «Ночные Волки».

Участники акции проезжают в едином «Бессмертном 8-м мотоциклетном полку» с портретами героев Сталинградской битвы. Имя этого подразделения не случайно выбрано для проведения акции. Воины 8-го отдельного мотоциклетного полка в ходе контрнаступления шли впереди частей 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, громя тылы фашистов, уничтожая отступающие немецкие и румынские войска. У наших механизированных подразделений была одна цель: как можно быстрее замкнуть кольцо окружения 6-й и 4-й германских армий . А в передовом отряде наступающих рвал газ своего мотоцикла мой земляк – Борис Григорьевич Хохряков.

Хохряков Борис Григорьевич

Хохряков Борис Григорьевич родился в 1923 году в деревне Тольён (ныне Дебёсский р-н, Удмуртия). На его глазах происходило становление советской власти, коллективизация…

Появление первых тракторов в деревне стало для всех сельчан и, конечно, мальчишек настоящим чудом. Но особенно заворожено юный Боря смотрел на мотоциклы. Не знал и не гадал паренёк о том, что придёт время и он на мотоцикле проедет пол Европы и не просто прокатится, наслаждаясь придорожными достопримечательностями, а будет на этой красивой и мощной машине воевать, защищать своё Отечество…

Суровой осенью сорок второго прибыл на фронт Борис Хохряков. По левому берегу Дона северо-западнее Сталинграда проходила линия фронта. Здесь в течение нескольких месяцев держали оборону наши войска. Держали, несмотря на яростные атаки многократно превосходящих сил противника. И вот наступил тот долгожданный день, когда наконец был получен приказ: н-а-с-т-у-п-а-т-ь!!!

19 ноября после мощной артиллерийской подготовки и прорыва вражеской обороны первыми, в полосе наступающей 5-й танковой армии, были введены в прорыв подразделения 8-го отдельного мотоциклетного полка. С первого дня наступления бойцы и командиры полка проявили исключительную стойкость, мужество и отвагу. Слава об их подвигах вскоре облетела весь фронт.

Красноармейская газета «На разгром врага» 4 декабря 1942 года посвятила им почти весь номер. Газета сообщала: «Герои-мотоциклисты подполковника Белика уничтожили в боях до шести тысяч гитлеровцев. Дерзкими и стремительными налётами они истребляют врага. Славные пехотинцы, танкисты и артиллеристы! Выбивайте немцев из укреплённых районов, бейтесь за гвардейское знамя, за нашу победу так, как бьются за неё герои-мотоциклисты!»

Хохряков Борис Григорьевич

Среди этих героев был и Борис Хохряков. Наш земляк успел отличиться, в числе многих других, уже в первый день… Вот что писал о его подвигах командир полка, будущий Герой Советского Союза, подполковник Белик:

«Товарищ Хохряков во время боевых действий полка в тылу противника проявил себя бесстрашным бойцом. 19 ноября в боях за населённый пункт уничтожил офицера и 2 солдат. Участвовал в танковом десанте в районе Перелазовский, где уничтожил 21 гитлеровца. Находясь в обороне в районе Островский при атаке немцев уничтожил 4 гитлеровцев».

Нелегко пришлось Борису Григорьевичу в этих боях. Его мотоцикл, как идущий в голове колонны, одним из первых принимал на себя огонь врага. Однажды, в районе хутора Верхняя Осиновка, немцы неожиданно открыли из засады автоматно-пулемётный огонь. Наши бойцы с ходу вступили в бой и уничтожили противника. При этом ефрейтор Хохряков получил тяжёлое ранение. Уже находясь в госпитале, он узнал о своей награде – ордене Красной Звезды.

Фронтовые дороги Европы и Китая

После излечения от ран, Борис Хохряков продолжил воевать в своём родном полку, а с октября 1944 года – в 4-ом гвардейском отдельном мотоциклетном полку. Вместе с полком в составе 6-й гвардейской танковой армии он прошёл с боями Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию.

— Не забуду, как штурмовали Вену, – вспоминал Борис Григорьевич. Наш полк с упорными боями обошёл город с тыла и ворвался в него, захватив два квартала. Нам пришлось занять круговую оборону и в течение суток сдерживать ожесточённый натиск противника.

Здесь, в предместьях австрийской столицы, мы освободили из фашистской неволи около трёх тысяч человек различных национальностей, насильно угнанных в рабство. Здесь же, под Веной, гвардии ефрейтор Хохряков, верный своему солдатскому долгу, проявил личный героизм. 9 апреля 1945 года, доставляя на мотоцикле боевое донесение в полк, он встретил на своём пути группу немецких автоматчиков. С ходу вступив в скоротечный бой, уничтожил пятерых гитлеровцев и, пробив себе дорогу, доставил донесение в срок. Командование полка наградило Б.Г.Хохрякова за этот подвиг медалью «За отвагу».

Наступил май сорок пятого. Уже пал Берлин. Всё очевидней, всё ближе была ПОБЕДА. Но стонала от недобитых фашистов восставшая Прага. 5 мая советские моторизованные войска получили приказ идти на помощь пражским повстанцам. К 9 мая столица Чехословакии была полностью очищена от германских вояк.

— С какой радостью встречали нас жители Праги: угощали всем, чем были богаты, усыпали дорогу цветами, – вспоминал Борис Григорьевич.

Наряду с радостью победы вдвойне было тяжелее переживать горе от потерь боевых товарищей в эти последние дни войны. 8 мая под Прагой фашистская пуля оборвала жизнь его друга – Виталия Цветкова.

Закончилась война на Западе, но у гвардии ефрейтора Хохрякова фронтовые дороги продолжились. В августе 1945 года его мотоцикл впереди наступающих танков с боями прошёл по пустыне Гоби и хребет Хинган, неся свободу китайскому народу.

Был солдатом до конца…

Хохряков Борис Григорьевич

Мощный мотоцикл «Урал» мчался, по разбитой дороге, не замечая ни ухабов, ни луж. Борис Григорьевич очень торопился доставить свою дочь к поезду и поэтому неистово жал на газ. Его машина летела как на крыльях примерно так же, как в сорок втором под Сталинградом. За какие-нибудь 10-15 минут было покрыто расстояние между Дебёсами и Кезом!(Расстояние в 35 км).  Сказывался многолетний опыт езды по фронтовым дорогам и не только…

Энергичность и невероятная работоспособность всегда отличали Бориса Григорьевича. Неслучайно эти качества помогали ему в послевоенной жизни при работе на руководящих должностях: зампредседателя райисполкома, секретаря райкома, председателя колхоза и сельского совета. Многие жители Дебёсского района до сих пор вспоминают Бориса Григорьевича с большим уважением и благодарностью. Он остался солдатом до конца: как воевал, так же жил и работал!

(99)

2 Comments

  1. Алексей

    Добрый день

    Меня зовут Папин Алексей Яковлевич. Я из Днепропетровска. Пишу историю 3-го гвардейского отдельного мотоциклетного полка 3-го Украинского фронта. Этот полк освобождал мое село и Днепропетровскую область в 1943 году. В нем воевал Хохряков Борис Григорьевич. Если можете предоставить мне для книги отсканированные документы, фотографии воспоминания Бориса Григорьевича то я был бы Вам безмерно благодарен. Многие родственники ветеранов помогают мне, в моей работе по написанию книги. Думаю и Вы или родственники Борис Григорьевича мне тоже не откажут. С уважением Папин Алексей! Мой адрес elitsmeta@gmail.com

    О борисе григорьевиче много писал ваш краевед Лекомцев Александр Витальевич. Если Вас не затруднит передайте ему мою просьбу, я в свою очередь поделюсь материалами которыми располагаю.

    • Здравствуйте, Алексей Яковлевич. Постараемся связаться с Александром Витальевичем, с Музеем Истории Сибирского тракта, выполнить Вашу просьбу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие