• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Марите Растекайте. Вновь зовёт Марите

Вернуться в содержание

Автор: Ирина Неганова

Эта история – только один непредсказуемый эпизод из тысячи подобных, на которые так щедра была  Великая Отечественная война.Замысловатой композицией связала она известного военного начальника, учёного-историка, журналиста Александра Львовича Кроника, писателей Александра Фадеева, Михаила Лямина и эвакуированную в Дебёсы девочку Марите.

Рождение дивизии

Осенью 1941 года на станции Шолья  Камбарского района  Удмуртии начала формироваться 357-я стрелковая дивизия. Предстояло этой дивизии, в рядах которой было немало уроженцев  Дебёсского района, пройти славный боевой путь от Камы до  Латвии и Литвы.

Тяжёлые испытания выпали на долю первого командира дивизии полковника Киршева Дмитрия Андреевича. В первые дни 1942 года дивизия была брошена  в наступление на небольшой город Сычёвку в Смоленской области. В кровопролитных боях 357-я стрелковая, ещё не успевшая набрать боевого опыта, понесла большие потери. По некоторым сведениям, из 11 тысяч бойцов в живых остались чуть больше трёх тысяч (!).  Погиб и командир дивизии. Сычёвка не была взята.  Горчайший урок поражения вынесли и солдаты, и командование.

15 февраля 1942 года новым командиром дивизии был назначен опытный военный — полковник Александр Львович Кроник.  Михаил Лямин, удмуртский писатель, который был бойцом 357-й дивизии,  в своей книге «Четыре года в шинелях» описал нового комдива как человека неугомонного, чуткого,  умеющего расположить к себе солдат. Дивизия после поражения готовилась к новым боям.  Впереди была ответственная операция по освобождению Великих Лук – города, оккупированного немцами

Посылка-призыв

Однажды в дивизию пришли посылки из Удмуртии от земляков. Принесли одну и Александру Львовичу. Раскрыв её, комдив увидел красный кисет, пару белых шерстяных носков, платок с литовским орнаментом. Из кисета выпал тетрадный листок. Крупным детским почерком было написано: «Дорогой советский воин! Прими скромный подарок от литовских ребят – учеников школы-интерната в селе Дебёсы Удмуртской АССР. Вдали от родного края мы не видим войны, но знаем,  что прекрасную литовскую землю топчут фашисты. Дорогой советский воин! Беспощадно бей фашистского зверя и гони его с советской земли! Скорее иди на помощь литовским братьям, спеши освободить родную Литву. От имени детей литовской школы-интерната в Дебёсах  Марите».

Это детское письмо до глубины души задело командира — уроженца Вильнюса. Он показывал письмо-призыв солдатам, зачитывал офицерам. О горячем слове Марите узнали многие воины: письмо  было перепечатано в дивизионной газете.Кроник рассказал Александру Фадееву и Борису Полевому о том, как незнакомая эвакуированная девочка страстно звала солдат вперёд на запад. Они в то время оказались на передовой в 357-й дивизии, готовя материал о Великолукском наступлении. Тогда-то Фадеев и  посоветовал А. Кронику найти эту девочку после войны и написать о вдохновляющей силе слова ребёнка. Слова, которое звало на бой!

Где ты, Марите?

Долог и тернист был путь дивизии к границам Литвы. Позади остались жестокие  многодневные бои под Великими Луками. За прорыв обороны юго-восточнее Риги доблестная дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени. В мае 1945 солдаты Советской армии встретили последнее ожесточённое сопротивление немцев на территории Литвы.
А. Л. Кроник, который получил звание генерал-майора после Великих Лук,  позже был назначен командиром 178-й стрелковой Кулагинской Краснознаменной дивизии. После войны Александр Львович жил в Киеве.
В 1965 году, когда Литва отмечала двадцатилетие освобождения Вильнюса от гитлеровских захватчиков, генерал опубликовал в газете «Советская Литва» от 10 июня свой очерк, который заканчивался словами: «Где же ты, Марите?» Через двадцать лет! Он искал Марите повсюду. Писал в Дебёсы, в «Удмуртскую правду», в литовские газеты. К поиску подключились журналисты, следопыты ижевских и вильнюсских школ.

Однажды Михаил Лямин, народный писатель Удмуртии, отдыхал в Крыму вместе с литовским писателем Альфонасом Беляускасом. Он поинтересовался, как сложилась судьба бывших литовских детишек. Рассказывая об успехах дебёсских воспитанников, Беляускас  сообщил между делом, что Марите Растекайте стала актрисой Вильнюсского театра драмы. «Марите!? Так вот же где наша маленькая Марите!» – воскликнул удмуртский писатель и незамедлительно отправил телеграмму А.Л. Кронику: «Марите нашлась!».

А ещё через несколько дней Марите Растекайте нашла в своём почтовом ящике письмо от прославленного военного начальника – благодарность за посылку, за страстный детский  призыв громить врага.  Между Марите и Александром Львовичем Кроником завязалась дружеская переписка. Многие советские газеты писали об этой  удивительной истории. А очерк А. Кроника  «Марите звала вперёд!» был опубликован в журнале  «Радуга» в 1969 году. Чуть позже Александр Кроник и Марите Растекайте встретились в Вильнюсе.

Старожилы Дебёсского района ещё помнят Марите – бойкую красивую девчонку, неизменную участницу художественной самодеятельности.  Помнят её и на сцене районного клуба, когда она приезжала  в село вместе с другими выпускниками  Дебёсской литовской школы в 1966 году и благодарила сельчан  за приют и тепло во время войны.
Сейчас заслуженной артистки Литовской ССР Марите Растекайте уже нет в живых. Но меня не покидает ощущение, что она опять зовёт… И слышится её призыв – помнить…

(86)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие