• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Пётр Николаевич Поздеев. «Немцы называли нас чёрной смертью»

Вернуться в содержание

Материал Дебесского краеведа и публициста Александра Витальевича Леконцева

«Немцы называли нас чёрной смертью» – говорил, вспоминая о войне, бывший морской пехотинец Пётр Николаевич Поздеев. Старик сидел за широким столом в своей избе, смолил махорочку и слушал радио. Звучала его любимая песня «Прощайте, скалистые горы.» Знакомая с юности мелодия разбудила у ветерана воспоминания о суровых военных годах. Перед его глазами вновь как живые предстали погибшие товарищи – его братишки, как он называл их всегда…

Поздеев Петр Николаевич

Появился на свет Пётр Николаевич в 1914 году в удмуртской деревушке с красивым названием Красный Яр, что притаилась среди старичных озёр в живописной долине реки Ита.

В середине 1930-х он женился и вскоре у него появился первенец – сын Аркадий.

В 1939 году Пётр Николаевич уходит в армию и попадает на войну с финнами. Здесь ему, можно сказать, повезло: он не был даже ранен, а вот друзей потерял не мало.

Вернувшись домой, с большой охотой взялся за крестьянский труд. Правда, заниматься любимым делом ему не пришлось долго. Когда на советскую землю напал ещё более страшный враг кадровый солдат снова надел военную форму.

Боевой путь Петра Николаевича начался в Заполярье, на полуострове Рыбачий.

В ноябре 1941 года его зачислили в 63-ю отдельную морскую стрелковую бригаду.

11 декабря 1941 г. по приказу Верховного Главнокомандующего бригада была эшелонирована и убыла в г. Онегу Архангельской области для защиты северных коммуникаций и находилась там до 29 июня 1942 г. 1 июля 1942 г. бригада по железной дороге из Архангельского военного округа была отправлена на Мурманское направление.

3 июля к 15 часам на станцию Кола прибыли из Архангельска три эшелона 63-й бригады, которая по приказанию Народного Комиссара Военно-Морского Флота перебазировалась на полуостров Рыбачий.

Младший брат моей бабушки, Седнев Николай Иванович. Фото  сделано в Порт-Артуре в 1946. С войны вернулся в 1946. Вечная память Петру Николаевичу и всем

– Здесь, на полуострове Рыбачий, морская пехота буквально вгрызлась в каменистую тундру, — рассказывал Пётр Николаевич.

– Построили дзоты, даже пушки большого калибра по фронту поставили. На каждую атаку немцев мы отвечали стремительной контратакой. Происходило это так. Звучала команда: «Примкнуть штыки!», а затем моряки расстёгивали бушлаты, чтобы врагу были видны тельняшки, одевали бескозырки, ленточки в зубы и с криком «Полу-у-ндра-а-а…!!!» бросались на фрицев.

Природа наделила Петра Николаевича недюжинной силой и высоким ростом. Это помогало ему и в рукопашной схватке выйти победителем и в разведке без особого труда снять часового или взять «языка». Так однажды он приволок в штаб батальона ценного немецкого офицера. За выполнение этого задания старший матрос Поздеев был удостоен ордена Красной Звезды.

Были у него и другие награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кёнигсберга». Больше всего, как любой фронтовик, он ценил медаль «За отвагу», которую получил за то, что первым бросился под пули и мины, увлекая за собой других, при высадке десанта в порту Лиинахамари.

В начале 1945 года 63-я бригада морской пехоты была переброшена на Балтику. Здесь она участвовала в десантных операциях при штурме морских крепостей Пиллау и Кёнигсберг. В этих последних, но очень кровопролитных, сражениях Великой Отечественной войны у Петра Николаевича погибли многие однополчане, с которыми он делил последний кусок хлеба и последние патроны все четыре военных года.

А впереди, недалеко, был цветущий май, была Победа…

Неслучайно воспоминания о сорок пятом у ветерана были самыми горестными. Тогда бесстрашный морской пехотинец-богатырь не сдерживал своих скупых мужских слёз.

После возвращения в родную деревню Пётр Николаевич многие годы трудился председателем колхоза, счетоводом, бригадиром, председателем сельского совета, был селькором районной газеты.

Вырастил и воспитал четверых сыновей и дочь.

В 1986 году Петра Николаевича не стало. Старший матрос Поздеев ушёл в свой последний поход…

Кажется, над его могилой и сейчас звучит любимая песня. Как бы, наверное, старому моряку хотелось спеть её самому, но…

Спи спокойно, братишка! А мы, твои внуки и правнуки, споём за тебя эту песню:  «Прощайте, скалистые горы, На подвиг Отчизна зовёт. Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход…»

 

(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие