• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Докучаев Василий Терентьевич. Солдат остается в строю

Вернуться в содержание

Из публикаций газеты Дебёсского района Удмуртии «Новый путь» . 9 мая, 1981 года. «Солдат остается в строю».

В Чепыкской бригаде колхоза «Красный Октябрь» живёт и трудится Василий Терентьевич Докучаев – преданный колхозному делу, большой души человек.

Докучаев Василий Терентьевич

Родился и вырос Василий Терентьевич в деревне Чепык. Семья у них была немаленькая, все члены ее имели своё поручение по хозяйству. Один приносил дрова, другой – воду, третий подметал пол. Все в семье трудились с раннего возраста, все научились уважать крестьянский труд. Родители Василия не отличались большой грамотностью, но они страстно хотели, чтобы дети учились.

После окончания Тольёнской семилетней школы юный Вася Докучаев решил учиться на животновода. Он поступил в районную колхозную школу. Учился увлечённо, вскоре получил удостоверение зоотехника. Всего неделю пришлось ему поработать по своей специальности, началась война.

Фашистская Германия, точно огненный спрут, протянула щупальца своих дивизии по советской земле, жгла города и сёла. Хотя деревня Чепык находилась очень далеко от фронта, дыхание войны доходило и сюда. Одна за другой стали приходить похоронки. Василий видел убитых горем женщин, суровых стариков и притихших детей. Он всем сердцем рвался на фронт, но был ещё молод, только через год после начала войны его призвали в армию. Не сразу удалось парню попасть на фронт.

Сначала послали его в школу связистов, учился на Кавказе. Горы, быстрые речки, диковинная растительность окружали будущих сержантов, но некогда им было любоваться красотами Кавказа.

Враг уже подходил к Волге, рвался на юг. Направили сержанта-связиста в 62-й артиллерийский дивизион 152-миллиметровых орудии резерва Главного командования. Этому дивизиону пришлось потом с боями пройти Кавказ, Крым, Польшу, участвовать во взятии Берлина.

Сержант Василий Докучаев обеспечивал связь батареи с наблюдательным пунктом. Сколько раз под ураганным огнем врага приходилось ее восстанавливать. Сколько бойцов погибло на глазах. Особенно памятным осталось первое сражение. Шли тогда ожесточённые бои за Новороссийск. Орудия дивизиона вели непрерывную перестрелку с врагом. Вокруг батареи рвались снаряды, бомбы, свистели пули. Командир постоянно был у телефона. Неожиданно в трубке стало тихо.

— Чёрт, — выругался капитан, и тут же приказал: — Сержант Докучаев, восстановите связь.

— Есть, — сказал Докучаев. С двумя бойцами они поползли вдоль кабеля. Неожиданно рвануло, вверх метнулся фонтан огня, дыма и земли. По голове как будто ударили обухом. Полыхнуло кроваво-красным в глазах и все померкло. Сколько он пролежал – не помнит. Очнулся, оглянулся назад, увидел, что товарищи убиты. Пополз один, как полз – одному ему известно. Все же нашел обрыв, связал концы проводов, а назад идти сил не хватило.

Ночью его истекающего кровью, вынесли санитары. Ранение оказалось серьезным: контузия, повреждена черепная кость. Лечился в госпитале полтора месяца, подправил здоровье и снова на фронт.

За этот подвиг сержанта наградили медалью. Изгнали врага с кавказской земли. Немец укрепился в Крыму. Перед советскими воинами была поставлена задача: любой ценой ворваться в Крым, занять город Керчь.

Перед решающим штурмом Керчи многие бойцы вступили в ряды партии. Стал коммунистом и связист Докучаев. В этом памятном бою за Керчь его снова ранило. Дивизион 152-миллиметровых пушек прошел с боями весь Крым. Он участвовал в штурме Сапун-горы, что под Севастополем, освобождал Одессу и ряд других городов. И всюду по военным нелегким дорогам прошли связисты, обеспечивая надёжную связь.

После освобождения советской земли дивизион перебросили в Польшу, он штурмовал Варшаву. К военным наградам Докучаева прибавилась медаль «за взятие Варшавы».

Особенно ожесточённые артиллерийские дуэли начались на земле врага. Связь беспрерывно нарушалась, но связисты ценой своей крови, а нередко и жизни восстанавливали ее. И вот советские войска вплотную подошли к Берлину. Батареи дивизиона вели огонь по рейхстагу.

Стояла весна. То тут, то там из-под развалин пробивалась зеленая трава. Цвели обломанные, обугленные деревья. Природа как будто не хотела мириться с теми колоссальными разрушениями. Она как могла, пыталась залечить свои страшные раны. И даже птицы пели в перерывах между перестрелками.

Жизнь – она всегда сильнее войны. И никакому урагану не погасить буйства жизни. Шли первые дни мая. И вдруг настала тишина. Не палили пушки, не слышно было треска автоматов. Что случилось, гадали бойцы.

И нежданно пришла весть. Победа!

— Невозможно описать, — говорит Василий Терентьевич, — что мы испытали при получении известия о безоговорочной капитуляции Германии. Люди не стыдились слёз. Заливались гармони, солдаты плясали, целовались. Беспрерывно строчили автоматы. Но теперь люди стреляли в небо. Это был салют Победы.

За участие в боях за Берлин связист Василий Терентьевич Докучаев награждён медалью «За взятие Берлина» и орденом Красной Звезды.

Возвратился солдат домой. И сменил боевую специальность связиста вновь на зоотехника. До 1956 года поднимал животноводство в родном колхозе.

Но фронтовые ранения стали давать о себе знать. Стала побаливать голова. И попросился коммунист на другую работу, хотя сроду не пасовал перед трудностями. Ему предложили принять водяную мельницу на Чепце. Вот с тех пор бессменно мелет он и муку и подсыпку для животных.

Давно уже нет той водяной мельницы. Но все также добросовестно, изо дня в день идет этот человек на работу. Невысокого роста, худощавый, он на первый взгляд даже кажется мягким, уступчивым. Но посмотрели бы вы, как он отчитывает на собраниях нерадивых. Тут уж Василий Терентьевич – сама принципиальность. Солдат остаётся солдатом и в мирные дни.

Он – один из активнейших коммунистов колхоза, член ревизионной комиссии, умелый агитатор. Коммунист, как и во время войны на передовом крае борьбы за прогрессивное, за новое, смелое ведение хозяйства. Он ярый враг бюрократства, зазнайства, головотяпства. Когда люди к нему обращаются с каким-либо вопросом, он никогда не отмахнется, спокойно выслушает, всегда поможет человеку, что в его силах. Вот за эту честность, принципиальность, сердечный подход к людям и уважают его.

(53)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие