• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Королёв Андрей Григорьевич. НА ВОЙНЕ И ТАКОЕ БЫВАЕТ…или трижды рождённый

Вернуться в содержание

Из материалов Дебесского краеведа и публициста Леконцева Александра Витальевича

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО «ПЛЕН»

«Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню. Как остался я живой тогда – не понимаю, и сколько времени пролежал метрах в восьми от кювета – не соображу. Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня дёргается, всего трясёт, будто в лихорадке, в глазах темень, в левом плече что-то скрипит и похрустывает, и боль во всём теле такая, как, скажи, меня двое суток подряд били чем попадя. Долго я по земле на животе елозил, но кое-как встал. Однако опять же ничего не пойму, где я и что со мной стряслось. Память-то мне начисто отшибло… Когда пришёл в себя, опомнился и огляделся как следует, – сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вёз, неподалёку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колёсами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идёт… Это как?

Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я – в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает…»

Так, примерно, как написано у Михаила Шолохова в рассказе «Судьба человека», и случилось у нашего Андрея Григорьевича Королёва. Произошло это 15 сентября 1943 года в боях под городом Ярцево (Смоленская обл.). По ошибке его посчитали погибшим. Теперь уже невозможно сказать какого красноармейца похоронили вместо него. На сайтах «Память народа» и ОБД «Мемориал» есть документы, подтверждающие гибель А.Г. Королёва. Его имя выбито на мемориальной плите на воинском кладбище в д. Петрово Ярцевского района Смоленской области и увековечено, хотя и с небольшими неточностями, в Книге Памяти Дебёсского района. При этом совпадают все биографические данные «погибшего» А.Г. Королёва и оставшегося в живых А.Г. Королёва, кроме даты рождения. По воинским документам он с 1907 года, а по информации из книги Н.С. Кузнецова «Спасители Отечества» – с 1909 года. Правда, подобные неточности встречаются довольно часто в документах времён войны.

«Село. Одинокие хаты среди деревьев. Машина остановилась около небольшого домика. Оттуда вышел солдат с автоматом, сел к нам, и мы поехали к огромному сараю. Солдат помог мне выйти из машины. Я почувствовал удушливый смрад, от которого закружилась голова. Стены сарая кирпичные, толстые, двери кованые. Похоже, что этот каменный дом служит местом заключения пленных… Кажется, недалеко отвезли меня от линии фронта, а здесь совсем тихо. Я не привык к такой тишине. Лучше бы грохотала артиллерия и рвались бомбы. Мысли, мысли… Что будет? Ответа не нахожу. Остается одно — думать о прошлом. А оно сейчас особенно дорого…»

И снова цитата. Цитата о первом дне в плену из воспоминаний Героя Советского Союза Михаила Девятаева. Кстати, их впервые я слышал будучи ещё старшеклассником, когда в 1982 году прославленный лётчик приезжал в Дебёсы. Похоже и Андрей Королёв таким же образом оказался в лагере для военнопленных в Могилёве. Впереди были десять адских мучительных месяцев фашистского плена. Несмотря ни на что, остался жив. 28 июня в ходе развития мощной наступательной операции Красной Армии «Багратион» город Могилёв был освобождён войсками 2-го Белорусского фронта и А.Г.Королёв, оказавшись на свободе, как бы заново родился. Правда, его свобода была ещё ограничена тремя месяцами проверки в фильтрационном лагере НКВД в городе Горький. Следствие не выявило каких-либо фактов добровольной сдачи в плен и предательства. В начале октября Андрей Григорьевич явился в Горьковский горвоенкомат и был вновь призван в ряды Красной Армии, в ту же дивизию и в тот же полк, в котором воевал до плена. До самого Дня Победы добросовестно нёс службу и воевал… А про плен старался не вспоминать и забыть как самый страшный сон.

Окончилась Великая Отечественная война и А.Г.Королёв вернулся в родной Чепык. О том, что был в плену, никому, даже близким никогда не рассказывал. Да и не принято было в послевоенные и в последующие советские времена говорить о таких страницах биографии. Неслучайно его внук в беседе со мной признался в том, что впервые слышит от меня и про плен, и что существует место захоронения деда, и про запись в Книге Памяти, согласно которой Андрей Григорьевич числится погибшим…

ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ!

В мирное время Андрей Григорьевич, по рассказам родственников, жил и работал так же, как и воевал – на совесть. Они запомнили его трудолюбивым, настойчивым, добрым и отзывчивым, никогда не терявшим чувства оптимизма. Житейская мудрость деда вызывала уважение, а умение общаться с человеком притягивало к нему. Когда возникали какие-нибудь проблемы, всегда говорил, что на войне было намного труднее: там пули свистели, мины рвались и бомбы падали… Здесь, я бы от себя добавил: а в плену растаптывали человеческое достоинство, стремясь превратить человека в бессловесную скотину и жестоко пытали. Все эти испытания прошёл и выдержал Андрей Григорьевич, благодаря крепкому жизненному стержню, заложенному в далёком детстве его родителями и силе духа, впитавшейся в крестьянского мальчика с молоком матери.

Не было у солдата Королёва больших наград, но он достоин называться настоящим человеком и героем Великой Отечественной войны. Пройдя сквозь бушующий огонь войны, Андрей Григорьевич, как и миллионы советских людей, не струсил, не предал, не ожесточил свою душу и остался человеком. Давно уж нет Андрея Григорьевича на белом свете, но сегодня он вновь, смею сказать, родился… Родился третий раз, потому что вспомнили о нём и увековечили его память этими строками. Теперь он наш современник и будет современником последующих поколений. В этом бессмертие всех героев!

По страницам книги Н.С.Кузнецова «Спасители Отечества»

Королев Андрей Григорьевич

Королёв Андрей Григорьевич родился в 1909 году в д. Чепык Тольёнской волости (ныне Дебёсский район, Удмуртия). Призван в ряды Красной Армии Дебёсским РВК в августе 1941 года. На фронте с сентября 1941 года. Рядовой. Повозочный 247-го зенитно-артиллерийского дивизиона Московского фронта ПВО. Точно выполнял все приказания. Своевременно подвозил боеприпасы на огневые позиции. Затем воевал в составе 133-й стрелковой дивизии. С сентября 1943 года по июнь 1944 года был в плену, содержался в могилёвском лагере. В июне 1944 года был освобождён советскими войсками. Пройдя проверку органами контрразведки «СМЕРШ», вернулся в свою часть – 418-й стрелковый полк 133-й дивизии, в которой служил до конца Великой Отечественной. Воевал на Калининском, Западном, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Освобождал Украину, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Имел ранения. За добросовестное исполнение своих красноармейских обязанностей был награждён медалью «За боевые заслуги», фронтовыми медалями.

В послевоенное время работал конюхом в колхозе. Вырастил и воспитал семерых детей. Один из его внуков, Владимир Георгиевич Ившин, ныне является директором Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета.

Документальные материалы:

 

 

(66)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие