• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

КАРАКУЛОВ ПЁТР МАКСИМОВИЧ. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ

Вернуться в содержание

По страницам будущей детской книжки Дебесского краеведа и публициста Александра Витальевича Леконцева

Конец апреля 1945 года. Советские войска вели бои в центре Берлина. Ещё немного, ещё чуть-чуть и последние укреплённые пункты фашистов падут, и война закончится… «Скорее бы наступил этот долгожданный час!», – так думал каждый наш солдат, каждый офицер и каждый наш генерал. Надо только очень постараться. Постараться сломить сопротивление врага и вынудить его сдаться в плен. Постараться остаться живым и увидеть утро первого мирного дня…

207 стрелковая дивизия, в которой служил Пётр Каракулов, к 1 мая вышла к театру Кроль-опера. Его здание, как и многие другие в Берлине, было превращено в крепость. Стены укреплены железобетоном. Оконные проёмы замурованы и оставлены лишь отверстия для стрельбы из пулемётов, фаустпатронов (ручной реактивный гранатомёт) и даже пушек. А внутри здания готовы сражаться насмерть тысяча фашистских солдат…

Пётр Каракулов – старый солдат. Командир стрелкового отделения. Ушёл защищать Родину на четвёртый день войны. От Сталинграда до Берлина пролегла его фронтовая дорога. Скольких своих друзей-товарищей он похоронил на этом пути. Не думал и не гадал Пётр что доживёт до конца войны. Хотя, как знать, может в последнем бою то и настигнет его проклятая фашистская пуля. Последний бой – он трудный самый!

Самых опытных и храбрых солдат выбрали для штурма здания театра. Среди них оказался и Пётр со своим отделением. В отделении 12 бойцов. Почти все моложе своего командира. Зовут Петра бойцы уважительно: «Максимыч», «Отец». А чаще: просто «Батя». Не лёгкая перед ним задача: приказ надо выполнить и жизни молодые сохранить!

Ударила по зданию-крепости наша артиллерия. Не сразу удалось разбить железобетонные укрепления. Когда дым и пыль от взрывов немного развеялись пошли в атаку штурмовые группы. Впереди медленно ползли танки и самоходки, прикрывая пехоту от пуль и осколков. Наконец дошли солдаты до входа в здание. Ворвались в него. Часть своих бойцов Пётр послал на верхние этажи – оттуда велась стрельба. С остальными он решил обследовать первый: нет ли засады. Прошли в одну, другую комнату. Чисто! Никого. А в третью не успели: из неё застрочил пулемёт.

– Нарвались-таки на засаду! – успел подумать Пётр и тут же заметил, как рядом упал, схватившись за живот, его боец. Другого ранило в ноги.

– Получите, гады! – со злостью крикнул Пётр и бросил в дверной проём гранату. Затем забежал в комнату, стреляя на ходу из автомата. На полу лежали, разбросанные взрывом, четверо немецких солдат. Безусые юные лица. Совсем мальчишки.

Вдруг из дальнего угла, где стоял шкаф, послышалось всхлипывание. Пётр подошёл и увидел ещё одного солдата. Вернее – ещё одного мальчишку. Он сидел, прижавшись к стене, и плакал. Рядом валялся карабин.

– Марш домой! Нах хаузе! – крикнул Пётр парнишке. Приподнял его за ворот и, легонько пнув под зад, показал рукой на улицу.

– Вот ведь какая собака Гитлер! Детей заставляет за него умирать! – думал Пётр. В это время на верхних этажах продолжалась перестрелка. Бросился Пётр с бойцами к своим на помощь. Целый день шёл бой за театр. Только к ночи наши солдаты взяли здание и водрузили над ним красный флаг. В плен было взято около 850 человек.

Тем временем отдельные группы фашистов продолжали упорно драться в рейхстаге (парламент фашистской Германии). Ночью на подмогу нашим пришли воины 207-й дивизии. Среди них снова был Пётр Каракулов. На верхних этажах засели снайперы. Они не хотели сдаваться в плен. Терять им было нечего. На их счету уже много убитых наших солдат. Пётр славился меткостью стрельбы. Командир роты спросил его:

– Каракулов, сможешь заставить их замолчать?

– Попробую, товарищ капитан. Только, дайте мне винтовку. Дали Петру винтовку – обычную без оптического прицела. И он за полчаса спокойно «снял» одного за другим двух фашистских снайперов. После этого  гитлеровцы «выбросили» белые флаги. Схватка со снайперами стала для Петра последним боем в Великой Отечественной войне. А капитан подошёл к Петру Максимовичу. Обнял, поцеловал крепко и сказал:

– Спасибо тебе, солдат, за всё! Было утро 2 мая. Берлин капитулировал. До нашей полной Победы оставалась одна неделя. Максимыч сидел на ступеньках рейхстага и думал: «В деревне, поди, уже отсеялись. Картошку скоро садить. Домой пора…».

Каракулов Петр Максимович

КАРАКУЛОВ
ПЁТР
МАКСИМОВИЧ

Родился 1911 году в д. Кибагурт (Дебёсский р-н, Удмуртия). Призван в ряды Красной Армии 25 июня 1941 года. Рядовой. Командир стрелкового отделения 597-го стр. полка 207-й стр. Померанско-Берлинской Краснознамённой дивизии (1-й Белорусский фронт). Отличился при штурме г. Берлин. В боях 1 и 2 мая 1945 года проявил отвагу и умение руководить бойцами. Ворвавшись с отделением в дом, гранатами и огнём из автомата уничтожил 4 немецких солдат. В другом бою сразил 2 снайперов противника. Награждён орденом Славы III степени. Другие награды: медаль «За взятие Берлина», Благодарности от маршала Г.К.Жукова и Главнокомандующего И.В.Сталина.

Из наградных документов:

(55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие