• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

ГОРОДИЛОВ ГЕОРГИЙ ЕВДОКИМОВИЧ. Сталинский сокол

Вернуться в содержание

По страницам третьей книги рассказов  для детей и юношества  о Великой Отечественной войне Дебесского краеведа и публициста А.В.Леконцева

Гвардии лейтенант Городилов среди боевых друзей (на фото первый слева)

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

К октябрю 1944 года Красная Армия почти полностью освободила территорию советской страны от гитлеровских захватчиков. Наши войска вышли к границам фашистской Германии и вторглись на её территорию в пределах Восточной Пруссии. Теперь пожар войны разгорелся и на немецкой земле, откуда Гитлер начал свой завоевательный поход на восток. 16 октября войска 3-го Белорусского фронта прорвали сильно укреплённую долговременную оборону противника. С ожесточёнными боями они продвигались к самой мощной германской крепости – к городу Кенигсберг. С воздуха наступление нашей пехоты и танков поддерживали «сталинские соколы» – лётчики 1-й Воздушной армии. В их рядах летал громить ненавистного врага гвардии лейтенант Городилов.

Штурмовик «ИЛ-2»

Георгий Городилов воевал на штурмовиках ИЛ-2 (самолёт конструкции Ильюшина). Это самолёт был вооружён двумя скорострельными пушками и двумя крупнокалиберными пулемётами. Под крыльями у него были подвешены эрэсы (реактивные снаряды) и бомбы. Со стороны хвоста ИЛ-2 был защищён ещё одним пулемётом. Фашисты боялись нашего штурмовика и, поэтому прозвали его «чёрной смертью»…

Итак, Красная Армия наступала. Штурмовики ИЛ-2 делали всё, чтобы помочь сухопутным войскам. Звено Городилова много раз в день уходило в небо, наносило удары по артиллерийским батареям, скоплениям пехоты и танков, бомбило и штурмовало оборонительные сооружения врага. Только за первые два дня лётчик Городилов уничтожил танк и бронетранспортёр, две автомашины и склад с боеприпасами, более тридцати солдат и офицеров противника. Вместе с воздушным стрелком гвардии сержантом Поспеловым отбил три атаки четвёрки немецких истребителей «Фокке-Вульф-190». 25 октября выдался ненастным, как и почти все предыдущие дни. Над землёй низко висели облака. Моросил дождь. Видимость меньше километра… При такой погоде у наших штурмовиков было одно преимущество: не надо думать о нападении вражеских истребителей. Немецкая авиация не рисковала летать в этих условиях. С другой стороны: штурмовикам приходилось летать низко. Иначе цели не увидишь. Тут-то и подстерегала наши самолёты малая зенитная артиллерия (малокалиберные автоматические скорострельные пушки) и зенитные пулемёты немцев.

Над аэродромом взвилась красная ракета – условный сигнал к взлёту. Один за другим поднялись в воздух четыре ИЛа. Это штурмовики из звена гвардии лейтенанта Городилова. Построились шеренгой и взяли курс на цель. Через десять минут самолёты уже были над целью. И тут начался просто кошмар! Перед нашими штурмовиками выросла сплошная завеса от разрывов зенитных снарядов, и протянулись огненные змеи от зенитных пулемётов.

– Ну, всё! Всех нас сейчас перебьют. Невозможно через такой огонь пройти, – испугался Георгий. Но после первого ощущения страха отрешённо подумал:

– Убьют, значит, убьют.

Вот штурмовики вышли на цель и самолёт командира звена гвардии лейтенанта Городилова первым пошёл в атаку. Выпустил восемь «эрэсов» на немецкую артиллерийскую батарею. Удар! Поднялись ввысь столбы огня и дыма! За ним второй, третий, четвёртый и все на эту цель. Спикировали. Потом следующий заход. Сбросили бомбы на фашистскую бронетехнику и пехоту. На третьем заходе добивали из пушек и пулемётов. При выходе из последней атаки Георгий почувствовал удары снарядов по своему самолёту.

– Гады!!! Попали всё-таки! – выругался лейтенант.

Штурмовик начало сильно трясти. Как выяснилось уже на земле, снарядом отбило кусок лопасти винта, а в крыльях зияли дыры. Самолёт потерял скорость и плохо слушался рулей управления, поэтому он сразу отстал от группы. Георгий кое-как набрал высоту и спрятался в облаках. Вышел из них уже над своей территорией. Перед посадкой выключил мотор, чтобы при ударе об землю колёсами шасси не случился пожар. С первого раза посадить не удалось. Затем штурмовик плюхнулся ещё раз, глубоко пропахал мокрую землю и остановился…

К самолёту прибежали все лётчики и техники полка. К Георгию подошёл командир эскадрильи гвардии капитан Теряев, обнял его и сказал с улыбкой:

– Мы тебя чуть не похоронили. Мне доложили, что твой «ИЛ» зенитка сбила. Ну, молодец, что вернулся! Кстати, могу тебя обрадовать. Звонили из штаба дивизии. Полковник Прутков сегодня подписал моё представление на награждение тебя вторым орденом. Так что жди. Скоро будем праздновать!

– Спасибо, товарищ гвардии капитан…, – сказал тихо и грустно Георгий. Лейтенант Городилов не мог знать, что второго ордена Красного Знамени он уже не увидит. А вместо празднования его боевые друзья через три дня будут справлять поминки по нему…

Прошли полчаса. Георгий и Алексей (воздушный стрелок Городилова) лишь успели перекусить, как снова получили приказ лететь. Правда, на другом самолёте и в составе другого звена. Свой был сильно повреждён и требовал ремонта… По данным воздушной разведки в полосе наступления наших передовых частей немцы готовили контратаку. Гитлеровцы подтянули резервы, перебросили войска с других участков фронта и надеялись остановить наше наступление. Нельзя было этого допустить!

«Илы», ведомые гвардии старшим лейтенантом Мартьяновым, вышли на цель! Как полагается: пустили ракеты, отбомбились и провели штурмовку. Были уничтожены десятки фашистских солдат и офицеров, сотни покалечены. Было сожжено много танков, бронетранспортёров и автомашин с боеприпасами. Пора возвращаться домой… Но в какой-то момент зенитные снаряды прошили самолёт Георгия в нескольких местах. Георгий был тяжело ранен. Кровь залила лицо и гимнастёрку. Штурмовик вспыхнул огненным факелом!

– Лёшка!!! Прощай!!! – успел только крикнуть Георгий своему воздушному стрелку и боевому другу Алексею Поспелову. Георгий знал, что прыгать бесполезно. Высота меньше ста метров. Парашют не успеет раскрыться… Но Лёшка уже не слышал. Он был убит осколками снаряда. Силы покидали и Георгия. Сознание меркло. Жизнь заканчивалась…

– Умирать будем с музыкой! Давай, «Ильюша», – процедил сквозь зубы Георгий. Последним усилием воли отжал от себя рычаг управления и бросил свой штурмовик на стоящие внизу немецкие зенитки. Страшный взрыв потряс место падения самолёта…

А в это время товарищи Георгия летели домой. Они не знали, в какую беду попали их боевые друзья. Не заметили из-за большой облачности и сильной задымлённости как загорелся и падал штурмовик Городилова.

Три дня ждали возвращения Георгия и Алексея в эскадрильи. Ведь бывало немало случаев, когда возвращались… На этот раз не вернулись. А родным, в Удмуртию, пришло письмо в конверте. Не похоронка. Нет. Скупые, безжалостные слова были в том письме: «Ваш сын не вернулся с боевого задания. Пропал без вести…»

Гвардии лейтенант Городилов погиб… В этом сомнения нет! Георгий – один из тысяч советских лётчиков, «сталинских соколов» погиб за свободу и независимость нашей Родины! Он отдал жизнь за мирное чистое небо для будущих поколений! Будем же достойны его бессмертной славы и сохраним память о герое-лётчике на долгие века!

Краткая биография героя рассказа

ГОРОДИЛОВ ГЕОРГИЙ ЕВДОКИМОВИЧ

Родился в 1922 году в с. Бельское (Игринский район, Удмуртия). Призван в ряды Красной Армии в июне 1943 года. В боевых действиях – с апреля 1944 года. Гвардии лейтенант. Лётчик – командир звена 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й ШАД (1-я ВА). Воевал на 4-м Украинском, 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Крыма, Севастополя, Белоруссии, Литвы. Погиб в боях за Восточную Пруссию. Награждён двумя орденами Красного Знамени (вторым – посмертно) .

(159)

One Comment

  1. Брат нашей бабушки. Гордмся!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие