• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Святоотеческие сотницы. Преподобный Макарий Египетский 3.

Прп. Макарий Егопетский

Сотница третья о добродетелях и о            призвании к  сынположению

  1. Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшен смиренномудрием, простотою и благостью, то нет пользы ни от какого делания
  2. Если утвердишь молитву, правую веру, терпение всех прискорбных случайностей, то всякое прочее добро приобретается посредством их.
  3. Все добродетели связаны: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
  4. Человек хотя много трудится и работает, творя какую-либо добродетель, однако Сам Господь тайно в нем действует.
  5. Добродетель различными образами приправляется так, как бы некоторая пища, требующая себе не только меду, но иногда и перцу, чтобы соделаться ей полезною.
  6. Елей – плоды правды.
  7. Оружие воина Христова: пост, девство, чистота, святость, нищета, любовь, мир, бдение, молитва, праведность, Божественное смирение.
  8. Животные с раздвоенными копытами означают ходящих право в законе.
  9. Бог  требует  от  нас  чистоты  сердца,  благой  совести,  полезных  речей,  честных  и добрых помышлений.
  10. Целомудренная душа есть дева Господня.
  11. Когда  человек  сокровенное  свое,  то  есть  душу  и  помышления,  Богу  посвящает, тогда Господь удостаивает его Своих таинств во святыне и чистоте великой и в небесную пищу и духовное питие дарует ему Самого Себя.
  12. Кто желает быть чистым, тому Бог дает криле голубине (Пс. 54, 7) – Святого Духа, и почивает на нем чистота и святыня, ибо Он Бог — Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29).
  13. После искоренения страстей проси чистое сердце и дух правый, то есть совершенного избавления от злых помыслов и дарования мира Божия в нравственных, естественных и богословских созерцаниях.
  14. В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей. Если убьешь змея, то будешь чист.
  15. Сия бо есть чистота сердца, чтобы, увидевши грешников или немощных, сострадать и милосердствовать о них.
  16. Святость,  очищение  есть  не  воздержание  только  от  худых  дел,  но  и  состояние чистоты внутреннего человека, чистоты совести.
  17. На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2).
  18. Стяжавший смиренномудрие на себя берет вину брата своего, говоря: «Я согрешил».
  19. Прежде речи – подумай, что сказать.
  20. Смиренномудрие есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом.
  21. Смиренномудрие есть покров Божественный, который не дает нам видеть наши исправления. Смиренномудрие есть бездна самоосуждения, неприступная для всех невидимых татей.
  22. Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже в прошениях своих ко Господу.
  23. Смиренномудрие свое показывает не тот, кто сам о себе отзывается худо, но тот, кто слыша порицание себе от других, не уменьшает к ним любви своей.
  24. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19).
  25. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи (Сир. 2, 1).
  26. Христиане должны сносить внешние оскорбления и внутренние брани, да искушени бывше, терпением укрепятся.
  27. От терпящих мужественно напасти и искушения посрамляется сатана.
  28. Различай естественные помыслы от лукавых, ибо душу окружает целый ряд (лес) помыслов.
  29. Рассуждай, что от лукавого и что добро, будь медлителен и все испытывай.
  30. Господь, много о любви заповедуя, повелел прежде искать правды Божией, ведая, что она есть мать любви.
  31. Внутреннее стремление к Богу – дело первой заповеди любви, превыше всего.
  32. Пребывающий всегда в молитве возжигается горячейшей любовию к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающую душу.
  33. Аще убо кто Бога любит, то и Сам Бог совокупляет с ним Свою любовь.
  34. Если плотская любовь разлучает с отцом, с матерью, братьями, то любовь души к Небесному Царю отрешает от всякой любви к миру.
  35. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его.
  36. Иной  возлюбил  имение,  а  иной  –  золото  и  серебро,  иной  же  — многоученую мирскую мудрость для славы человеческой, иной возлюбил начальство, иной славу, иной любит безвременные сходбища, иной весь день проводит в рассеянии и удовольствии, иной обольщается праздными помыслами, иной учительством, любит одежды, попечения, иной любит сон, или шутки, или сквернословие.
  37. В единый час Господь удаляет от тебя смерть, лишь бы ты любил Бога.
  38. Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование исцелений в сравнении с любовью – ничто.
  39. Люби Бога умом; где ум твой, там и сокровище твое (Мф. 6, 21), то есть Бог твой.
  40. Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Владыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ.
  41. Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.
  42. Любовь по своему качеству есть уподобление Богу, сколько возможно оное смертным; по  действительности  своей  она  –  упование  души,  а  по  отличительному  свойству  – источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
  43. Кто любит Господа, тот прежде возлюбил брата своего.
  44. Смерть диаволу и победа над смертью бывает тогда, когда душа оживает, то есть всегда пребывает в любви Божией – памяти Его.
  45. Новая тварь (2 Кор. 5, 17) – христиане.
  46. Христиане – род Божий: святяй и освящаемый от Единого вси (Евр. 2, 11).
  47. В христианстве пища и питие для внутреннего человека есть слово Божие и таинство.
  48. Христианам дан закон, написанный на скрижалях сердца.
  49. Как кровию агнца помазывали двери, так верному кровию Христа помазываются пороги сердца в жизнь и избавление, а демону – в плач и смерть.
  50. Воспитанные на море научаются плавать и, когда подымутся бури волны, не приходят в ужас. Таковы и христиане.
  51. Кораблю нужен ветер и кормчий, и для верных Христос — Небесный Кормчий – переводит их через темное море лукавых духов.
  52. Христиане, терпящие скорби, обиды, болезни и брани от лукавых духов с верою, получают славу мучеников.
  53. Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком.
  54. Избиение первенцев египетских означает падение некоторой силы свирепой – диавола – в таинствах Христовых.
  55. Овца овцу врачевать не может, ибо прежние иереи, левиты и учители дарами и жертвами не исцелили умерщвленного разбойника, будучи под сению и образом закона, а Христос истинный Архиерей будущих благ врачует и вводит в Церковь Небесную.
  56. Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубины берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в Ангельский собор.
  57. Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие.
  58. Есть  ощущение,  есть  видение,  есть  озарение.  Озаренные  Божиим  светом  видят образ души: но немногие христиане достигают сего видения.
  59. Ныне Божии человецы стали выше первого Адама.
  60. Совершенные знают, какая приходит мысль из собственного сознания, какая от Бога и какая от демона.
  61. Как кто богат, имеет сокровище, то на это он может приобрести в мире все, что нужно и пожелает, так и обретший сокровище – Духа Святого, Самого Господа Христа, приобретает себе всякую добродетель и небесное богатство.
  62. Апостол говорит: Имея сокровище сие в скудельных (глиняных) сосудех (2 Кор. 4,7), то есть будучи еще во плоти, сподобились приобрести оное сокровище – священную силу Духа.
  63. Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17) – новый мех с новым вином, то есть Духом Святым.
  64. Восход к вершине: простота, послушание, вера, надежда, служение, смирение, кротость, радость, любовь, молитва.
  65. Совершенство – сыноположение небесное и обретенное царство, и тогда благодать отъемлет покрывало сатаны, и душа видит Бога.
  66. Бесстрастие есть не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обрезанием сокровенного иудея.
  67. От смирения – бесстрастие.
  68. Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстрастия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие.
  69. Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу.
  70. Или как еще говорят, что бесстрастие есть воскресение души прежде тела.
  71. Сподобившийся такого состояния, находясь еще во плоти, во всех словах, делах и помышлениях имеет всегда правителем обитающего в нем Бога. Бесстрастный уже не сам живет, но живет в нем Христос.
  72. Блаженное бесстрастие от земли на небо восставляет нищий ум, и от гноища страстей воздвигает убогого, а любовь посаждает его со святыми Ангелами, с князи людей Господних (Пс. 112, 7-8).
  73. Земля обетованная – состояние благодатной жизни в свободе Христовой.
  74. Три отрока – пленники и рабы – сохранили одну свободу и не поклонились идолу, когда в Вавилоне Навуходоносор собрал все подвластные народы.
  75. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.
  76. Свобода, возможная человеку, простирается на то, чтобы противиться диаволу, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1).
  77. Свят тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку.
  78. Только святые с земли внутренним оком видят небесное.
  79. Успение святых есть сон.
  80. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.
  81. Упокоение, покой – избавление от зла, греховных страстей и вселение Духа в чистое сердце.
  82. Дух Господень достойные души упокояет, веселит и всякие им утешения и жизнь вечную дарует.
  83. Чадо Божие, войди в тот покой, куда предтеча о нас вниде Иисус (Евр. 6, 20).
  84. Воскресение душ бывает еще на земле, а тел – будет в день Господень. Испытывающие блаженство будут подобны звездам по светлости и величине.
  85. В месяце ксанфик, то есть апреле, будет день всеобщего воскресения.
  86. Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле, и сила Духа будет одеянием христиан, и пищей, и питием, радованием, веселием, миром, облачением, вечной жизнью.
  87. В воскресение тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души.
  88. Какое сокровище человек собрал в душе своей, то самое откроется в теле его в воскресение.
  89. Небо и земля мимоидут, а человек призван к сыноположению, и как в видимом мире все женихово принадлежит невесте, так и все Господне вверяется тебе.
  90. Сам Бог уготован христианам в честь и достояние.
  91. Бог сподобил людей быть сынами Отца Небесного и братьями Своими.
  92. Как царский и многоценный бисер могут носить только родившиеся от царского семени, так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам.
  93. Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12), ибо якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. 15, 49).
  94. К  отраде  и  уврачеванию  тела  Бог  людям  мирским  и  всем  внешним  дал  земные лекарственные вещества, а пришедший в сыноположение приобретает новую веру, и понятие, и жизнь, и чужд миру.
  95. Наше бо житие на небесех есть (Флп. 3, 20).
  96. Не в словеси бо Царство Божие, но в силе (1 Кор. 4, 20).
  97. Царство Небесное подобно квасу (слово, учение Христово, воспринятое умом), егоже вземши жена (душа) скры в сатех (мерах) трех (тела, души, духа) муки (Мф. 13, 33), собирая в одну закваску веры всю тонкость их помыслов.
  98. Царствие Божие ощущается веселием, залогом вечной радости душ святых грядущего века, подаваемого Духом.
  99. Дал еси веселие в сердце моем (Пс. 4, 8), что означает небесное веселие Духа в душах достойных, и это показывает, что Царствие Божие внутрь нас есть (Лк. 17, 21) – залог вечного блаженства во Христе.
  100. Выше тверди – невидимое светозарное небо, где полки Ангелов, там нерукотворенная скиния, в коей святые Ангелы совершают службы. Нет там ни ночи, ни лукавых духов, ни браней.

Источник: Сборник «Святоотеческие сотницы»

(53)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие