• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Святоотеческие сотницы. Преподобный Макарий Египетский 2

Преподобный Макарий Египетский

Сотница вторая

об очищении внутреннего человека в молитве, покаянии и трудах деятельной  жизни

  1. Господь хочет, чтобы слово Его было посеяно в сердцах человеческих. Блюди сердце свое (Притч. 4, 23), ибо оно рай, и если есть в нем чистота и любовь, то сколько хранишь слово Божие, столько и охраняется.
  2. Само сердце малый сосуд, но там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть змеи, пути негладкие и стропотные, там пропасти, но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там сокровища благодати.
  3. Если не сохранили мы сердца нашего, как отцы наши, употребим труд сохранить по крайней мере тела наши безгрешными. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.
  4. Терния и волчцы возрастит тебе земля сердца преступного, одичалого и запустевшего (Быт. 3, 18). В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей.
  5. Тьма, покрывало – огнь мирского духа в сердце, а рай Херувимом заключен для плотских.
  6. Христос сходит в сердце, как во ад и во гроб, ибо там погребены помыслы и ум, объятые тяжелою тьмою, и, отвалив камень тяжелый, воскрешает мертвую душу, вопиющую к Нему о помощи.
  7. Сердцу веселящуся, лице цветет, и наружность в теле, как в зеркале каком, показывает светлость души. Таковые забывают о телесной пище, и тела их не знают обыкновенных болезней, ибо корень растения (пищи) питает подземная вода, а душу их – небесный огонь.
  8. У греха своя особенная природа. Душа носит на себе прекрасный хитон – одежды тела в дебрях мира. Душа имеет образ ангельский и зрак, (вид) подобный внешнему человеку.
  9. Душа одна сама по себе много дороже целого мира и мирского царства.
  10. С верою и богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли.
  11. Человек драгоценнее всех тварей. Об умной человеческой сущности – бессмертной душе сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26).
  12. Жизнь есть рождение души от Духа.
  13. Душа, носимая Богом, делается вся оком, в благолепии, и бразды ее упоены благодатию.
  14. Целомудренная душа есть дева Господня.
  15. Апостолы – други Жениховы, обручают Христу души, ибо сказано: Обручих вас единому Мужу (2 Кор. 11, 2).
  16. Как телесных членов много, и все называются одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы осуждения и оправдывающие; но душа одна, и это внутренний человек.
  17. Душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом, ибо сказано: Тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа (Еф. 5, 32) и в непорочную душу.
  18. Прекрасная невеста, возлюбленная душа, сотворена по образу Божию, душа и тело – дом Божий.
  19. Душа именуется храмом, дщерию царевой, царицею.
  20. Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движение мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души. Душа, когда непрестанно ищет Господа, получает отпущение. И Бог очищает ее от порока и представляет ее как непорочную невесту.
  21. Тело без души мертво и без Духа душа мертва для Царствия Божия.
  22. Надо, чтобы тело смирилось пред душою, а душа покорилась уму.
  23. Душа Адама умерла, когда умные чувства души как бы умертвились лишением небесного и духовного услаждения. Потом, через 930 лет, умер он и телом.
  24. Души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят.
  25. Душа да всецело посвятит себя молитве и любви Господней.
  26. Душа, приявшая Духа, совершает заповеди легко.
  27. Земледелец сначала землю очищает от терния, а потом вверяет ей семена; так и душа, сначала очищается от скверны духа и принимает плод.
  28. Когда душа просит ведение, разумение и рассудительность, то Бог дает ей, чтобы она ничего не делала против Владычней воли.
  29. Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить зло.
  30. Душа за преступления предается демонам на поругание (духовным зверям).
  31. Душа получает избавление от жестокой зимы, потемненного неведения и великого ослепления – следствия срамных дел и грехов, когда она возопиет и дастся ей духовный Моисей, и она во время весны произрастит прекрасные леторасли правды.
  32. Вкушение же агнца и опресноков с горькими травами с препоясанными чреслами и обутыми сапогами с жезлами в руках означает приуготовление души добрыми делами со скорбью и горестью труда покаяния. Когда душа бежит из Египта от власти духовного фараона – диавола, то он преследует душу скорбями, искушениями и невидимыми бранями, но между душою и египетскими духами стоит Господь и проводит через море скорбей. И душа поет новую песнь Богу с тимпаном, то есть телом, и с гуслями, то есть душой, на ее словесных струнах – тончайших помыслах. Когда влагается древо жизни крестное – Христос, в самый горький источник сердца, то душа услаждается, и переменяется горечь в сладость и доброту духа.
  33. Душа в унынии одержима и неверием, верит сновидениям, не видит внутренней брани, в самомнении и ослеплении находится.
  34. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.
  35. Потому изведи в свободу душу свою, восприими благие помыслы, обогатись со Христом, и по обещанию благого Духа возымеем Духа Бога как бы Женихом своим.
  36. Всегда должно иметь в совести своей попечение и страх.
  37. Двоязычен – иначе в словах, а иначе в совести расположен.
  38. Макарий  оставил  пятьдесят  бесед  и  семь  подвижнических  слов,  два  послания, молитвы на сон грядущим первая и четвертая, утренние – первая, вторая, третья, четвертая.
  39. Предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме.
  40. Мы же в молитве и служении слова пребудем (Деян. 6, 4), оставляя служение трапезе, говорили апостолы о высшем делании.
  41. Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшены смиренномудрием, простотою и благостию, то нет пользы ни от какого делания.
  42. Молитва непрестанная – самое главное дело из всех дел. Готовым нужно быть к великому подвигу и напряжению и терпеть от зла: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабления, скорби, восстание лукавых духов, упорно воюющих с христианскими душами.
  43. Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия, как сказано: Дондеже свет имате, веруйте во свет (Ин. 12, 36), приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9, 4).
  44. С сердечной болезнью, верою проси дара благодати у Бога.
  45. Должно непрестанно и усердно молиться Богу.
  46. И Отец ваш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф. 7, 7).
  47. Если же кто принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь еще молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия для приобретения их, то по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоение и веселие духа, но по нравам он остается таким же, каким был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда и не приуготовил себя сделаться кротким; не имеет любви ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не заботился и не показал усилия, не просил твердой веры и истинного упования на Бога.
  48. Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благость не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
  49. Памятью о Боге отгонишь забвение, ведением уничтожишь тьму неведения, ревностью изгонишь безбожное равнодушие (разленение).
  50. Одни копят себе деньги, а ты копи молитвы и милостыни.
  51. Святые сидят на позорище и смотрят на обольщения мира, но внутренний их человек беседует с Богом.
  52. Молитва,  совершаемая  неспешно  с  болезненным  чувством  и  скорбию  души,  с напряженным умом, восходит к небу, как сказано: из глубины (души) воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129, 1).
  53. Христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благодати.
  54. Благодать, как закваска, в человеке с юного возраста, и действует в каждом к его пользе.
  55. Некоторые благодать получают сразу до трудов, другие до смерти терпят, ибо испытывается их воля, и вера, и надежда, и любовь по пределу меры и весу свободного произволения, дабы взыскать плодов добродетели по слову: Сильнии (много приявшие) же сильне истязани будут, а малый достоин есть милости (Прем. 6, 6), ибо раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много (Лк. 12, 47).
  56. Благодать дается верному только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после испытаний и искушений, когда свободное произволение будет испытано скорбями.
  57. При терпении в скорбях и многих трудах воцаряется благодать, а до этого в душе пресмыкается дух лукавства, покрывало тьмы, ветхий человек.
  58. Огнь Божества (ибо Бог наш огнь поядаяй есть – Евр. 12, 29) сожигает сучец во внутреннем оке, делает ум чистым, возвращает естественную прозорливость, чтобы видеть дела Божии, как сказано: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18).
  59. Как младенца носят на руках куда хотят, так и благодать держит, и носит ум, и возносит на небеса в вечный покой.
  60. Брачное одеяние – это благодать Святого Духа.
  61. Когда благодать посетит и вселится в человека, тогда Сам Господь творит в нем Свои собственные заповеди.
  62. Что от благодати – там радость, мир, любовь, истина.
  63. Благодать надо подогревать огнем ревностного делания, как жар дровами, дабы не потух огонь.
  64. И по принятии благодати человеку суровому оставляется его суровость.
  65. Леность, недеятельность и беспечное произволение лишают благодати.
  66. Когда благодать отступает от души, душа терпит от диавола тысячи бедствий, отчаяние, расслабление, перестает уповать на Бога.
  67. Вечером и утром испытывай себя сам, как провел ты время.
  68. Говорит  апостол:  Совлекитесь  ветхаго  человека  оскверненного,  непокорного Божию закону (Кол. 3, 9).
  69. В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей. Если убьешь змея, то будешь чист.
  70. Обращение  грешника  на  покаяние  бывает  небесным  праздником,  ибо  сказано: Радость будет на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 7).
  71. Дело  покаяния  совершается  тремя  добродетелями:  1)  очищением  помыслов;  2) непрестанною молитвою; 3) терпением постигающих нас скорбей.
  72. Определение – Сам Господь, а заповеди – путемерие и знаки царского пути в небесный град.
  73. Когда теряется страх Божий, тогда страх человеческий удерживает от зла.
  74. Что  есть  красота  человеческая?  –  Кожа,  которая  стареет,  изменяется,  умирает, кости, жилы и зловоние, земля и пепел.
  75. Гроб и могила для тебя – сердце твое.
  76. Как сборщики податей сидят в тесных проходах, останавливают проходящих, так и демоны истязывают неочищенные души при исходе.
  77. Душу  грешную  при  исходе  души  толпы  демонов  и  темной  силы  берут  в  свою область. При святых рабах Божиих пребывают Ангелы и святые духи еще ныне и при исходе душу приемлют в чистый век.
  78. Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Малое – пища, одежда, здравие и все телесное, земное, то есть о чем Господь увещевал не заботиться, так как все оно мечтательно и тленно, и искать нужно прежде Царствия (Небесного) Божия и правды Его (Мф. 6, 33), то есть многое – дары вечного и нетленного века.
  79. Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16), – говорит апостол, а если ты любишь человеческую славу, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути.
  80. Невозможно спастись иначе, как токмо через ближнего – отпустите и отпустится вам, и это есть исполнение закона.
  81. Душа доблестная присоединяется к Церкви не по тому, что сделала, а по тому, что пожелала, ибо спасает Спаситель.
  82. Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись.
  83. Труды для того, чтобы были плоды.
  84. Собственные врачевства, то есть дела правды без силы Духа, не могут исцелить и очистить человека. Посему просим: открый очи мои (Пс. 118, 18), ибо Бог обетовал дать Духа Святаго просящим у Него  (Лк. 11, 13).
  85. Чтобы стяжать залог жизни, нужно крепко уверовать в Бога, отречься зла и суеты, непрестанно  пребывать  в  молитве,  принуждать  к  доброделанию  заповедей,  даже  против воли сердца.
  86. Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои.
  87. Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно.
  88. Вкушать велено вечером – временем средним между светом и тьмой.
  89. Только обработав землю, нужно сеять и ждать урожая, так и, удручив постом (хлебом, солью, водою) тело и посеяв семена молитвы, можно стяжать плод добродетелей.
  90. Моисей четыредесять дний и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34, 28), ибо приобщался пищи от Духа душою святою.
  91. Спание днем указывает на болезнь тела, или на уныние души, или на ее беспечность, или на неопытность.
  92. Отсечение всего злого – безмолвие.
  93. Взять крест и следовать за Христом означает готовность благоугождать Богу до смерти, ибо кто имеет желание умереть за Христа, тот не огорчится, неся труды и обиды. В этом и есть любовь, когда с упованием переносим всякую скорбь.
  94. Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).
  95. Давид, помазанный в цари, подвергся гонениям и скорбям, а через семь лет стал царем.
  96. Истине необходимо быть гонимою.
  97. Скорби и несчастья должны приниматься с радостью.
  98. Ты, подвергаясь поношению, не только не воздавай поношением, но укроти и того, кто бы стал отмщать за тебя.
  99. Кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости.
  100. Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле.

Источник: Сборник «Святоотеческие сотницы»

(75)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие