Рецепты истинного счастья

Путь к Богу

Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от кото­рого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, ког­да он, проникнутый этим желанием, усерднее обыкновенного воссылал мо­литвы, ему показалось, что он слышит глас свыше, повелевающий ему вый­ти из кельи к притвору церковному: «Там, — говорил голос, — найдешь ты человека, которого ищешь». Вышел учитель и нашел у дверей цер­ковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком виде. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие:

—Добрый день тебе, старец!

А старец отвечал:

—       Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым.

Учитель остановился и, как бы ис­правляя свое первое приветствие, про­молвил:

—      Я желаю, чтобы Бог дал тебе сча­стье.

А старец отвечал:

—       Я несчастливым никогда не бы­вал.

Удивился учитель и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил:

—     Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен.

—А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал, — сказал старец.

Тогда учитель сказал:

—Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь.

—  Я ни в чем не нуждаюсь и имею все, что желаю, хотя и не ищу времен­ного благополучия.

—   Да спасет же тебя Бог, — сказал учитель, — если ты презираешь мир­ские блага. Однако скажи мне, неуже­ли ты один счастливец между людь­ми? Стало быть, несправедливы слова Иова: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (Иов. 14, 1) и жизнь его наполнена бе­дами; не понимаю, как один ты умел избежать несчастий?

—Точно так, как я сказал тебе, — воз­разил старец. — Когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня, я ответил, что никогда несчастливым и злополучным не бывал, потому что то, что имею, мне Бог дал, за то благодарю. А счастье мое в том и состоит, что я не желаю сча­стья. Боязнь счастья и несчастья опас­на только тому, кто их боится. Но я не забочусь о счастье и никогда не молю о нем к Небесному Отцу, всем управ­ляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, который знает, в чем мы имеем нужду (Мф. 6, 8).

Холодно ли мне, страдаю ли от непо­годы, — также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною, — равно хвалю Его, по­тому что знаю, что все это делает Бог, и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом, все, — приятное и противное, сладкое и горь­кое, — принимая радостно, как от руки доброго Отца.

Желаю только того, чего желает Бог, и потому все случается по моему жела­нию. Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь другого счастья, как только полагаться во всем на волю Божию. Воля Господня и со­вершенно добра, и совершенно право­судна; она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она судит всех, ее — никто. Я стараюсь совершенно ее держаться и забочусь только о том, что­бы хотеть того, чего хочет Бог, и не же­лать того, чего Он не желает. А потому и не считаю себя нисколько несчастли­вым, когда мою волю совершенно сое­диняю и согласую с волей Божией, так что у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог.

— По убеждению ли своему ты это говоришь? — возразил учитель. — Ска­жи же мне: так же ли ты думал бы, если бы Богу угодно было послать тебя в ад?

—     Богу послать меня в ад? — вос­кликнул старец. — Но знай, что у меня два плеча дивной силы, которыми бы я ухватился за Него объятием неразлуч­ным: одно плечо — мое глубочайшее смирение, а другое — нелицемерная любовь к Богу. Этими раменами я так бы крепко обнял Бога, что куда бы ни был Им послан, туда бы и Его повлек с собою, и, конечно, для меня приятнее было бы быть вне Небес с Богом, неже­ли в Небе без Него.

Удивился учитель ответам старца и понял, что кратчайший путь к Богу — быть во всем согласным с Его волей. Желая, однако, еще более испытать премудрость старца, столь сокровен­ную в худой храмине его тела, он спро­сил его:

—  Откуда ты пришел сюда?

—  От Бога, — отвечал старец.

—  Где же ты нашел Бога?

—  Там, где оставил все мирское.

-А где оставил ты Бога?

— В чистоте мыслей и доброй совести.

—  Кто ты сам? — спросил учитель.

—   Кто бы я ни был, — отвечал ста­рец, — но я так доволен моим положе­нием, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатство всех царей земных. Каждый человек, умею­щий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь.

—   Следовательно, и ты царь: где же твое царство?

—   Там, — отвечал старец, указывая на Небо. — Тот Царь, кому это Царство возвещено несомненными чертами.

—   Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость? — спросил, на­конец, учитель.

—   Скажу тебе, — отвечал старец, — что я целые дни провожу в молчании и, молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, всегда забочусь об одном, чтобы крепко быть соединен­ным с Богом. А соединение с Богом и согласие с Его волей всему научают.

Так учитель, научившись беседою с нищим, возвратился к себе, хваля и славя Бога, «утаившего сие от мудрых и разумных» (Мф. 11, 25) и открывшего убогому старцу.

Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.

(67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *