Пока горит лампада памяти и веры. Иерей Симеон Татауров

В 1901 году в Дебессы после окончания духовного училища в Вологде приехал священник Семен Татауров — уроженец Сарапула, двадцатишестилетний сын псаломщика Ивана Андреевича Татаурова. С ним прибыла и его молодая жена Юлия. В то время Дебессы, расположенные на знаменитом Сибирском тракте, были богатым торговым селом. В Дебессах стояла большая церковь — в богатейшем архитектурном оформлении. Служили в ней несколько священников. Семену Ивановичу Татаурову, как хорошо знающему музыкальную грамоту, поручили всю регентскую службу…

Отец Симон Татауров, детский хор села Дебесы. 1932 год

Так продолжалось до гражданской войны, которая стала водоразделом, гранью между двумя эпохами. Гражданская война сломала устоявшуюся, размеренную жизнь. Видимо, собственно переворот — «революция» семнадцатого года — не очень изменила жизнь в таких тихих заводях, как дальние села нашего края. И только уже в гражданскую волны смуты докатились и до этих мест и подняли со дна всякую грязь: злобу, корысть, слепое желание мстить. Во время гражданской Дебессы были ареной военных действий. Несколько раз село занимали то белые, то красные…
После гражданской священник Семен Татауров был выселен из церковного, «казенного», дома: потребовалась квартира новому партийному начальству. Несколько лет семья скиталась по частным квартирам. Выход был один — самим строить себе жилище.
Строили Татауровы свой дом, точнее, домик, три года. Строили сами: отец Семен был не только истовый богомолец, христианин, талантливый музыкант, он умело орудовал и пилой, и плотницким топором, и мастерком печника. В новый дом семья вселилась в двадцать восьмом. А в тридцатом… все было отнято! Началось раскулачивание. Очень уж диктатуре пролетариата нужен стал этот новый домик — маленький, но такой аккуратный, уютный и ухоженный, что просто грех было не уступить ей. Церковь в селе закрыли. Всех ее служителей сослали в Тобольск. Новой власти мешали все эти попы, купцы и дьяки — кто там еще? И с ними расправлялись — безжалостно и хладнокровно — помните, как говорил товарищ Луначарский? Ну, да не это важно.
Итак, Тобольск. Из сосланных в те места мало кто выживали и еще меньше — возвращались домой. Но, видимо, обвинение было настолько абсурдным, что настоятелю Дебесского храма удалось освободиться.
В те годы многие из переживших ужас и унижения арестов, обысков, решений «троек», тюрьмы, ссылки служителей церкви не захотели дальше подвергать себя и своих близких опасностям и издевательствам. Но Семен Иванович по своим глубоким религиозным убеждениям и многочисленным и настойчивым просьбам прихожан не мог оставить службу. Снова началась трудная жизнь, начались скитания по разным квартирам единственного в селе священника. Местные власти не брезговали ничем, чтобы закрыть храм. Например, поступало решение райисполкома: » Завтра утром в виде налога внести 1000 рублей», — хотя авторы сей директивы хорошо знали, что таких денег в церкви нет. Выручали добрые люди: учителя, лесничий, начальник почты Евгений Шатунов. Конечно, каждый, опасаясь за безопасность своей семьи, помогал батюшке и церкви тайно. Во всем помогала мужу Юлия Филипповна. Она обшивала всю «знать», всех районных начальников. Благо, что еще в юности, на Вологодчине, она многому научилась у вологодских кружевниц, портних и белошвеек. И сейчас, в трудную для семьи и церкви годину, будучи хорошей портнихой, вносила свою лепту в церковные налоги. Получалось, что, пользуясь услугами матушки — швеи, жены партийных боссов невольно поддерживали и семью священника, и церковь.
Но в 1937 году по ложному, сфабрикованному кем-то доносу, священник Семен Иванович Татауров был вновь арестован и сослан — сейчас уже на Дальний Восток, где вскоре умер. Умерла и Юлия Филипповна, не выдержав всех издевательств. Супруга Евгения Александровича Мария Сергеевна Шатунова очень жалела и часто вспоминала батюшку с матушкой. Рассказывала, что над матушкой с детьми в Дебессах местные коммуняки поиздевались вволю! Запретили всякому пускать их на ночлег, кормить, мыть в бане. А кому захочется этапом в Сибирь? Пуганая ворона, как говорят, куста боится. Боялись поделиться куском хлеба, теплом, крышей над головой. Юлия Филипповна понимала: истинно верующие таковыми и остались, только нельзя же в стране-тюрьме заключенным быть откровенными с надзирателями. И старались не подводить соседей, знакомых, вчерашних друзей. Вторая разлука с мужем — его смерть, переживания за детей, боль за судьбу потерявшей прежние устои родины — все это привело к плачевному результату. Та же Мария Сергеевна Шатунова с горечью рассказывала, что матушка лишилась разума и умерла, не дожив до старости.
…Сейчас в Дебессах вряд ли кто знает о судьбе Семена Ивановича Татаурова — одного из тысяч священнослужителей, пострадавших за веру. Может быть, только в архивных или музейных документах можно встретить его имя. А вот в конце шестидесятых годов прошлого века, когда рядом с главным зданием педучилища вырыли котлован для будущего клуба, и на дне его мы, студенты, видели белые черепа, мне казалось, что надругались и над могилой Семена Ивановича. Хотя я знала, что умер он не в Дебессах, что нет возле бывшего храма его могилы, что, возможно, ее вообще нигде нет, и все-таки было стыдно и жутко проходить мимо тех костей. Тогда-то еще ведь были живы люди, которые знали Татауровых. Даже помнили, что многие называли его в приходе «святая простота» и «не от мира сего» — за подвижничество и бескорыстие.
…Одной из детей Семена Ивановича — дочери Елене — добрые люди посоветовали уехать подальше из дома, благо, к началу репрессий была она уже взрослой девушкой. Елена Семеновна уехала в Ивановскую область, вышла замуж, говорят, за какого — то красного командира или активиста, который вскоре оставил ее с малым дитем на руках. Но молодая женщина сумела выстоять, пронесла через все жизненные невзгоды чистоту души и крепкую веру в Бога, вырастила достойным человеком сына. Оттуда, из «ситцевого края», она до самой смерти писала Марии Сергеевне Шатуновой, тоже, кстати, испытавшей «доброту» советской власти. Шестнадцатилетним пареньком ее сын отсидел пять лет в сталинских лагерях, и, если бы не смерть «вождя», может быть, и не вернулся бы из «солнечной» Игарки никогда…
Сейчас уже очень давно их обеих нет в живых, а переписываемся мы, их внучки, дожившие, можно сказать, до собственных внуков. Но это уже, как говорится, совсем другая история, я же хотела только напомнить прихожанам Дебесской православной церкви: помяните в своей молитве вашего бывшего настоятеля раба Божьего Симеона. К слову, это имя в переводе означает — услышанье. Пусть бы он услышал, что мы помним о нем, и донес бы до Господа грешную нашу молитву о сохранении страны Российской от неверия, ересей и раскола. Ослабленному, больному нашему обществу второго » великого Октября» уже не выдержать.
Л. Черных.
Село Як-Бодья.
P.S. А, вообще-то, по большому счету, всем нам надо бы покаяться перед памятью этих людей за содеянные злодеяния. И не надо говорить, что если ваш отец (или дед) не были красным командиром или секретарем волисполкома, а мать, или бабушка, «избачка» (библиотекарь) не участвовала в раскулачивании, то вам не в чем каяться. Давайте положим руку если не на Библию, то хотя бы себе на сердце — нужно, нужно и сегодня покаяние каждому! Одноименный фильм Абуладзе своей актуальности еще не потерял…
Простите нас, батюшка Симеон!

(37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *