Троицкой листок № 8 (91) август 2023
Информационное издание Свято-Троицкого храма Дебесского района Удмуртской Республики
Издается по благословению Благочинного Дебесского Церковного округа настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Георгия Кириллова
1 августа православные отмечают день канонизации Серафима Саровского. Почитание преподобного началось сразу после его кончины в 1833 году. Со всей России к его могиле стекалось множество людей — с горем и печалью, с просьбами и благодарностью. Однако при таком массовом почитании официальная канонизация состоялась только в 1903 году.
Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника был поднят в 1883 году. Тогда начальник московских женских гимназий Викторов в письме обер-прокурору Константину Победоносцеву предложил «ознаменовать начало царствования императора Александра III открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника». Ответа не последовало. Позднее были отвергнуты и другие предложения.
В 1894 году по инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители, было составлено подробное жизнеописание Серафима Саровского, в котором были отражены документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах из жизни подвижника. Синод отреагировал двояко: в канонизации отказать, но сбор сведений продолжать.
Только начавшийся процесс прославления, таким образом, завис, и неизвестно, как долго еще продолжалось бы молчание Синода, если бы не «хитрость» архимандрита Серафима (Чичагова) — будущего Санкт-Петербургского митрополита и священномученика (расстрелян в 1937 г.). Архимандрит Серафим был человеком энергичным. Получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, он собрал целый комплекс различных сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского, которые систематизировал в хронологическом порядке. В результате этого исследования была опубликована книга — «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую архимандрит, в обход Синода, передал Николаю II после личной аудиенции у государя.
Весной 1902 года обер-прокурор Победоносцев был приглашен императором на семейный завтрак, за которым Николай II предложил уже через несколько дней предоставить указ о прославлении Серафима Саровского. Победоносцев возразил, что такая поспешность кажется ему неуместной, когда речь идет о прославлении человека. Императрица отрезала: «Государь все может». Предложение стало приказом. Почему царская семья проявила такую непреклонную волю? На то были личные причины. Саровского подвижника уже давно почитали в семье Романовых. Благодаря молитвам Серафиму Саровскому, как считалось, получила исцеление 7-летняя дочь Александра II. Императрица Александра Федоровна верила, что именно его молитвами будет рожден наконец в семье мальчик — будущий наследник престола. Но, помимо личного почитания преподобного, Николай II искал в канонизации Серафима решение глубоких внутриполитических проблем. Государь, по мнению многих историков, на протяжении первой половины своего царствования пытался сблизиться с народом. Именно широкое народное почитание Серафима Саровского в глазах самого императора давало возможность найти точку соприкосновения между простым народом, интеллигенцией и дворянством. Надо отметить, что царствование Николая II ознаменовалось прославлением сразу шести святых, среди которых был и Серафим Саровский. Подобной активности в поиске новых святых Русская Православная Церковь не знала за период с XVIII в. по 1917 г.
11 января 1903 года в Саров выехала комиссия под председательском митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Тело преподобного предалось тлению, кости, совершенно сохранившиеся, расположены правильно… Волосы главы и бороды седовато-рыжеватого цвета также сохранились». Результаты комиссии были поданы в Святейший Синод. «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости», — сказал кто-то из членов Синода. Всех охватило смятение — если тело истлело, значит, Серафим не святой…
Для того чтобы опровергнуть это необязательное условие канонизации, потребовалось целое богословское расследование, результаты которого были опубликованы в заявлении митрополита Антония (Вадковского): «Нетление мощей вовсе не считается признаком для прославления святых угодников; нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное к тем чудесам, которые творятся чрез их посредство». Сомнения рассеялись. После этого Синод признал удовлетворительными результаты освидетельствования мощей и подготовил доклад императору, в котором выразил свое согласие на канонизацию Серафима Саровского. Ознакомившись с докладом, Николай II поставил следующую резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».
В июле 1903 года при огромном стечении народа (более 100 тысяч) состоялись «Саровские торжества». Главная служба в связи с открытием мощей преподобного совершалась в Сарове 19 июля, в день рождения Серафима, в присутствии императора, его супруги, матери и иных членов императорской фамилии. Мощи святого были переложены в новый гроб и перенесены в Успенский собор. 1 августа, в 6 часов вечера, торжество достигло своей кульминации. «После пения “Хвалите имя Господне”, — воспоминает митрополит Вениамин Федченков, — все стали на колени, а священнослужители запели величание преподобному: “Ублажаем, ублажаем Тя, Преподобне отче Серафиме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов”». Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного как человек, который угодил Богу своим монашеским подвигом. «Среди лета запоют Пасху», — сказал однажды саровский подвижник, чье теплое, как весна, пасхальное приветствие «Христос воскресе, радость моя», которым преподобный каждый день встречал всех приходящих к нему, стало символом его жизни.
И после его кончины торжество, которое присутствующие сравнивали с пасхальным, повторилось летом… в августе 1903 года. С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства. «Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас».
/по материалам Интернет – сайтов/
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Расписание служб Свято–Троицкого храма села Дебесы, храма Сретения Господня дер. Большая Чепца, храма Успения Божией Матери дер. Тыловай, строящегося храма Великомученика Георгия Победоносца
на АВГУСТ 2023
1 августа вторник |
Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Молебен, панихида. Всенощное бдение. Исповедь (храм Сретения Господня). |
10.00 16.00 |
2 августа среда |
Пророка Божия Илии. Литургия (храм Сретения Господня). Молебен, панихида (храм Святой Троицы). Молебен, панихида (храм Великомученика и Победоносца Георгия). |
08.00 12.00 14.00 |
3 августа четверг | Пророка Иезекииля. Вечерняя служба. Исповедь (храм Успения Божией Матери). | 16.00 |
4 августа пятница | Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Литургия, молебен, панихида (храм Успения Божией Матери). | 08.00 |
5 августа суббота | Почаевской иконы Божией Матери. Всенощное бдение. Исповедь. | 16.00 |
6 августа воскресение | Неделя 9-я по Пятидесятнице. Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Литургия, молебен, панихида. | 08.00 |
9 августа среда |
Вмч. и целителя Пантелиимона. Молебен, панихида (храм Святой Троицы). Молебен, панихида (храм Великомученика и Победоносца Георгия). |
09.00 11.00 |
10 августа четверг | Смоленской иконы Божией Матери. Молебен, панихида. | 09.00 |
12 августа суббота | Мученика Иоанна Воина. Всенощное бдение. Исповедь. | 16.00 |
13 августа воскресение |
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Литургия, молебен, панихида. Вечерняя служба. Исповедь (храм Сретения Господня). |
08.00 16.00 |
14 августа понедельник |
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Литургия, молебен, освящение меда (храм Сретения Господня). Молебен, освящение меда (Св. Троицкий храм). Молебен, освящение меда (храм Великомученика и Победоносца Георгия). Молебен освящение меда (храм Успения Божией Матери). |
08.00
12.00 13.00 15.00 |
16 августа среда | Преподовного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Молебен, панихида. | 09.00 |
18 августа пятница | Предпразднство Преображения Господня. Всенощное бдение. Исповедь. | 16.00 |
19 августа суббота |
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Литургия, молебен освящение яблок . Всенощное бдение. Исповедь. |
08.00 16.00 |
20 августа воскресение | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Святителя Митрофана, епископа Воронежского. Литургия, молебен, панихида. | 08.00 |
21 августа понедельник | Преподобных Григория, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Молебен, панихида. | 09.00 |
23 августа среда | Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского. Молебен, панихида. | 09.00 |
26 августа суббота | Свт. Тихона епископа Воронежского, Задонского, чудотворца. Всенощное бдение. Исповедь. | 16.00 |
27 августа воскресение |
Неделя 12-я по Пятидесятнице. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Молебен. Панихида. Всенощное бдение. Исповедь (храм Успенский Божией Матери). |
08.00
16.00 |
28 августа понедельник | Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Литургия (храм Успенский Божией Матери). | 08.00 |
29 августа вторник |
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Молебен освящение орехов, злаков (храм Святой Троицы). Молебен освящение орехов, злаков. Панихида (храм Великомученика и Победоносца Георгия). Молебен освящение орехов, злаков. Панихида (храм Сретения Господня). Молебен освящение орехов, злаков. Панихида (храм Успения Божией Матери). |
08.00
11.00
13.00
15.00 |
31 августа четверг |
Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». Мчч. Флора и Лавра. Молебен, панихида. Молебен перед началом учения школьников и студентов. |
09.00 11.00 |
3 сентября воскресение | Молебен перед началом учебного года | 10.30 |
Изменение в расписании:
Дорогие братья и сестры!
Впереди Успенский пост (с 14 по 27 августа). С праздником, братья и сестры во Христе!
Информационный листок вышел в свет 31 июля 2023 года. Тираж 50 экз. Ответственный за выпуск – член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма В.В. Казакова 89127420923 Тел. храма — 8 912 7618026
Не рекомендуется использовать издание для хозяйственных нужд 6+
debesy.cercov.ru группа в контакте https://vk.com/club203821007
(39)