В жизни человека

***

У одного африканского короля был близкий друг, который в любой ситуа­ции имел привычку говорить: «Это хо­рошо!» Однажды король находился на охоте. Друг по обыкновению заряжал ружья для короля, но, очевидно, сделал что-то неправильно: когда король взял у своего друга ружье и спустил курок, у короля оторвало большой палец руки. Друг же как обычно изрек: «Это хоро­шо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.

Спустя год король снова охотился в джунглях. Внезапно на него набросилось вооруженное дикое племя людое­дов, пленив его вместе со всей свитой. Приведя пленников в деревню, канни­балы натаскали кучу дров, связали ко­ролю руки, приготовив его к жертвен­ному закланию. Вскоре они заметили, что у короля не хватает большого паль­ца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели тех, кто имел ущерб­ность в теле. Развязав короля, они его отпустили.

Возвратившись домой, он вспом­нил тот случай, когда лишился паль­ца, и почувствовал угрызения совести за свое обращение с другом. Он сразу же пошел в тюрьму, чтобы поговорить с ним. «Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца». Он рассказал все, что с ним произошло, и завершил свой рассказ словами: «Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо». «Нет, — сказал его друг, — это хорошо!» «Что ты говоришь? Раз­ве хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?» «Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».

* * *

Жил-был крестьянин, который ду­мал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, — думал он, — и в колосьях будет больше зерен».

Бог увидел его мысли и сказал ему:

— Раз ты считаешь, что знаешь луч­ше, когда какая погода нужна, управ­ляй ею сам этим летом.

Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Ког­да земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошел дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году все хорошо — и погода, и урожай. Таких колосьев я еще ни разу в жизни не видел».

Осенью, когда поле пожелтело, кре­стьянин поехал собирать урожай. Но ка­ково было его разочарование: колосья- то все были пустыми! Он собрал только солому.

И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не год­ный.

—Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, — ответил Творец.

—   Я посылал по очереди то дождь, то солнце, — стал объяснять крестья­нин. — Я сделал все, как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?

—   А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется, и получается хоро­ший полный колос, а без этого урожая не будет.

Крестьянину стало стыдно, и он по­думал: «Лучше пусть Господь сам управ­ляет погодой. Мы только все перепута­ем в природе нашей мудростью».

* * *

По городской улице шел молодой человек. Увидев на земле небольшую, карманного размера книжку, он заин­тересовался ею, поднял и на ходу стал листать. В это время на улице раздались крики, народ стал метаться по тротуару. Со страшным шумом обрушился ста­рый двухэтажный дом, предназначен­ный под снос. Юноша как раз прохо­дил рядом, и падающая стена чуть его не задела, но он был погружен в чтение и не заметил, какой страшной опасно­сти избежал.

На перекрестке, к которому он подо­шел, раздался визг тормозов. Красивый спортивный автомобиль, не вписав­шись в поворот, вылетел на тротуар и, переворачиваясь, покатился в сторону молодого человека. Еще мгновение — и машина раздавила бы его. Но тут она ударилась в бетонный столб, и, пере­вернувшись в последний раз, осталась лежать вверх колесами. Юноша был спасен, но, увлекшись книгой, он этого даже не заметил.

Свернув за угол, молодой человек подошел к высотному зданию. Высо­ко вверху раздался грохот. Сорвались строительные леса и полетели вниз, угрожая гибелью всем, кто находился у здания. Люди бросились врассыпную. Вокруг юноши с грохотом падали же­лезные трубы и деревянные настилы. Но он весь погрузился в чтение книги, и ничего не видел и не слышал. К сча­стью, никто не пострадал. Молодой человек, подойдя к зданию института, в котором он учился, как раз закон­чил читать книгу и пожал плечами, не найдя в ней ничего интересного. Книга называлась: «Три чудесных способа избавиться от смерти». «Еще ли не по­нимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?» (Мк. 8, 17). (Монах Симеон Афонский).

* * *

Святому старцу во время болезни брат влил в пищу вместо меда льняное масло, которое очень вредно. Однако же старец ничего не сказал, но ел молча и в первый, и во второй раз, и нисколь­ко не укорил служившего ему брата, не сказал, что он небрежен, и не только не сказал этого, но даже ни одним словом не опечалил его. Когда же брат узнал, что он сделал, и начал скорбеть, говоря: «Я убил тебя, авва, и ты возложил этот грех на меня тем, что промолчал». Тот с кротостью отвечал:

— Не скорби, чадо: если бы Богу угодно было, чтобы я ел мед, то ты влил бы мне меда.

Так, подобно старцу, поступает тот, кто во всем признает Провидение Божие: он ни в ком не хочет видеть злона­меренности, никого не подозревает, но истинно признает, что все случающее­ся с ним бывает по Провидению и воле Божией.

* * *

Как-то раз одному человеку при­снился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним — Го­сподь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он заме­чал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула по­следняя картина из его жизни, он огля­нулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тя­нулась лишь одна цепочка следов. За­метил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спра­шивать Господа:

—  Не Ты ли говорил мне: если после­дую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные вре­мена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

—  Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках.

* * *

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить осли­ка из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового мо­лодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно за­копаю». Недолго  думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в коло­дец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал нога­ми. Через некоторое время, к всеобще­му удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

…Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в буду­щем жизнь будет посылать вам все но­вые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благо­даря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема — это камень, ко­торый жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бур­ный поток.

* * *

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выбро­шен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.

Измученный, он, наконец, постро­ил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял все.

Объятый горем и отчаянием, он вос­кликнул: «Боже, за что?»

Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на по­мощь.

—Как вы узнали, что я здесь? — спро­сил человек своих спасителей.

—   Мы видели ваш сигнальный ко­стер, — ответили они.

Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, ког­да ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костер, призы­вающий Бога на помощь.

* * *

Некий солдат спросил однажды одного из старцев, дарует ли Бог про­щение грешникам. И старец ответил:

—   Скажи мне, возлюбленный, если плащ твой порвался, ты выбрасываешь его?

Солдат ответил:

—  Нет. Я его чиню и продолжаю но­сить.

Старец заключил:

—   Если ты заботишься так о своем плаще, неужели же Бог не будет мило­сердным к Своему собственному об­разу?

* * *

Жил однажды человек, одинокий и несчастный. И взмолился он:

—   Господи, пошли мне прекрасную женщину: я очень одинок, мне нужен друг.

Бог рассмеялся:

—А почему не крест?

Человек рассердился:

—  Крест?! Мне что, жизнь надоела? Я хочу только красивую женщину.

Что ж, он получил красивую жен­щину, но вскоре стал еще несчастнее, чем раньше: эта женщина стала болью сердце и камнем на шее. Он снова помолился:

—Господи, пошли мне меч.

Он собирался убить женщину и осво­бодиться от нее, мечтал вернуть доброе старое время.

И снова Бог засмеялся:

—     А почему не крест? Не послать ли тебе уже крест?

Человек разгневался:

А ты не думаешь, что эта женщина хуже любого креста? Пошли мне меч!

Появился меч. Человек попытался убить женщину, но был схвачен и при­говорен к распятию. И на кресте, мо­лясь Богу, он громко смеялся:

—Прости меня, Господи! Я не слушал Тебя, а ведь Ты спрашивал, не послать ли мне крест, с самого начала. Если бы я послушался, я избавился бы от всей этой ненужной суеты.

* * *

Жил-был один восточный повели­тель, мудрость которого подобно солн­цу освещала страну животворными лу­чами. Никто не мог превзойти его в уме и сравняться с ним в богатстве.

Однажды визирь пришел к нему с не­счастным лицом:

—     О, великий царь, ты самый му­дрый, самый великий и могуществен­ный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако, что я услы­шал, когда ездил по городам и селам? Все возносят тебе хвалу, но есть среди них и те, кто плохо о тебе отзывались. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. Как может быть, о величайший из великих, такое непо­виновение в твоем царстве!

Царь снисходительно улыбнулся и ответил:

—   Как и любой в моем царстве, ты знаешь о моих заслугах перед поддан­ными моими. Семь провинций подчи­нены мне. Семь провинций под моим господством стали богатыми и преу­спевающими. В семи провинциях лю­бят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих горо­дов, но одного я не могу — закрыть рот своим подданным. Не то важно, что не­которые говорят плохого обо мне, а то, что я, несмотря на это, продолжаю тво­рить для этих людей добро!

* * *

Однажды авва Макарий застал в сво­ей кельи вора, который грузил его вещи на стоявшего у кельи осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, препо­добный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, бла­женный сказал себе:

— Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести от­сюда. Да будет благословен Господь во всем!

* * *

Однажды Бог, доверил своему служи­телю работу. Он показал ему огромный камень перед его домом и сказал, что за­данием человека будет толкать этот ка­мень изо всех сил. И человек делал это день за днем, день за днем. От восхода солнца до захода, в течение многих лет. Его плечи непосредственно прикасались к этому холодному камню, который не трогался с места, когда человек толкал его в течении многих лет. Каждый день человек возвращался домой уставшим, изнеможенным, с чувством, как будто день прошел впустую. Сатана заметил, что человек этот проявляет подавлен­ность, и решил внести свою лепту. Он 82 посеял в уме человека отрицательные мысли: «Ты уже так давно толкаешь этот камень, а он вообще не тронулся с места. Зачем ты так себя убиваешь? Ты никогда не сдвинешь его с места». Таким обра­зом, он внушил человеку, что его задача невыполнимая и что он неудачник. Эти мысли отбили у человека желание про­должать порученную ему Богом работу.

«Зачем так утруждаться, — думал че­ловек, — я работал на износ, а резуль­тата не видно, лучше не буду перетруж­даться, буду толкать потихоньку».

И так человек планировал делать, но однажды решил помолиться и рас­сказать Всевышнему о своих пережи­ваниях.

Он сказал: «Бог мой, я долго и усер­дно служил тебе, я вкладывал все свои усилия, чтобы выполнять задание, ко­торое ты мне дал. До сих пор, хотя про­шло столько времени, я не сдвинул этот камень даже на половину миллиметра. Что я делаю не так? Почему у меня не получается?»

Тогда Бог ответил с пониманием и сочувствием: «Мой друг. Когда Я про­сил тебя, чтобы ты Мне служил, ты со­гласился. Я сказал, чтобы ты толкал камень изо всех сил — и ты это делал. Я никогда не говорил, что ожидаю от тебя того, чтобы ты сдвинул его с места. А ты сейчас приходишь ко Мне обесси­ленным, думая, что ты подвел меня. Но действительно ли это так?

Посмотри на себя. Твои плечи стали сильными и натренированными, твой торс и руки стали крепче, а твои ноги стали более выносливыми и мускули­стыми. Благодаря постоянным усилиям ты стал сильнее, и твои возможности сегодня, намного превосходят те, кото­рые у тебя были до того, как ты начал работу.

Да, ты действительно не тронул этот камень с места, но в главном я ожидал от тебя послушания, веру и упования па меня. И ты это делал.

И я сейчас сдвину этот камень с ме­ста».

* * *

Всегда, что бы вы ни собирались сде­лать, говорите «если Богу угодно», что­бы с вами не произошло то, что случи­лось с одним самоуверенным челове­ком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене:

—  Завтра рано утром я пойду в вино­градник.

—   Если Богу угодно, пойдешь, — ска­зала ему она.

—  Угодно Богу или не угодно, — от­ветил он, — а я пойду.

Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь.

—  Кто там? — спросила жена.

—Если Богу угодно, — отвечает он, — то это я, твой муж!

* * *

Два Ангела под видом путников оста­новились на ночлег в доме богатой се­мьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить Ангелов в гостиной.

Им предложили остаться на ночлег в холодном подвале. Когда они расстила­ли постель, старший Ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Когда младший Ангел увидел это, то спросил, почему. Старший ответил:

—             Вещи не такие, какими кажутся. На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но госте­приимного человека и его жены. Су­пруги разделили с Ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы Ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения Ангелы нашли хо­зяина и его жену плачущими. Их един­ственная корова, чье молоко было единственным доходом семьи, лежала мертвая в хлеве. Младший Ангел спро­сил старшего:

—   Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная коро­на. Почему?

—      Вещи не такие, какими кажут­ся, — ответил старший Ангел. Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро, я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден.

Когда на следующую ночь мы спали в постели хозяина, пришел ангел смерти за его женой. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся.

Мы никогда не знаем все. И даже если имеешь веру, тебе надо еще вну­шить доверие, что все, что происходит есть в твою пользу. Но к этому прихо­дишь со временем.

* * *

Аматий-пустынножитель, святой муж, был в свое время живым зеркалом. В него обязаны всматриваться все, кто Провидение Божие понимают непра­вильно или отрицают и предают тайно хулению. Аматий, потрудясь тридцать лет в монастыре, удалился в пустыню, где на избранном им камне жил в вели­ком воздержании. Один из братий мо­настыря чрез каждые три дня приносил ему часть хлеба и кружку воды — это 88 было единственным его пропитанием. Такое воздержание не было приятно диаволу. И вот, прилетел ворон, круж­ку с водой опрокинул ногами, а кусок хлеба схватил клювом и унес. Таким об­разом, труженик лишен был трехднев­ного пропитания. Как же посмотрел на это добродетельный муж? Быть может, проклял ворона, или произнес нелепые слова на Божие Провидение, или начал порицать бесовские козни? Ничего это­го он не сделал. Это мы поступаем так в подобных случаях, а он, воздев руки и вознеся ум к небу, возгласил: «Благо­дарю Тебя, Господи Боже мой, за то, что Гебе угодно было оставить меня в бо­лее продолжительном посту по Твоей святой воле. Я знаю, что это будет мне весьма полезно на будущее время, ибо ничего не бывает в мире без Твоего Про­видения, без него ни один листочек не упадет с дерева».

 

* * *

Один человек все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лод­ке плыли с друзьями, лодка переверну­лась и твой друг утонул, а ты жив остал­ся. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам тво­ей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторо­ну — бричка перевернулась. Друг с то­бой сидел — он умер, а ты остался жив». И стал Ангел приводить другие случаи, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносилось мимо него… Просто мы слепы и дума­ем, что все это случайно, поэтому не благодарны Господу за спасение нас от бед.

Как действует в нас промыслительная рука Божия? Видимых знамений действия ее мы не замечаем. Можно думать, что Промысл Божий действу­ет обыкновенным, а потому и непри­метным образом в людях, которые не слишком добры и не слишком злы. А открывается он особенным и явным образом тогда, когда человек живет и действует или вполне праведно и свято или безмерно нечестиво и беззаконно. Так, Господь видимо творил чудеса над мужами праведными и святыми, со­храняя и прославляя их, и над людьми нечестивыми и нераскаянными, пре­давая их той или иной казни. Вот так­же бывает и у нас. Справедливый на­чальник хороших и исправных подчи­ненных видимо отличает и награждает, а плохих и неисправных наказывает. Тех же, которые ни заслуг особенных, ни проступков нетерпимых не оказы­вают, оставляет без награждения и на­казания, а только продолжает держать их на службе.

* * *

Один ищущий Бога человек решил, что если явит ему Господь чудо или зна­мение, тогда он завтра с утра пойдет в храм креститься в православную веру. Так рассуждая, он лег спать.

Наутро, проснувшись, он понял, что никакого чуда не произошло. Сны ему никакие не снились, в комнате все на своих местах, одним словом знамения не было. Решив, что он никуда не пой­дет, мужчина включил радио. А там чте­ние Евангелия: «Для чего род сей требу­ет знамения? Истинно говорю Вам, что не дастся роду сему знамения». Поняв, что эти слова обращены к нему, он по­спешил в храм.

 

* * *

Старец-подвижник, который под­визался в пустыне в полном уедине­нии и безмолвии, был по недоумению увлечен ересью. Его, однако, терзали сомнения, и он очень долго молился, чтобы Господь открыл ему, правильно ли он исповедует свою веру. Наконец, потеряв терпение, он отправился к дру­гому подвижнику, и тот наставил его в вере. Когда же старец стал недоуме­вать, почему Господь столько времени не открывал ему истину, то получил от­кровение, что там, где можно получить помощь от людей, не следует ожидать чудес от Бога.

* * *

Умер некий богач, о грехах которо­го знал весь свет. Похороны были тор­жественными, с епископом и множе­ством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал греш­нику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горь­кую смерть?!» Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник со­вершил за всю свою жизнь только один грех.

Торжественными и почетными по­хоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому боль­ше нечего ждать на этом свете. Ужас­ной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, 94 чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах.

Имей это в виду, когда будешь раз­мышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим безза­коние» (Пс. 36, 1).

* * *

Одна женщина очень скорбела о том, что ее малолетний сын был при смерти, упрекала за это Бога, и просила оста­вить ее ребенка в живых. Заснув, она увидела сон, в котором ей предстала вся жизнь этого ребенка, начиная с настоя­щего момента: он выздоровел, вырос, стал сильным, получил блестящее об­разование, имел друзей, невесту, став­шую потом его женой. Но вдруг он по­падает в водоворот преступного мира, совершает тяжкие преступления, на нем много грехов, расплата неизбежна.

Несчастная мать, видя все это, в ужасе закричала: «Господи, останови!» — и проснулась у постели умирающего ре­бенка.

Мы должны помнить, что Бог лю­бит каждого из нас больше, чем мать. И если Бог принимает решение сократить жизнь человека, то делает это во благо человеку. Мы должны помнить, что ни один волос не упадет с головы челове­ка без воли Царя Небесного. Все наши трудности, переживания и сама смерть, даже и преждевременная, — все это в руках Бога. Господь принимает реше­ние сократить чью-то жизнь в надежде, что, видя смерть своих близких, люди образумятся.

Ангел-Хранитель, святой, имя кото­рого носит человек, Сам Господь мило­стиво наблюдают за нами в надежде, что мы изменим свой образ жизни. Долго­терпение Божие ведет к покаянию. Господь посылает человеку предупрежде­ния о его неправильной жизни в виде различных наказаний: трудных обстоя­тельств, сложного окружения, болез­ней самого человека или его близких. Эти трудности, тяготы жизни должны заставить человека задуматься, пра­вильно ли он живет. Но иногда люди не слышат, что сам Господь Бог стучится в их жизнь, ничего не понимают в про­исходящем с ними. Продолжают жить по-прежнему, да еще и ропщут на Бога за Его «немилосердие» к ним, то есть считают правыми себя, а не Бога!

И вот, Бог сокращает жизнь людей, чтобы, видя смерть друг друга, они за­думались и о собственной смерти, о смысле жизни. Однако и этот урок не всегда бывает воспринят людьми.

Есть ли лекарство от греха?

У одного врача спросили: «Есть ли у Вас лекарство от греха?»

— Есть, — ответил врач, — вот его ре­цепт: «Нарой корней послушания, со­бери цветов душевной чистоты, нарви листьев терпения, собери плодов не­лицемерия, не упивайся вином прелю­бодеяния. Все это иссуши постом воз­держания, положи в кастрюлю добрых дел, добавь воды слез покаяния, посо­ли солью братолюбия, добавь щедрот милостыни, во все это положи порошок смирения и коленопреклонения. Принимай по три ложки в день страха Божия, одевайся в одежды праведно­сти и не входи в пустословие, а то про­студишься и заболеешь грехом опять». (Составила в 20-е годы XX столетия мо­нахиня Шамординского монастыря).

* * *

Умер бражник, то есть пьяница, и душа его должна была отправляться в ад. Но не захотелось ему в ад, и решил он попытаться попасть в рай. Подхо­дит к райским вратам, а там — апостол Петр с ключами: «Сюда нельзя!» Браж­ник отвечает ему: «Сам-то отрекался от Христа, предавал Его, а теперь вот райскими вратами распоряжаешься». Петр задумался, как быть. Позвал на помощь Давида-псалмопевца. Давид пришел и говорит: «Бражникам сюда нельзя». — «А убийцам и блудникам

можно? — спрашивает бражник. — Ты взял себе чужую жену, потом мужа ее убил, а теперь здесь». Позвали на по­мощь Моисея-законодателя. Тот тоже подтвердил, что бражникам в рай нель­зя, это — святое место. Тогда бражник говорит ему: «Ты египтянина убил, в песке закопал, а потом закон написал — не убий. И тоже сюда попал. Так поче­му же мне нельзя?» Решили позвать на помощь кого-нибудь из древних. Идет Ной. Бражник, увидев его, очень обра­довался, и говорит: «Вот, наш человек идет. Этот точно был бражником». Эта притча говорит не о том, как надо «там» отвечать, а о том, что любой грех может быть прощен Господом покаявшемуся.

Кто такой христианин? Это — чело­век, кающийся в своих грехах. В одном из Апостольских посланий перечисля­ются очень страшные грехи, и апосто­лы говорят, что они сами были такими же грешниками, как и все люди, но из­менились. Вспомните, какой грех со­вершил Давид, — блуд, соединенный с убийством. Вспомните Марию Еги­петскую и ее грехи. Вспомните Моисея и его грех убийства. А апостол Павел, бывший прежде гонителем христиан? А апостол Петр, трижды отрекшийся от своего Господа? В раю можно увидеть многих бывших грешников: убийц, во­ров, разбойников, блудников, предате­лей и других.

* * *

Монах пришел как-то к своему на­ставнику и говорит:

— Отче, сколько раз хожу я к тебе, ка­юсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправить­ся. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

—     Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с медом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

—    А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался.

—Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и гово­рит:

—    Отче, пустой горшок пахнет ме­дом, и там, на донышке осталось не­много густого меда.

—  Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по ми­лости своей восполнит их недостаток и спасет твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

* * *

Чтобы рыба оказалась в котле, ей до­статочно один раз проглотить наживку.

Чтобы стать вором, хватит и одной кражи.

Чтобы разбиться в пропасти, достаточно и одного шага.

Чтобы испытать бесчисленные горе­сти, хватит и одной дурной мысли.

«Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир…» (Рим. 8, 6). (Монах Симеон Афонский).

* * *

Один молодой инок мыл листья са­лата. К нему подошел другой монах и, желая испытать его, спросил:

—       Можешь ли ты повторить, что говорил старец в проповеди сегодня утром?

—Я не помню, — признался молодой монах.

—Для чего же ты слушал проповедь, если ты уже ее не помнишь?

—  Погляди, брат: вода моет салат, но не остается на его листьях. Салат, тем не менее, становится совершенно чи­стым.

* * *

Пришла как-то к старцу некая семей­ная пара. «Отче, — говорит супруга, я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четве­ро детей; коли пятый родится — не про­живем. Благословите сделать аборт».

—  Вижу, живется вам непросто, — от­вечает старец, — что ж, благословляю вам убить своего ребенка. Только уби­вайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое- что повидала, а тот кроха и лучика сол­нечного еще не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.

В ужасе женщина закрыла лицо ру­ками и зарыдала…

* * *

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пу­стыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и со скорбью придя к посещав­шему больных, нашел его также осла­бевшим и не старающимся об испол­нении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

—  Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:

—  Смотрите, теперь вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то

увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:

—    Так бывает и с человеком, живу­щим среди людей, — от смущения он не видит грехов своих; а когда он без­молвствует, и особенно в пустыне, тог­да видны его недостатки.

* * *

—    Грязное белье рано или поздно нуж­дается в стирке. Можно годами скла­дывать его в огромный бак, копить, от­кладывая неприятный момент, когда придется стирать всю эту гору. Беда в том, что по прошествии времени грязь въедается глубже, и отстирать ее ста­новится сложнее: вот и приходится кипятить, обжигая на пару пальцы и обдирая кожу с ладоней, тереть, тереть, тереть… Многие дни, многие годы. Представляете, сколько грязных рубах может накопиться за длину человече­ской жизни? Можно стирать белье по мере его загрязнения. Пока грязь све­жа, иные пятна можно замыть простой водой. Другие приходится застирывать с мылом. А третьи, самые глубокие — вытравлять едкой щелочью, от которой слезятся глаза. Каждая прачка скажет вам, что сложнее всего отстирать сало и кровь. Наши грехи и неблаговид­ные поступки — это грязное белье, и каждый — сам себе прачка. Нам дана уникальная возможность — в чем-то счастливая, в чем-то горькая — не ко­пить грехи всю жизнь, до того самого момента, когда будет подведен итог на­шим земным делам, а начать искупать их еще при жизни — то есть в том от­резке времени, когда еще реально что- то исправить. Это правильно и логич­но, поэтому не стоит удивляться тому, что после каждой белой полосы следует черная: представляете, какая чернота ожидала бы нас всех после абсолютной белизны?

* * *

Сказал старец некоторому брату: «Диавол есть враг твой, а ты — дом. Враг не престает бросать в тебя всякий сор, какой бы ни нашел, ввергая в тебя всевозможные нечистоты. Но ты тща­тельно извергай из себя влагаемое им; если же вознерадишь, то дом твой на­полнится сором и тебе невозможно бу­дет войти в него. С самого начала, когда диавол начнет засорять тебя, ты постепенно выкидывай сор, и дом твой пре­будет чистым благодатию Христовою».

* * *

Жил как-то волк; он растерзал много овец и поверг в смятение и слезы мно­гих людей.

Однажды он вдруг почувствовал угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни; он решил измениться и более не убивать овец. Чтобы все было но правилам, он отправился к священ­нику и попросил его отслужить благо­дарственный молебен.

Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать не­мало овец и у священника; поэтому свя­щенник со всей серьезностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник все молится, и молитве не видно конца.

Наконец волк не выдержал и зары­чал:

— Кончай, священник! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!

* * *

Мальчик лет пяти-шести, гуляя с родителями по лесу, увидел чистый ручей. Он напился свежей воды, а по­том — ради забавы — взял в руки ве­точку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и пото­му на поверхность тотчас поднялся пе­сок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала не­пригодна для питья. Малышу быстро разонравилось смотреться в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.

А где-то высоко в горах другой маль­чик так же забавлялся с горным ручей­ком. Он тоже хотел помутить воду ве­точкой. Но дно ручейка было камени­стым, и он сломал веточку и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист как и прежде.

Подобно этому некоторые люди внешне кажутся добрыми и отзывчи­выми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека и увидишь, как со дна души всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек по­стоянно поучается в Слове Божьем и о горнем помышляет, то постепенно пример смирения Христова закаляет добродетельного человека смирением и крепким терпением, о которые, как тростинки о камень, ломаются всякая человеческая злоба и неприязнь.

* * *

В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искуше­ниями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. «Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упей­сяи дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями». Пустынник же тот подумал про себя так:

«Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и за­служивает смертной казни как по Бо­жьему суду, так и по гражданскому. Со­вершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажет­ся, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бес­стыдной и прелюбодейной женщиной.

Будучи прельщен, он пал с нею. Ког­да он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с же­ной, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.

Таким образом, тот пустынник со­вершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трез­вый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только из потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим истинно кающемуся человеку возвращаются его прежние заслуги, ко­торые он погубил грехопадением. (Тру­ды св. Димитрия Ростовского).

* * *

Взрослые играли в карты, а девочка лет пяти лежала на печке и смотрела на них. Чистым детям нередко откры­вается иной мир. Она видела, как бесы стояли за спинами играющих и в своих хартиях-бумагах писали их грехи. И тут, как обычно бывает в азартных играх, началась ссора, все стали ругаться, кри­чать, и девочка увидела, что у бесов бу­мага кончилась, а грехи все прибавля­лись, так они стали писать их на своих лапах и животах. И вдруг среди ссоры один из игроков встал и говорит: «Про­стите меня, братья». И все хором ответили: «Бог тебя простит, нас прости». И в это время хартии бесов загорелись, загорелись и грехи, записанные на их лапах и животах. Девочка, видя это, начала смеяться. Все обратили на нее внимание, стали расспрашивать, она и рассказала, что видела и почему так сильно смеялась.

Велика сила простых слов «Бог про­стит». Ими попаляются наши повсед­невные грехи. «Прости меня» — как трудно бывает произнести эти слова, но, сказанные, как легко они возвраща­ют мир в наши души и семьи. Научимся просить прощения и прощать друг друга, к этому нас призывают Господь и Святая Церковь в Прощеное Воскресение.

* * *

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.

Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий расска­зал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделил­ся со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, от­дал еще две монеты. Так он был мило­серден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно вы­хватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодар­ность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.

—   Смерти! — закричали его слуша­тели.

—  И вы заслуживаете такого строго­го наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.  Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день по­хитили у Него.

* * *

Однажды к престольному праздни­ку шли в монастырь на богомолье две деревенские женщины. Одна из них в молодости очень давно совершила злое дело и с тех пор не могла его забыть, по­стоянно мучилась совестью, каялась на исповеди. И теперь она шла и всю до­рогу сокрушалась:

—Грешница я! Достойна ли я скверны­ми устами целовать икону милостивого Спаса? Как меня мать-земля носит? Как меня праведный Господь не покарает?

Спутница ее была женщиной стро­гой жизни и потому чувствовала себя лучше подруги.

—    А мне не страшно, — говорила она. — Я иду с легким сердцем. Конечно, и я тоже не праведница, но ведь что за грехи у меня? Мелочь одна, и помнить- то не стоит. Твое дело, милая, иное. Я по­нимаю, как тебе должно быть тяжко.

Пришли богомолки в обитель, по­молились в храме, попали, наконец, и к старцу-затворнику. Расспросил он их обо всем, а потом и говорит первой:

—    Ты пойди в поле и принеси сюда самый большой камень, какой только сможешь найти.

Другой же сказал:

—  Ты набери полный фартук малень­ких камней и также принеси их ко мне.

Женщины исполнили приказание старца. Когда они принесли ему камни, он и говорит им:

—      Хорошо, а теперь отнесите эти камни назад и положите на то место, откуда взяли.

Первая, с тяжелым камнем, понесла, а вторая в смущении замялась.

Ты что? — спросил старец.

—   Ах, отче, ты велишь мне отнести камни туда, откуда я взяла?

—   Да, присыпь те места, с которых взяла камни.

—  Я не могу.

—  Почему?

—   Их очень много. Я не помню всех мест, откуда взяла.

—   Знай же тогда, — сказал старец, — твоя подруга когда-то сделала боль­шой грех и постоянно помнит его, ка­ется в нем, омывает слезами. Она зна­ет, где осталась яма от ее камня. Ты же со своими мелкими, как ты думаешь, грехами, не знаешь кому, где и когда причинила зло. Ты даже не помнишь их, а потому не имеешь возможности загладить свои грехи. Они остаются у тебя на душе, как эти камни в фарту­ке. Грязь — всегда грязь, целая ли лужа или одна капля.

И поняла женщина, что ей с ее ма­ленькими слабостями и грехами не меньше подруги надо заботиться о чи­стоте души и покаянии.

* * *

Один человек купил на базаре ово­щей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.

И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отво­рил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.

—  Здравствуй, — сказали они, — это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.

Человек ответил:

—Я помню этот случай. Но вы ниче­го мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носи­ли их в вашем сердце.

* * *

Однажды трое друзей купались в реке поверх водопада. Переплывая реку, они заметили, что их сносит. Те­чение было тихое, но с приближени­ем водопада оно заметно ускорялось. Обеспокоенные этим, двое друзей вер­нулись к берегу и стали звать третьего товарища.

Но он только смеялся в ответ и кри­чал:

—Мне так легко плывется!

Друзья волновались за него и крича­ли:

—Держись ближе к берегу, затянет!

Но тот отвечал:

—  Наоборот, мне плывется все легче и свободней! Я почти не прикладываю усилий, чтобы плыть…

Минутой позднее он вдруг почув­ствовал, что течение несет его с ужа­сающей скоростью к водопаду, но было уже поздно. Еще один крик — и пловец оказался в бездне.

Пловцы — это мы. Легко и удобно плыть в жизни по течению. Но беспеч­ный может оказаться в бездне.

* * *

Один человек ходил по округе, про­клиная священника и распространяя о нём по всему приходу лживые, злобные слухи. В один прекрасный день он по­чувствовал раскаяние и, придя к свя­щеннику, попросил у него прощения.

Он сказал, что готов на всё, чтобы за­гладить свой грех. Священник сказал ему, чтобы он взял у себя дома подушку, распорол её и выпустил перья на ветер. Просьба была довольно странной, но выполнить её не составило труда.

Сделав, как ему было сказано, он вер­нулся и доложил об этом священнику.

— А теперь, — сказал священник, — иди и собери все перья. Хотя раскаяние твоё, как и желание исправить причи­нённое зло, искренне, но возместить ущерб, причинённый твоими словами, так же невозможно, как собрать пущен­ные по ветру перья.

* * *

Жил-был один вспыльчивый и несдер­жанный человек. И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каж­дый раз, когда он не сдержит своего гне­ва, вбивать в столб забора один гвоздь.

В первый день в забор было вбито несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой человек научился сдер­живать себя, и с каждым днем число за­биваемых в столб гвоздей стало умень­шаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рас­сказал об этом своему отцу и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вы­таскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время. И настал день, ког­да юноша сказал отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты ви­дишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

* * *

Один старец сказал некоторому бра­ту: «Диавол есть враг твой, а ты — дом.

Враг не престает бросать в тебя всякий сор, какой бы ни нашел, ввергая в тебя всевозможные нечистоты. Но ты тща­тельно извергай из себя влагаемое им; если же не будешь делать это, то дом той наполнится сором и тебе невоз­можно будет войти в него. С самого начала, когда диавол начнет засорять тебя, ты постепенно выкидывай сор, и дом твой пребудет чистым благодатию Христовою».

 

 

 

 

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *