Священник Георгий Харин
С раннехристианских времен прославление угодников Божиих имело нравственное и воспитательное значение. Прославляя того или иного человека как святого, Церковь стремилась не только засвидетельствовать факт его святости, но дать назидательный пример для укрепления веры и благочестия пасомых. Особняком стоит в этом смысле пример мучеников. Он чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется», — говорит Христос (Мк. 13.13). Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого и Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати.
Жития мучеников тем назидательнее и ценнее для нас, чем ближе они к нам по времени подвига и месту своих страданий. Для Удмуртии великой радостью стало прославление в 2018 г. в лике Новомучеников и исповедников Русской земли для общецерковного почитания священномученика Николая и мученицы Варвары Воткинских. Дело даже не в том, что это было впервые в истории Удмуртии. Дело в том, что жизненный пример отца Николая и его дочери такой яркий, такой актуальный, что невольно удивляешься своевременности совершенного прославления. Воистину «дивен Бог во святых Своих»! В их подвиге пример для современного молодого пастыря как строить приходскую жизнь, каким должен быть настоящий пастырь, семьянин, настоящий отец. Для современной молодежи образ святой Варвары Воткинской может стать образцом в отношении к родителям, в искреннем служении ближнему. Попробуем вглядеться в подвиг этих новопрославленных святых подробнее.
Священномученик Николай Чернышев происходил из духовного сословия. Впервые род священнослужителей Чернышёвых, известный в Вятской губернии, упоминается среди жителей Воткинска в 1824 г. С этого года помощником управляющего завода, вплоть до выхода на пенсию, служил Ф.Е. Чернышёв (1782–1875), окончивший Вятскую духовную семинарию и затем учительствовавший в Горной школе г. Ижевска. В 50-х годах XIX века его родственник Андрей Иванович Чернышёв (1813–1901) стал одним из пяти священников Благовещенского собора (в нём крестили П.И. Чайковского), затем настоятелем вновь построенной церкви св. Николая Чудотворца, а с 1888 г. – настоятелем Благовещенского собора, протоиереем. Помимо основной службы в храмах, А.И. Чернышёв преподавал в школах города, увлекался краеведением и историей Благовещенского собора и прихода. Занимаясь краеведением, он опубликовал известную статью «Храм и приход Камско-Воткинского Благовещенского собора». У Андрея Ивановича и его жены Надежды Степановны было 9 детей. Трое из семи сыновей, в том числе и будущий священномученик Николай, стали церковнослужителями, а дочери вышли замуж за священников.
Родился Николай Чернышев в 1853 году. В 1875 г. закончил по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию. Николай Андреевич служил некоторое время учителем Воткинской 2-й мужской земской школы и псаломщиком в Благовещенском соборе (с 1877 г.). После рукоположения в 1884 году был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и прилежащих сёл. С 1914 г. и до своей гибели – Благочинный Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Православной церкви отец Николай был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.). Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течении 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-Японской войны отец Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью за Русско-Японскую войну.
В семье Чернышевых было четверо детей. Однако супруга отца Николая Юлия Ивановна скончалась рано в 1894 г. Овдовев, отец Николай в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой, 1888 года рождения. Варя была особенно преданна отцу и сознательно не выходила замуж, решив посвятить себя всецелому служению Церкви и упокоить старость своего родителя. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. К счастью, сохранилось ее уникальное фото.
Отец Николай, будучи ревностным пастырем, не мог равнодушно относится к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших наш народ в начале ХХ в., было повальное пьянство. Для борьбы с ним и просвещения простого народа о. Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем. Труды о. Николая на этом поприще были успешны. Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль.
Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком своего времени, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского. Всю свою жизнь о. Николай посвятил просвещению своего народа, неся ему Слово Божие. За что снискал среди жителей города заслуженное уважение и любовь. Старожилы долго вспоминали, о том, как после каждой службы в Благовещенском соборе, его провожали до дому огромные толпы народа. До самых ворот вопрошая его, и прося на прощание благословение.
Наступили грозные дни, революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника С.Н. Лоткова состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин да «большевистских прихвостней вроде техника Гилёва, двух братьев и сестры Казеновых, матроса Бердникова». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. «Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население». Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях. Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те что поплоше, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства, в виду чего у нас стала дороговизна и хорошие мужички стали сеять только “про себя”. И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи…».
Вскоре заводской народ и крестьяне окрестных селений подняли известное Ижевско-Воткинское восстание. Отец Николай и его дочь Варвара не были безучастны к нуждам паствы. Осознавая всю опасность своего положения, отец Николай исполнял свой пастырский долг – напутствовал раненных, поддерживал малодушных, оказывал активную помощь восставшим, помогая им материально. Его дочь Варвара трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за раненными. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии, перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был взорван, не успевшие и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей». Протоиерей Николай имел возможность покинуть город, но сознательно не оставил паствы, возложив все упование на Промысел Божий.
Полились реки крови. По информации горного инженера В.Н. Граматчикова, насильно вывезенного большевиками из Перми в Воткинск и ставшего свидетелем тех событий, именно в этот период с ноября 1918 года по апрель 1919 год было произведено больше всего расстрелов. Согласно Циркуляров финотделов НКВД и Вятского губисполкома население Воткинска в 1916 году составляло 28 349 человек, а в 1919 году только 12 127 человек. Без учёта естественного прироста население уменьшилось в 2,3 раза. Массовые расстрелы унесли по разным подсчётам от 5 до 7 тысяч ни в чём неповинных людей. Беда не обошла и крестьянские дома. По словам крестьянина По[вы]шева «много перерезали наших семей. Много отобрали у них лошадей и коров, хлеба и одежды, так как всё это было оставлено на произвол судьбы. Да будут прокляты эти варвары, хулители веры и разрушители всех законов Божеских и человеческих!».
О страшных событиях тех дней свидетельствуют и сами палачи. Даже председатель воткинского ЧК Линдеман, на вопрос председателя реввоенсовета Зорина не скучает ли он в Воткинске телеграфировал: «Работы порядочно, но признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». А его работой и было выявление «врагов» и их последующее уничтожение.
Врагом номер один было православное духовенство. В мае 1918 года на Пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 года председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдаёт на Вятку и Пермь приказ: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против Советской власти… Ввиду явной контрреволюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них не смотря на его сан, кто дерзнёт выступить словом или делом против Советской власти». Приказ был принят, что называется «с лёту». В начале декабря 1918 года Линдеман совместно с Зориным готовят зловещее мероприятие, которое именуют «программа № 490». В понедельник, 13 декабря (новый стиль) Зорин и его помощники прибывают в Воткинск. Зорин вскоре телеграфирует в Реввоенсовет: «В понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили там три митинга между прочим один в соборе прошли довольно хорошо в церкви были оппоненты, которых успешно разбили точка». Оппонентом и был отец Николай Чернышев, которого большевики «успешно разбили». Но не в дискуссии как оппонента (по воспоминаниям все было наоборот – о. Николай выступал блестяще), а попросту арестовали и бросили в тюрьму. Народ в последующем вспоминал, что, когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 года. Родственница экономки Чернышевых А.А. Миролюбова вспоминает, что при посещении о. Николая в тюрьме нашла его спокойным, в молитвенном настроении и «верным Иисусу Христу». По другим воспоминаниям о. Николай просил принести ему облачение (вероятно – епитрахиль) для совершения богослужений в заключении и особенно для исповеди арестованных. Так истинный пастырь продолжал полагать душу свою за овцы своя!
Согласно Рапорта № 1565 министру внутренних дел правительства Колчака бывшего начальника Воткинской городской милиции, о красном терроре в городе Воткинске и его окрестностях, от 23 октября 1919 г. (документ хранится в ГА РФ) священник о. Николай Чернышев и его дочь Варвара были арестованы 13 декабря «за участие в сборе на нужды Народной армии и за знакомство с Юрьевым». Расстреляны 2 января 1919 года (по новому стилю).
В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли, на берегу пруда (напротив нынешнего музея П.И. Чайковского). Сначала была расстреляна Варвара, до последнего вздоха разделившая с отцом учесть мученичества за Христа. Затем был казнен и сам отец Николай. Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами». Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест он им ответил: «Вот умру тогда и снимите».
После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание. Это событие несмотря ни на что, не изгладилось из памяти людей, они из поколения в поколение передавали его. В 90-годы прошлого столетия одна благочестивая жительница города указала место захронения святых мучеников. Они похоронены у стен Преображенской церкви рядом с родственниками. Могила о. Николая находится рядом с могилой его жены и отца.
Место погребения отца Николая пользуется почитанием. Есть случаи его чудесной помощи в исцелении от недуга пьянства. Память о. Николая и его дочери чтят потомки воткинцев заграницей – в храме г. Беркли (США) есть их образ, перед которым теплится неугасимая лампада. Староста этого прихода от лица всех потомков воткинцев, покинувших свою Родину, свидетельствует о многочисленных случаях чудесной помощи по молитвам о. Николая и его дочери Варвары. Остается надеяться, что подвиг этих угодников Божиих послужит замечательным примером для современной молодежи.
Библиографический список
[1] Биографические сведения приводятся по: Послужной список священника Благовещенского собора Воткинского завода Николая Андреевича Чернышева // ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 4. Д. 127. Л. 11 об., 12, 12 об., 13, 13 об.Место погребения отца Николая пользуется почитанием. Есть случаи его чудесной помощи в исцелении от недуга пьянства[17]. Память о. Николая и его дочери чтят потомки воткинцев заграницей – в храме г. Беркли (США) есть их образ, перед которым теплится неугасимая лампада. Староста этого прихода от лица всех потомков воткинцев, покинувших свою Родину, свидетельствует о многочисленных случаях чудесной помощи по молитвам о. Николая и его дочери Варвары.
[2] Вятские епархиальные ведомости. 1906. № 25 (22 июня). С. 903.
[3] Послужной список священника Благовещенского собора Воткинского завода Николая Андреевича Чернышева // ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 4. Д. 127. Л. 13 об.
[4] Лапин Н. Священник Николай Чернышев и его дочь Варвара [Электронный ресурс] // Православные Вести. Ижица. 2016. 19 янв. URL: http://izhiza.ru/index.php/publikatsii/publitsistika/482-svyashchennik-nikolaj-chernyshev-i-ego-doch-varvara (дата обращения: 15.0.2017).
[5] Якунцев В.И. Дневник солдата // ИДНАКАР. 2013. № 1 (16). С. 173.
[6] Лапин Н. Священник Николай Чернышев и его дочь Варвара [Электронный ресурс] // Православные Вести. Ижица. 2016. 19 янв. URL: http://izhiza.ru/index.php/publikatsii/publitsistika/482-svyashchennik-nikolaj-chernyshev-i-ego-doch-varvara (дата обращения: 15.0.2017).
[7] Якунцев В.И. Дневник солдата // ИДНАКАР. 2013. № 1 (16). С. 174.
[8] Телеграмма В. Линдемана // ЦГА УР. Ф. Р-390. Оп. 1. Д. 15. Л. 189.
[9] Приказ № 9 [Электронный ресурс] // Красный террор: еженедельник Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте. 1918. № 1 (11 ноября). URL: http://istmat.info/node/25319 (дата обращения: 15.0.2017).
[10] Телеграмма Председателя Ревсовета Д. Зорина // ЦГА УР. Ф. Р-390. Оп. 1. Д. 15. Л. 274.
[11] Воспоминания протоиерея Алексея Секретарёва // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.
[12] Воспоминания А.А. Миролюбовой // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.
[13] Воспоминания протоиерея Алексея Секретарёва // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Воспоминания Стяжкиной Марии Фёдоровны // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.
[17] Воспоминания Копысова Владимира Иосифовича // Архив Комиссии по канонизации святых Ижевской и Удмуртской епархии.
(21)