По материалам книги «Воинская слава Дебёсского района» Дебесского краеведа и публициста Александра Витальевича Леконцева
Жил на дебёсской земле в Удмуртии уважаемый человек и фронтовик – Пётр Андрианович Князев. Давно уже нет его среди нас, но в памяти многих жителей района остался светлый образ этого мужественного солдата и мудрого руководителя. Огромное значение он придавал сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Не случайно, П.А.Князев одним из первых в послевоенной Удмуртии создал районное краеведческое движение. Собирал бесценные воспоминания фронтовиков. О своём боевом пути он тоже не забыл написать…
«В ноябре-декабре 1942 года в междуречье Волги и Дона разыгралось грандиозное по своему масштабу сражение. Гвардейцы 301-го миномётного полка были уверены, что в скором времени наступят перемены и у них на Брянском фронте. Долго ждать не пришлось, 20 ноября был получен приказ о погрузке полка в эшелоны. На третьи сутки мы оказались на станции Поворино, на границе Сталинградской и Воронежской областей. После выгрузки, уже ночью, дивизионы полка пошли своим ходом по боевым маршрутам. К рассвету мы подъехали к станции Михайловка.
Наш дивизион, получив полный боекомплект реактивных снарядов и заправив все машины горючим, был готов к выполнению боевых задач. 401-му дивизиону было приказано: ближайшей ночью поддержать огнём атаку танкистов и освободить станицы Вешенская и Еланская. При этом родину автора «Тихого Дона» нужно было сберечь от разрушений. Вспомнились годы учёбы в Дебёсском педучилище, где мне впервые посчастливилось прочитать знаменитые книги Михаила Шолохова. Да, много человеческой крови впитала в себя донская земля. И он – удмурт, пришёл сюда на Дон, на родину великого писателя и гуманиста М.А.Шолохова, пришёл со своими братьями по оружию, русскими, украинцами, узбеками и белорусами, чтобы защитить тебя, прославленный Тихий Дон, от поругания чужеземными захватчиками».
«В районе Новоанновка – Васильевка – Поповка мы оказались в окружении. Почти четыре дня отбивали бесчисленные атаки немецких танков и пехоты. Немецкая авиация постоянно нас бомбила. При отражении атаки батарея старшего лейтенанта Веселовского подбила шесть танков и уничтожила около батальона пехоты. Реактивные снаряды закончились, в баках машин не было бензина. С утра старшина раздал последние куски сахара и сухари. Веселовский взял гранату и пошел искать горючее. Вдруг он увидел приближающихся немцев. Добежав до штаба, закричал: «Тревога! Немцы прорвались на западный край села!» Комбат побежал к «Катюшам». Надо было во чтобы то ни стало отбить атаку немцев, чтобы не допустить их к «Катюшам». Вслед Веселовский крикнул: «Лейтенант! Не подпускайте врага к «Катюшам», защищайте до последнего патрона, а если пробьются – взорвите установки!»
Ночью, под покровом тьмы к нам пробрался лейтенант В.Н. Корниенко с группой бойцов. Они принесли боеприпасы, горючее, еду. С утра немцы пытались захватить село, но с помощью залпов батареи Веселовского и лейтенанта Глухова все атаки противника были отбиты».
Бои в окружении
«Помню, в одной из атак за деревню Васильевка у немцев участвовало 12 танков и до батальона пехоты. После совместного залпа батарей старшего лейтенанта Веселовского и лейтенанта Глухова вспыхнуло 10 вражеских танков и только часть автоматчиков уползла обратно за высоту. Немцы подтянули свежие резервы и ночью танковым ударом в тыл окружили дивизион и часть танковой бригады. Мы оказались отрезанными от баз снабжения и даже от штаба своего полка. Почти трое суток отбивались от наседавших фашистов.
Кончились реактивные снаряды, израсходовано горючее в баках машин. Воспользовавшись этим, немцы вновь заняли западную окраину села Васильевка и стали подходить вплотную к позициям дивизиона. Тогда по команде капитана Кириленко гвардейцы заняли круговую оборону, а моему взводу командир дивизиона приказал огнем из личного оружия задержать пехоту противника, не дать прорваться к боевым установкам, стоявшим без бензина и снарядов. Получив приказ, я направился в свой взвод и рассказал о сложившейся тяжелой обстановке. Гвардейцы – коммунисты и комсомольцы поклялись, что будут драться до последнего.
Перед моим взводом на расстоянии не более 70 метров в группе домов сидели немцы. Мы видели даже без биноклей, как они готовятся к бою, деловито оборудуя огневую позицию для двух орудий на околице села. В нашем распоряжении были только ручной пулемет, автоматы и гранаты.
Вдруг неожиданно из глубины поселка, громыхая и лязгая гусеницами, приближался к нам наш танк Т-34. Мы лежали на снегу под прикрытием плетней, заборов и мелких кустарников. Я остановил танк и объяснил танкистам, что за крайними домами, в конце улицы у немцев замаскированы два орудия. Тут же часть взвода я посадил на броню танка, сел и сам, а отделение сержанта Бубнова послал огородами, чтобы зайти в тыл к немцам. Танк развернулся и с ходу открыл огонь по перебегающим в конце улицы гитлеровцам. Из-за крайних домов почти одновременно ударили по танку оба немецких орудия, но снаряды разорвались далеко за нами. Артиллеристы врага обнаружили себя.
Мы попрыгали с танка и ползком, и перебежками, стреляя из автомата, приближались к занятым домам. Немцы, укрывшись в них, а также за постройками и заборами, беспрерывно строчили по нашей группе. Танк, заметив немецких артиллеристов, рванулся в упор на них и раздавил оба орудия, а из танкового пулемета перестрелял прислугу.
Среди нашей контратакующей группы появились раненые. В ход пошли гранаты. Мы шаг за шагом очищали улицу и дома Васильевки. Гитлеровцы начали отходить от деревни. В это время сильный и меткий огонь открыли мои пулеметчики Сидоров и Терентьев. И это, пожалуй, решило исход боя. Западная окраина Васильевки была полностью освобождена.
11 февраля противник вновь четыре раза пытался атаковать наши части и каждый раз отходил на исходные рубежи.
К окруженному дивизиону, пользуясь ночной темнотой и оврагами, пробрался на четырех машинах начальник связи полка капитан Корниенко В.Н. Он доставил снаряды, горючее, питание для гвардейцев. Это была большая помощь для нас. Противник, видя, что с этого направления взять Васильевку не удаётся, решил обойти её .
12 февраля гитлеровцы бросили сюда 12 танков и два полка пехоты. Залпами «Катюш» дивизиона все атаки были отбиты. Боевые установки БМ-13 выходили на прямую наводку и расстреливали фашистские танки с открытых позиций, пронзая огненными стрелами крупповскую броню хваленных немецких танков. С некоторых этих стальных чудовищ отлетала башня от корпуса, иные переворачивались набок от прямого попадания реактивного снаряда и воспламенялись густым коптящим дымом.
В этих боях я был тяжело ранен автоматной очередью в упор на окраине села Васильевки. Рискуя своей жизнью, меня вынесли с поля боя гвардейцы моего взвода Терентьев П. и Островский Л. Им я обязан своим спасением. Мои дорогие однополчане не посрамили чести советского воина и остались до конца верны клятве, которую мы дали в августе 1942 года, покидая Москву».
Князев Пётр Андрианович родился в 1922 году в д. Нижний Шудзялуд (ныне Дебёсский район Удмуртии). Призван в ряды Красной Армии Дебёсским РВК в 1941 году. На фронте с августа 1942 года. Гвардии старший лейтенант. Командир огневого взвода 301-го гв. миномётного полка (3-я гв. армия, Брянский, затем – Юго-Западный фронты). Отличился в феврале 1943 года в боях на подступах к г. Ворошиловграду (ныне – г. Луганск). Будучи в окружении, дивизион, в состав которого входил взвод П.А.Князева, почти трое суток отбивался от наседавших фашистов. В этих боях П.А.Князев был тяжело ранен. Бойцы взвода, рискуя жизнью, вынесли своего командира с поля боя. За исключительное мужество и умелое руководство в бою П.А.Князев был награждён орденом Красной Звезды. После госпиталя, получив инвалидность II группы, вернулся в Дебёсы. Работал в партийных, советских органах, районной газете. Вёл большую военно-патриотическую работу среди детей и молодёжи. В 1948 году, благодаря его личной инициативе, в Дебёсах было создано районное общество краеведов.
Я горжусь этим замечательным человеком! Пока стучат наши сердца
(96)
http://www.oboznik.ru/301gmp/
По ссылке виртуальный музей полка, где служил Петр Андриянович Князев.
Большое спасибо за уникальный материал