Содержание
Предисловие
Брестская крепость. «Строчил пулемётчик за синий платочек…»
Жаркий июнь 1941 года
Отступать некуда – позади Москва!
Подвиг на фанерном самолёте
На «Жу-жу» против «Тигра»
Стойкий комендор с «Гремящего»
Лихой сапёр с Малой Земли
Связь под ураганным огнём
Партизаны вступают в бой
Русский геракл
Ангел в плащ-палатке
Последний бой
ПОСЛЕСЛОВИЕ (для взрослых)
Стойкий комендор с «Гремящего»
Ребята, вы, наверное, читали сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Оказывается, такие солдатики бывают и среди людей. Только в нашем случае – это матрос.
Служил во время войны на Северном флоте гвардии матрос Егор Карачёв. В детстве он, бывало, плавал только на маленьком плоту по деревенскому пруду. А на флоте попал на большой корабль – эсминец (эскадренный миноносец) «Гремящий». Это был один из самых мощных военных судов Северного флота. Имя своё он оправдывал полностью. Слава о корабле гремела по всему флоту. Да, и немцы побаивались встретиться в море с этим эсминцем.
В основном «Гремящий» сопровождал караваны транспортных кораблей, на которых доставлялись нашим войскам военная техника, боеприпасы, продовольствие. Миноносец защищал суда от немецких подводных лодок. Бросал на них глубинные бомбы. От вражеских бомбардировщиков отбивался зенитками. Егор был зенитчиком, или как принято называть на флоте – зенитным комендором.
Как-то раз, когда «Гремящий» стоял на ремонте, немецкие самолёты набросились на него. Фашисты думали, что на корабле никого нет кроме ремонтников. Стрелять будет некому. Но наши зенитчики были на боевом посту.
– По немецким «стервятникам» огонь! – раздалась громкая команда на эсминце. Разом ударили по врагу все зенитные орудия и пулемёты. Небо вокруг самолётов украсилось белыми облачками от разрывов. Стреляет и комендор Карачёв.
Тах, тах, тах, тах!.. Очень быстро, снаряд за снарядом, посылает Егор из своей автоматической скорострельной пушки. Вот один бомбардировщик прямо на него летит. Он уже так близко, что хорошо видно лицо пилота. Фашист злобно ухмыляется. Хочет напугать наших зенитчиков. Думает, они разбегутся от страха. А может, это опытный лётчик. Ему кажется, что русские не смогут его сбить.
Нет, не из пугливых был краснофлотец Карачёв. Не растерялся. И всадил в «юнкерс» пару-другую снарядов. Задымил, загорелся вражеский самолёт, и кувырком в море. Только брызги вверх да вода зашипела.
В том бою было сбито три немецких бомбардировщика и три повреждено. За схваткой наших корабельных зенитчиков с «юнкерсами» внимательно наблюдал командир эсминца «Гремящий» капитан третьего ранга Гурин.
– Спасибо, братцы! Всех представлю к правительственным наградам! – сказал матросам после боя командир.
Так краснофлотец Карачёв за меткую стрельбу и сбитый «юнкерс» был награждён первой своей медалью – медалью «За боевые заслуги».
«Гремящему» приходилось сражаться не только с фашистскими кораблями и самолётами, но и с плохой погодой, бушующим морем. Нередко провести корабль сквозь мощный шторм было труднее, чем победить в сражении с врагом.
Осенью море на севере почти не бывает спокойным. Сильные ветры поднимают огромные, с десятиэтажный дом, волны. Часто налетают метели. Коротким и хмурым становится день. Перед кораблём ничего не видно. Трудно мореплавателю в такую погоду. Если в мирное время можно переждать непогоду, то на войне надо решать боевую задачу в любых условиях.
Однажды, эсминец «Гремящий» вместе с миноносцем «Громкий» сопровождал большое транспортное судно «Марина Раскова» на остров Новая Земля. Оно везло грузы полярникам и новую смену зимовщиков. А в это время уже приближалась зима. Скоро море покроется льдом. Надо скорее дойти до острова. Иначе, полярники зимой не выживут.
Черные тучи низко нависали над морем. Над волнами стелился туман. Кругом кромешная тьма. Даже самые зоркие сигнальщики с трудом различали, шедшее неподалёку, пароход. Огромные волны перехлёстывали через палубы кораблей. Под ураганным ветром изгибались мачты и жалобно скрипели стальные корпуса. И тут случилась беда…
На транспорте «Марина Раскова» сломался руль. Судно стало неуправляемым. Эсминцы взяли пароход на буксир. Но буксировать огромный тяжёлый пароход при ужасной погоде было очень непросто. А ещё надо было постоянно следить за появлением немецких плавающих мин и подводных лодок.
Гвардии матрос Карачёв тоже нёс вахту на верхней палубе. Чтобы волны не смыли его за борт, он привязал себя верёвкой к своему орудию. Егор, захлёбываясь морской водой, окоченев от холода в промокшей одежде, бессменно стоял у зенитной установки 20 часов. Не все могли выдержать столько времени. Потом капитан Гурин говорил другим матросам: –
Учитесь у краснофлотца Карачёва, как нужно выполнять боевую задачу!
Так, стойкость и мужество гвардии матроса Карачёва помогли спасти наши корабли и сотни людей от гибели. Родина наградила русского матроса за беспримерный героизм медалью Нахимова!
Краткая биография героя рассказа
КАРАЁВ ЕГОР ЕВСЕЕВИЧ
Родился в 1922 году в д. Смольники. Призван в ряды Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Дебёсским РВК в августе 1941 года. Гвардии старший матрос. Зенитный комендор 3-го класса гвардейского эскадронного миноносца «Гремящий» (Северный флот). За время службы на корабле Е.Е.Карачёв участвовал в 40 боевых операциях. Сопровождал семнадцать союзных и более 20 отечественных конвоев. Выдержал и отразил 35 налётов немецкой авиации. При этом лично сбил 1 бомбардировщик и 2 повредил. Награждён медалями: «За боевые заслуги», Нахимова, «За оборону Советского Заполярья». После войны и до самой пенсии проработал на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). За выдающиеся успехи в труде награждён орденом Ленина.
(793)