Пролог в поучениях на каждый месяц года. Месяц ОКТЯБРЬ

Месяц Октябрь. 3-й день
Польза от размышления о смерти

(Из слова Иоанна Лествичника о блаженном Исихии Хоривите Безмолвнице)

Вследствие того, что мы живем так, как будто нам и умирать никогда не надобно, и почти никогда не помышляем о смерти, она большею частью застает нас вовсе не готовыми к ней, и тогда ужас наш бывает безграничен. «Как лишиться имения, титула и достоинств? Как явиться на тот свет с нашими грехами? Как дать в них отчет пред Богом?» Так думаем мы, но думаем уже поздно. А сего не было бы, если б мы постоянно думали о смерти. Постоянное размышление о ней удалило бы нас от грехов и вселило ревность к добродетели, а чрез это научило бы встречать смерть не с ужасом, а с радостью.

Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий, вместо всякого поучения, воскликнул: «Простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с сими словами предал дух свой Господу. – И подлинно, братие, не может согрешать! «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши», – учит премудрый сын Сирахов (Сир. 7, 39).

А освободившись по возможности от грехов, само собою понятно, мы встретим смерть с радостью; ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чужой в страну родную. Один благочестивый старец, достигнув глубокой старости, слег, наконец, на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним. Старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся; помолчав немного, опять улыбнулся и через несколько минут тишины улыбнулся в третий раз. «Мы плачем, а ты смеешься», – сказали ему братия. «Да, – отвечал старец, – смеюсь. И в первый раз я засмеялся тому, что все вы боитесь смерти, в другой – потому, что вы не готовы к ней, а в третий – потому, что иду от трудов на покой (Пролог Апр. 30).

Итак, братие, если хотите не бояться смерти, постоянно размышляйте о ней. Как воин, который всегда находится в готовности сразиться с неприятелем, не боится его; так и мы, если готовы будем, не убоимся смерти, но с радостью встретим ее. Аминь.

(182)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *