27-й день . Покаяние не спасет нас, если после оного мы начнем опять прилагать грехи ко грехам
(Слово о наказании Григория Черноризца, о еже не ленитися о своем спасении. Пролог Сент. 27)
Есть довольно людей, которые, покаявшись в своих грехах и получивши прощение в них, после исповеди, однако, опять тотчас же принимаются грешить, опять чернят себя сквернами греховными, думают, что это ничего, и, утешая себя, говорят: «Бог милостив, Бог опять простит». Что, подобные люди хорошо так делают или нет? Мы убеждены, что весьма худо, и к этому убеждению нас приводит следующее слово одного из учителей церковных, черноризца Григория.
Он, между прочим по сему предмету говорит следующее: Братие, отвержемся мирской злобы, не будем снова оплетаться плотскими страстями – объядением, пьянством и блудом, которые растлевают и душу, и тело. Коротка наша жизнь здесь; поэтому позаботимся о душах наших, потешимся о своем спасении; постараемся загладить добрыми делами наши грехи. Не будем поступать так, что ныне покаялись, а завтра за те же, или еще за худшие, чем до исповеди, грехи принялись. Если ты сегодня омыл оскверненное тело твое, а наутро опять сквернишь оное; будет ли тебе польза от твоего омовения? Точно так же не будет пользы и тому, кто сегодня покаялся, а завтра снова принялся за грехи. Да и какая подлинно может быть тебе польза от твоего покаяния, когда ты снова после оправдания возвращаешься ко греху? И может ли быть услышана молитва твоя? И можешь ли ты избежать гнева Господня? Нет, ибо как велика милость Господня, настолько же тяжки и наказания Его. И судит Господь каждого по делам его, и каждый получит воздаяние по делам своим. Блажен человек, который будет в искушении согрешить и не согрешит. Но горе сердцу, которое надвое мыслит, и грешнику, по двум путям ходящему.
Итак, братие, как видите, верно наше убеждение в том, что принимающиеся после исповеди за грехи подлинно делают весьма худо. Ибо, как слышали, по учению св. отца, и покаяние для них бесполезно, и молитва их не принимается Богом, и гнев Божий ожидает их. Да так, конечно, и должно быть непременно. Ибо прилагающие после исповеди грехи ко грехам, во-первых, обнаруживают неблагодарность к Богу, простившему их, во-вторых, недостаток веры в Него и, в-третьх, наконец, развращенность своего сердца. Как бы посмотрел царь на раба, который, был достоин смертной казни, но, быв прощен царем, однако, тотчас же опять принялся бы по-прежнему за злые дела? Понятно, царь усугубил бы гнев свой против него, и злому рабу бесполезно бы было ожидать уже в другой раз прощения. Но так же точно, подобно упомянутому рабу, поступают и грешники, прилагающие после исповеди грехи ко грехам; а потому, конечно, собирают себе гнев в День гнева и праведного суда Божия. Будем же помнить, братие, что есть мера долготерпению Божию, по исполнении которой уже ничто не защитит нас от гнева Небесного. И, помня это, после исповеди будем всеми силами заботиться об исправлении своей жизни, об очищении себя от скверн греховных и о хождении вообще по пути заповедей Божьих. Будем поступать так для того, чтобы явиться в свое время перед лицом Божьим не чадами греха, гнева и проклятия, а чадами святыни, любви и благословения. Аминь.
(448)