Прп. Макарий Егопетский
Сотница третья о добродетелях и о призвании к сынположению
- Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшен смиренномудрием, простотою и благостью, то нет пользы ни от какого делания
- Если утвердишь молитву, правую веру, терпение всех прискорбных случайностей, то всякое прочее добро приобретается посредством их.
- Все добродетели связаны: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
- Человек хотя много трудится и работает, творя какую-либо добродетель, однако Сам Господь тайно в нем действует.
- Добродетель различными образами приправляется так, как бы некоторая пища, требующая себе не только меду, но иногда и перцу, чтобы соделаться ей полезною.
- Елей – плоды правды.
- Оружие воина Христова: пост, девство, чистота, святость, нищета, любовь, мир, бдение, молитва, праведность, Божественное смирение.
- Животные с раздвоенными копытами означают ходящих право в законе.
- Бог требует от нас чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений.
- Целомудренная душа есть дева Господня.
- Когда человек сокровенное свое, то есть душу и помышления, Богу посвящает, тогда Господь удостаивает его Своих таинств во святыне и чистоте великой и в небесную пищу и духовное питие дарует ему Самого Себя.
- Кто желает быть чистым, тому Бог дает криле голубине (Пс. 54, 7) – Святого Духа, и почивает на нем чистота и святыня, ибо Он Бог — Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29).
- После искоренения страстей проси чистое сердце и дух правый, то есть совершенного избавления от злых помыслов и дарования мира Божия в нравственных, естественных и богословских созерцаниях.
- В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей. Если убьешь змея, то будешь чист.
- Сия бо есть чистота сердца, чтобы, увидевши грешников или немощных, сострадать и милосердствовать о них.
- Святость, очищение есть не воздержание только от худых дел, но и состояние чистоты внутреннего человека, чистоты совести.
- На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2).
- Стяжавший смиренномудрие на себя берет вину брата своего, говоря: «Я согрешил».
- Прежде речи – подумай, что сказать.
- Смиренномудрие есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом.
- Смиренномудрие есть покров Божественный, который не дает нам видеть наши исправления. Смиренномудрие есть бездна самоосуждения, неприступная для всех невидимых татей.
- Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже в прошениях своих ко Господу.
- Смиренномудрие свое показывает не тот, кто сам о себе отзывается худо, но тот, кто слыша порицание себе от других, не уменьшает к ним любви своей.
- В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19).
- Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи (Сир. 2, 1).
- Христиане должны сносить внешние оскорбления и внутренние брани, да искушени бывше, терпением укрепятся.
- От терпящих мужественно напасти и искушения посрамляется сатана.
- Различай естественные помыслы от лукавых, ибо душу окружает целый ряд (лес) помыслов.
- Рассуждай, что от лукавого и что добро, будь медлителен и все испытывай.
- Господь, много о любви заповедуя, повелел прежде искать правды Божией, ведая, что она есть мать любви.
- Внутреннее стремление к Богу – дело первой заповеди любви, превыше всего.
- Пребывающий всегда в молитве возжигается горячейшей любовию к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающую душу.
- Аще убо кто Бога любит, то и Сам Бог совокупляет с ним Свою любовь.
- Если плотская любовь разлучает с отцом, с матерью, братьями, то любовь души к Небесному Царю отрешает от всякой любви к миру.
- Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его.
- Иной возлюбил имение, а иной – золото и серебро, иной же — многоученую мирскую мудрость для славы человеческой, иной возлюбил начальство, иной славу, иной любит безвременные сходбища, иной весь день проводит в рассеянии и удовольствии, иной обольщается праздными помыслами, иной учительством, любит одежды, попечения, иной любит сон, или шутки, или сквернословие.
- В единый час Господь удаляет от тебя смерть, лишь бы ты любил Бога.
- Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование исцелений в сравнении с любовью – ничто.
- Люби Бога умом; где ум твой, там и сокровище твое (Мф. 6, 21), то есть Бог твой.
- Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Владыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ.
- Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.
- Любовь по своему качеству есть уподобление Богу, сколько возможно оное смертным; по действительности своей она – упование души, а по отличительному свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
- Кто любит Господа, тот прежде возлюбил брата своего.
- Смерть диаволу и победа над смертью бывает тогда, когда душа оживает, то есть всегда пребывает в любви Божией – памяти Его.
- Новая тварь (2 Кор. 5, 17) – христиане.
- Христиане – род Божий: святяй и освящаемый от Единого вси (Евр. 2, 11).
- В христианстве пища и питие для внутреннего человека есть слово Божие и таинство.
- Христианам дан закон, написанный на скрижалях сердца.
- Как кровию агнца помазывали двери, так верному кровию Христа помазываются пороги сердца в жизнь и избавление, а демону – в плач и смерть.
- Воспитанные на море научаются плавать и, когда подымутся бури волны, не приходят в ужас. Таковы и христиане.
- Кораблю нужен ветер и кормчий, и для верных Христос — Небесный Кормчий – переводит их через темное море лукавых духов.
- Христиане, терпящие скорби, обиды, болезни и брани от лукавых духов с верою, получают славу мучеников.
- Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком.
- Избиение первенцев египетских означает падение некоторой силы свирепой – диавола – в таинствах Христовых.
- Овца овцу врачевать не может, ибо прежние иереи, левиты и учители дарами и жертвами не исцелили умерщвленного разбойника, будучи под сению и образом закона, а Христос истинный Архиерей будущих благ врачует и вводит в Церковь Небесную.
- Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубины берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в Ангельский собор.
- Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие.
- Есть ощущение, есть видение, есть озарение. Озаренные Божиим светом видят образ души: но немногие христиане достигают сего видения.
- Ныне Божии человецы стали выше первого Адама.
- Совершенные знают, какая приходит мысль из собственного сознания, какая от Бога и какая от демона.
- Как кто богат, имеет сокровище, то на это он может приобрести в мире все, что нужно и пожелает, так и обретший сокровище – Духа Святого, Самого Господа Христа, приобретает себе всякую добродетель и небесное богатство.
- Апостол говорит: Имея сокровище сие в скудельных (глиняных) сосудех (2 Кор. 4,7), то есть будучи еще во плоти, сподобились приобрести оное сокровище – священную силу Духа.
- Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17) – новый мех с новым вином, то есть Духом Святым.
- Восход к вершине: простота, послушание, вера, надежда, служение, смирение, кротость, радость, любовь, молитва.
- Совершенство – сыноположение небесное и обретенное царство, и тогда благодать отъемлет покрывало сатаны, и душа видит Бога.
- Бесстрастие есть не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обрезанием сокровенного иудея.
- От смирения – бесстрастие.
- Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстрастия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие.
- Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу.
- Или как еще говорят, что бесстрастие есть воскресение души прежде тела.
- Сподобившийся такого состояния, находясь еще во плоти, во всех словах, делах и помышлениях имеет всегда правителем обитающего в нем Бога. Бесстрастный уже не сам живет, но живет в нем Христос.
- Блаженное бесстрастие от земли на небо восставляет нищий ум, и от гноища страстей воздвигает убогого, а любовь посаждает его со святыми Ангелами, с князи людей Господних (Пс. 112, 7-8).
- Земля обетованная – состояние благодатной жизни в свободе Христовой.
- Три отрока – пленники и рабы – сохранили одну свободу и не поклонились идолу, когда в Вавилоне Навуходоносор собрал все подвластные народы.
- Где есть осуждение (совести), там нет свободы.
- Свобода, возможная человеку, простирается на то, чтобы противиться диаволу, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1).
- Свят тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку.
- Только святые с земли внутренним оком видят небесное.
- Успение святых есть сон.
- Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.
- Упокоение, покой – избавление от зла, греховных страстей и вселение Духа в чистое сердце.
- Дух Господень достойные души упокояет, веселит и всякие им утешения и жизнь вечную дарует.
- Чадо Божие, войди в тот покой, куда предтеча о нас вниде Иисус (Евр. 6, 20).
- Воскресение душ бывает еще на земле, а тел – будет в день Господень. Испытывающие блаженство будут подобны звездам по светлости и величине.
- В месяце ксанфик, то есть апреле, будет день всеобщего воскресения.
- Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле, и сила Духа будет одеянием христиан, и пищей, и питием, радованием, веселием, миром, облачением, вечной жизнью.
- В воскресение тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души.
- Какое сокровище человек собрал в душе своей, то самое откроется в теле его в воскресение.
- Небо и земля мимоидут, а человек призван к сыноположению, и как в видимом мире все женихово принадлежит невесте, так и все Господне вверяется тебе.
- Сам Бог уготован христианам в честь и достояние.
- Бог сподобил людей быть сынами Отца Небесного и братьями Своими.
- Как царский и многоценный бисер могут носить только родившиеся от царского семени, так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам.
- Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12), ибо якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. 15, 49).
- К отраде и уврачеванию тела Бог людям мирским и всем внешним дал земные лекарственные вещества, а пришедший в сыноположение приобретает новую веру, и понятие, и жизнь, и чужд миру.
- Наше бо житие на небесех есть (Флп. 3, 20).
- Не в словеси бо Царство Божие, но в силе (1 Кор. 4, 20).
- Царство Небесное подобно квасу (слово, учение Христово, воспринятое умом), егоже вземши жена (душа) скры в сатех (мерах) трех (тела, души, духа) муки (Мф. 13, 33), собирая в одну закваску веры всю тонкость их помыслов.
- Царствие Божие ощущается веселием, залогом вечной радости душ святых грядущего века, подаваемого Духом.
- Дал еси веселие в сердце моем (Пс. 4, 8), что означает небесное веселие Духа в душах достойных, и это показывает, что Царствие Божие внутрь нас есть (Лк. 17, 21) – залог вечного блаженства во Христе.
- Выше тверди – невидимое светозарное небо, где полки Ангелов, там нерукотворенная скиния, в коей святые Ангелы совершают службы. Нет там ни ночи, ни лукавых духов, ни браней.
Источник: Сборник «Святоотеческие сотницы»
(54)