Преподобный Макарий Египетский
Сотница вторая
об очищении внутреннего человека в молитве, покаянии и трудах деятельной жизни
- Господь хочет, чтобы слово Его было посеяно в сердцах человеческих. Блюди сердце свое (Притч. 4, 23), ибо оно рай, и если есть в нем чистота и любовь, то сколько хранишь слово Божие, столько и охраняется.
- Само сердце малый сосуд, но там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть змеи, пути негладкие и стропотные, там пропасти, но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там сокровища благодати.
- Если не сохранили мы сердца нашего, как отцы наши, употребим труд сохранить по крайней мере тела наши безгрешными. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.
- Терния и волчцы возрастит тебе земля сердца преступного, одичалого и запустевшего (Быт. 3, 18). В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей.
- Тьма, покрывало – огнь мирского духа в сердце, а рай Херувимом заключен для плотских.
- Христос сходит в сердце, как во ад и во гроб, ибо там погребены помыслы и ум, объятые тяжелою тьмою, и, отвалив камень тяжелый, воскрешает мертвую душу, вопиющую к Нему о помощи.
- Сердцу веселящуся, лице цветет, и наружность в теле, как в зеркале каком, показывает светлость души. Таковые забывают о телесной пище, и тела их не знают обыкновенных болезней, ибо корень растения (пищи) питает подземная вода, а душу их – небесный огонь.
- У греха своя особенная природа. Душа носит на себе прекрасный хитон – одежды тела в дебрях мира. Душа имеет образ ангельский и зрак, (вид) подобный внешнему человеку.
- Душа одна сама по себе много дороже целого мира и мирского царства.
- С верою и богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли.
- Человек драгоценнее всех тварей. Об умной человеческой сущности – бессмертной душе сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26).
- Жизнь есть рождение души от Духа.
- Душа, носимая Богом, делается вся оком, в благолепии, и бразды ее упоены благодатию.
- Целомудренная душа есть дева Господня.
- Апостолы – други Жениховы, обручают Христу души, ибо сказано: Обручих вас единому Мужу (2 Кор. 11, 2).
- Как телесных членов много, и все называются одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы осуждения и оправдывающие; но душа одна, и это внутренний человек.
- Душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом, ибо сказано: Тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа (Еф. 5, 32) и в непорочную душу.
- Прекрасная невеста, возлюбленная душа, сотворена по образу Божию, душа и тело – дом Божий.
- Душа именуется храмом, дщерию царевой, царицею.
- Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движение мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души. Душа, когда непрестанно ищет Господа, получает отпущение. И Бог очищает ее от порока и представляет ее как непорочную невесту.
- Тело без души мертво и без Духа душа мертва для Царствия Божия.
- Надо, чтобы тело смирилось пред душою, а душа покорилась уму.
- Душа Адама умерла, когда умные чувства души как бы умертвились лишением небесного и духовного услаждения. Потом, через 930 лет, умер он и телом.
- Души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят.
- Душа да всецело посвятит себя молитве и любви Господней.
- Душа, приявшая Духа, совершает заповеди легко.
- Земледелец сначала землю очищает от терния, а потом вверяет ей семена; так и душа, сначала очищается от скверны духа и принимает плод.
- Когда душа просит ведение, разумение и рассудительность, то Бог дает ей, чтобы она ничего не делала против Владычней воли.
- Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить зло.
- Душа за преступления предается демонам на поругание (духовным зверям).
- Душа получает избавление от жестокой зимы, потемненного неведения и великого ослепления – следствия срамных дел и грехов, когда она возопиет и дастся ей духовный Моисей, и она во время весны произрастит прекрасные леторасли правды.
- Вкушение же агнца и опресноков с горькими травами с препоясанными чреслами и обутыми сапогами с жезлами в руках означает приуготовление души добрыми делами со скорбью и горестью труда покаяния. Когда душа бежит из Египта от власти духовного фараона – диавола, то он преследует душу скорбями, искушениями и невидимыми бранями, но между душою и египетскими духами стоит Господь и проводит через море скорбей. И душа поет новую песнь Богу с тимпаном, то есть телом, и с гуслями, то есть душой, на ее словесных струнах – тончайших помыслах. Когда влагается древо жизни крестное – Христос, в самый горький источник сердца, то душа услаждается, и переменяется горечь в сладость и доброту духа.
- Душа в унынии одержима и неверием, верит сновидениям, не видит внутренней брани, в самомнении и ослеплении находится.
- Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.
- Потому изведи в свободу душу свою, восприими благие помыслы, обогатись со Христом, и по обещанию благого Духа возымеем Духа Бога как бы Женихом своим.
- Всегда должно иметь в совести своей попечение и страх.
- Двоязычен – иначе в словах, а иначе в совести расположен.
- Макарий оставил пятьдесят бесед и семь подвижнических слов, два послания, молитвы на сон грядущим первая и четвертая, утренние – первая, вторая, третья, четвертая.
- Предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме.
- Мы же в молитве и служении слова пребудем (Деян. 6, 4), оставляя служение трапезе, говорили апостолы о высшем делании.
- Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшены смиренномудрием, простотою и благостию, то нет пользы ни от какого делания.
- Молитва непрестанная – самое главное дело из всех дел. Готовым нужно быть к великому подвигу и напряжению и терпеть от зла: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабления, скорби, восстание лукавых духов, упорно воюющих с христианскими душами.
- Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия, как сказано: Дондеже свет имате, веруйте во свет (Ин. 12, 36), приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9, 4).
- С сердечной болезнью, верою проси дара благодати у Бога.
- Должно непрестанно и усердно молиться Богу.
- И Отец ваш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф. 7, 7).
- Если же кто принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь еще молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия для приобретения их, то по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоение и веселие духа, но по нравам он остается таким же, каким был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда и не приуготовил себя сделаться кротким; не имеет любви ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не заботился и не показал усилия, не просил твердой веры и истинного упования на Бога.
- Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благость не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
- Памятью о Боге отгонишь забвение, ведением уничтожишь тьму неведения, ревностью изгонишь безбожное равнодушие (разленение).
- Одни копят себе деньги, а ты копи молитвы и милостыни.
- Святые сидят на позорище и смотрят на обольщения мира, но внутренний их человек беседует с Богом.
- Молитва, совершаемая неспешно с болезненным чувством и скорбию души, с напряженным умом, восходит к небу, как сказано: из глубины (души) воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129, 1).
- Христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благодати.
- Благодать, как закваска, в человеке с юного возраста, и действует в каждом к его пользе.
- Некоторые благодать получают сразу до трудов, другие до смерти терпят, ибо испытывается их воля, и вера, и надежда, и любовь по пределу меры и весу свободного произволения, дабы взыскать плодов добродетели по слову: Сильнии (много приявшие) же сильне истязани будут, а малый достоин есть милости (Прем. 6, 6), ибо раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много (Лк. 12, 47).
- Благодать дается верному только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после испытаний и искушений, когда свободное произволение будет испытано скорбями.
- При терпении в скорбях и многих трудах воцаряется благодать, а до этого в душе пресмыкается дух лукавства, покрывало тьмы, ветхий человек.
- Огнь Божества (ибо Бог наш огнь поядаяй есть – Евр. 12, 29) сожигает сучец во внутреннем оке, делает ум чистым, возвращает естественную прозорливость, чтобы видеть дела Божии, как сказано: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18).
- Как младенца носят на руках куда хотят, так и благодать держит, и носит ум, и возносит на небеса в вечный покой.
- Брачное одеяние – это благодать Святого Духа.
- Когда благодать посетит и вселится в человека, тогда Сам Господь творит в нем Свои собственные заповеди.
- Что от благодати – там радость, мир, любовь, истина.
- Благодать надо подогревать огнем ревностного делания, как жар дровами, дабы не потух огонь.
- И по принятии благодати человеку суровому оставляется его суровость.
- Леность, недеятельность и беспечное произволение лишают благодати.
- Когда благодать отступает от души, душа терпит от диавола тысячи бедствий, отчаяние, расслабление, перестает уповать на Бога.
- Вечером и утром испытывай себя сам, как провел ты время.
- Говорит апостол: Совлекитесь ветхаго человека оскверненного, непокорного Божию закону (Кол. 3, 9).
- В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей. Если убьешь змея, то будешь чист.
- Обращение грешника на покаяние бывает небесным праздником, ибо сказано: Радость будет на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 7).
- Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанною молитвою; 3) терпением постигающих нас скорбей.
- Определение – Сам Господь, а заповеди – путемерие и знаки царского пути в небесный град.
- Когда теряется страх Божий, тогда страх человеческий удерживает от зла.
- Что есть красота человеческая? – Кожа, которая стареет, изменяется, умирает, кости, жилы и зловоние, земля и пепел.
- Гроб и могила для тебя – сердце твое.
- Как сборщики податей сидят в тесных проходах, останавливают проходящих, так и демоны истязывают неочищенные души при исходе.
- Душу грешную при исходе души толпы демонов и темной силы берут в свою область. При святых рабах Божиих пребывают Ангелы и святые духи еще ныне и при исходе душу приемлют в чистый век.
- Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Малое – пища, одежда, здравие и все телесное, земное, то есть о чем Господь увещевал не заботиться, так как все оно мечтательно и тленно, и искать нужно прежде Царствия (Небесного) Божия и правды Его (Мф. 6, 33), то есть многое – дары вечного и нетленного века.
- Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16), – говорит апостол, а если ты любишь человеческую славу, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути.
- Невозможно спастись иначе, как токмо через ближнего – отпустите и отпустится вам, и это есть исполнение закона.
- Душа доблестная присоединяется к Церкви не по тому, что сделала, а по тому, что пожелала, ибо спасает Спаситель.
- Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись.
- Труды для того, чтобы были плоды.
- Собственные врачевства, то есть дела правды без силы Духа, не могут исцелить и очистить человека. Посему просим: открый очи мои (Пс. 118, 18), ибо Бог обетовал дать Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
- Чтобы стяжать залог жизни, нужно крепко уверовать в Бога, отречься зла и суеты, непрестанно пребывать в молитве, принуждать к доброделанию заповедей, даже против воли сердца.
- Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои.
- Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно.
- Вкушать велено вечером – временем средним между светом и тьмой.
- Только обработав землю, нужно сеять и ждать урожая, так и, удручив постом (хлебом, солью, водою) тело и посеяв семена молитвы, можно стяжать плод добродетелей.
- Моисей четыредесять дний и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34, 28), ибо приобщался пищи от Духа душою святою.
- Спание днем указывает на болезнь тела, или на уныние души, или на ее беспечность, или на неопытность.
- Отсечение всего злого – безмолвие.
- Взять крест и следовать за Христом означает готовность благоугождать Богу до смерти, ибо кто имеет желание умереть за Христа, тот не огорчится, неся труды и обиды. В этом и есть любовь, когда с упованием переносим всякую скорбь.
- Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).
- Давид, помазанный в цари, подвергся гонениям и скорбям, а через семь лет стал царем.
- Истине необходимо быть гонимою.
- Скорби и несчастья должны приниматься с радостью.
- Ты, подвергаясь поношению, не только не воздавай поношением, но укроти и того, кто бы стал отмщать за тебя.
- Кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости.
- Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле.
Источник: Сборник «Святоотеческие сотницы»
(94)