Преподобный Иоанн Лествичник
Святоотеческие сотницы
Сотница о добродетелях
- Преподобный Иоанн Лествичник подвизался на горе Синае, столь известной по ветхозаветным сказаниям. Святой Иоанн пришел на Синай 16-ти лет, на 20-м году был пострижен в иноческий образ. В продолжение девятнадцати лет преподобный Иоанн совершал подвиг спасения в послушании своему духовному отцу. После этого он ушел на поприще безмолвия в избранное им пустынное место, где провел сорок лет, пребывая в трудах, молитве и покаянии.
- Преподобный Иоанн соорудил как бы лествицу из 30 ступеней, равночисленных возрасту Господню, имея целью представить путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, и дал верное и надежное руководство в духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении своей души. Ступени лествицы – это перехождение от силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только с постепенностью может быть достигаемо, подобно тому как и Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
- Если обретешь кротость и негневливость, то освободишь ум из плена.
- Негневливость есть ненасытимое желание бесчестия.
- Начало негневливости – молчание уст при смятении сердца, середина – молчание помыслов при кратком смятении души, а конец – незыблемая тишина при дыхании нечистых ветров.
- Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.
- Гнев есть припоминание затаенной ненависти, то есть памятозлобия. Досада есть неприятное движение, гнездящееся в душе.
- Гнев есть желание сделать зло огорчившему.
- Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца, то ничто столько не препятствует пришествию Святого Духа, как гневливость.
- Вспыльчивость есть мгновенное воспламенение сердца.
- Раздражительность есть знак великого возношения, непостоянное движение нрава и неблагопристойность в душе. Раздражительность от самомнения.
- Многие люди раздражительные усердны к бдению, посту и безмолвию, ибо демоны влагают под видом покаяния и плача эту страсть.
- От памятозлобия и ненависти рождается злоречие. В злоречии вини демона, а не человека, ибо никто не хочет грешить против Бога. Дверь к злоречию – многоглаголание.
- Многоглаголание есть седалище тщеславия.
- Многоглаголание рождается или от худого образа жизни, или от беспорядочного нрава, а в подвижниках – от тщеславия, иногда от чревоугодия.
- Порождение многоглаголания и остроглаголания – ложь.
- Первым исчадием многоглаголания бывает уныние.
- Кто познал свои прегрешения, тот сдерживает свой язык.
- Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.
- Благоразумное молчание есть матерь молитвы, хранилище Божественного огня, страх помыслов, училище плача, делатель памяти смерти, неприметное преуспеяние, сокровенное восхождение.
- Ложь есть уничтожение любви, а клятвопреступление – отречение от Бога.
- Уныние есть изнеможение души, расслабление ума, нерадение о подвижничестве, ненависть к данному обету.
- В борьбе с унынием даруется самый большой венец.
- Бес уныния расслаблением и сном уготовляет путь бесу блуда.
- Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
- В пагубу блуда вводит широкий и пространный путь чревоугодия и, как сказано, мнози суть входящии им (Мф. 7, 13).
- Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
- Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты.
- Бог бесстыдство женского пола связал стыдом, ибо, если бы женщина сама предавалась мужчине, то не спаслась бы никакая плоть.
- Возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало, иначе и воздержание кончится стыдом. Мужеством приобретается победа.
- Кушая, вспоминай суд, и смерть, и оцет, и желчь Владыки твоего.
- Употребляй «горькие зелия» – принуждение и труд.
- Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце: если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами. А чрево, иссушеное воздержанием, рождает слезные воды.
- Ум постника молится трезвенно.
- Узкая врата и тесный путь (поста) вводяй в живот (непорочности), и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14).
- Непорочность есть уподобление Богу. И это от безмолвия и послушания.
- Чистота есть вышеестественное отречение от естества и поистине преславное соревнование мертвенного и тленного тела с бестелесными духами.
- Не тот чист, кто сохранил нерастленное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе.
- Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела.
- Кто победил тело, естество, стал выше естества, тот малым чем от Ангел умален (Пс. 8, 6).
- Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.
- Целомудрие есть чистота души и тела.
- Целомудренный не ощущает возмущения во время сна, нечувствителен к различию тел одушевленных и неодушевленных, словесных и бессловесных.
- А теперь, по слову мудрых учителей, скажем о сребролюбии. Корень всех зол есть и именуется сребролюбие, ибо от него – ненависть, татьбы, зависти, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийство.
- Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия.
- Начало сребролюбия – намерение подавать милостыню, а конец его – ненависть к беднякам. Пока не начнет собирать – бывает милостив, а явились деньги – и руки сжал.
- Связанный этой страстью никогда не молится чисто.
- Нестяжательность есть отложение забот, ей чужда печаль.
- Нестяжательный – властелин мира, все заботы вверивший Богу.
- Нестяжательный муж молится чистым умом, а любостяжательный во врем молитвы представляет образы вещества.
- Долгий сон приводит к забывчивости, а бдение очищает память.
- На гумне и при точиле собирают богатства земледельцы, а монахи собирают богатства в вечерних и нощных предстояниях и бдениях.
- Душа горделивая есть раба страха; она боится всякого шороха и даже теней.
- Кто боится одного Владыки, тот не приходит в страх.
- Как сказано выше, боязнь есть порождение тщеславия. Все боязливые тщеславны.
- Тщеславие делает гневливых кроткими пред людьми.
- Кто возносится естественными дарованиями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.
- Иногда демон тщеславия одному брату влагает помыслы, а другому открывает их, и последнего настраивает сказать первому, что у него на сердце, и потом ублажает его как провидца.
- Тщеславие – конь гордыни. Конец тщеславия – начало гордыни.
- Начало нетщеславия – хранение уст и любовь бесчестия.
- Середина – отсечение всех мысленных предначинаний тщеславия, а конец (если только есть конец в бездне) – равнодушное исполнение при многих такого дела, которое вменяется нам в бесчестие.
- Гордыня есть отречение от Бога, демонское изобретение, уничижение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, источник раздражительности, дверь лицемерия, противник Богу, корень хулы.
- Гордыня возводит до небес и низводит до бездны. Она есть крайняя нищета души.
- Отвергающий обличения обнаруживает страсть гордости.
- Стыдно тщеславиться чужими украшениями и крайнее безумие гордиться Божиими дарами.
- Человек горделивый желает начальствовать. Вразумление горделивому – падение, пакостник ему – демон, а признак оставления его Богом – исступление.
- Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели.
- Гордость порождает хульные помыслы.
- Искреннее самоосуждение пред Господом отгоняет гордость и открывает дверь смирению.
- Смиренномудрию содействует плач, противодействует смех.
- Смиренномудрие познается по множеству в себе неизреченного света, по несказанной любви в молитве, не порицанием чужих грехов и отвращением от тщеславия.
- Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязать; и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.
- Признак смирения – радостное перенесение уничижении.
- Святое же смирение и самоуничижение воспевают: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1) и в бездну смирения (тщеславие – конь, гордыня – всадник).
- Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить.
- Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последняя вознесенных поддерживает и не дает им падать.
- Свойства святого смирения таковы: 1) бесчестия принимать с удовольствием; 2) истреблять раздражительность; 3) не доверять своим совершенствам.
- До высшей меры смирения восходят бесстрастные, до средней – мужественные, до первой могут доходить все.
- Смирение есть дверь Царствия, вводящая приближающихся к оному.
- Смирение есть источник рассудительности.
- Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякой вещи.
- Рассудительность в начале есть: 1) в познании самого себя; 2) в отличии доброго от естественного доброго; 3) суждение и о других, что есть темного в них, и в познании во всем воли Божией.
- Демонская брань производится в нас тремя главными способами: или по нерадению, или по гордости, или по зависти демонов.
- Кто не терпит брани и нападения, тот стал другом демонов.
- Говоря о помыслах, уместно будет сказать о безмолвии. Безмолвие тела есть познание и приведение в порядок внутренних движений и чувств, а безмолвие души есть познание помыслов и нерасхищаемая мысль.
- У безмолвника есть отложение помышлений и отречение даже от благовидных забот. Падение безмолвнику – прекращение на время молитвы.
- Молитва есть общение и единение человека с Богом.
- Начало молитвы – приражения, единым словом отражаемые при самом их начатии; середина же – пребывание ума в том одном, что произносится словом и содержится в мысли, а совершенство – восхищение к Богу.
- В молитве прежде всего должно быть благодарение, потом исповедание, душевное сокрушение в глубине чувства и потом уже прошение свое. Такой образ молитвы самый лучший, как открыто Ангелом.
- Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил отпущение, а получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.
- Хотя бы ты прошел лествицу добродетелей, молись об оставлении грехов, слыша, как Павел взывает о грешниках: от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15). Вопий чаще: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 3).
- Люби краткую молитву. Целомудрие и слезы окрыляют молитву. Не оставляй молитвы, пока по Божию смотрению есть огонь и вода (усердие и слезы).
- Поражай врагов именем Иисусовым, благодари Бога.
- Молитву Иисусову не можем мы произносить, если мы злопамятны.
- Тем, которые не приобрели еще истинной сердечной молитвы, помогает утомление в телесной молитве.
- Когда пошел со многими – невозможно тебе будет молиться невещественно. Да будет для тебя умным деланием углубление в произносимые слова или опять какая-нибудь определенная молитва в ожидании начала следующего стиха.
- Самое пребывание в молитве – уже есть успех. В уединении молитва чище, но нападает уныние.
- Хотя не имеешь дара молитвы, но молись и о душе другого, когда он с верой к тебе просит, ибо сильна бывает вера просящего молитвы.
- Кто стяжал Господа, у того в молитве Дух Сам Собою ходатайствует о нем воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26).
- Наставник доброй молитвы – Сам Бог. Он дает молитву молящемуся и благословляет лета праведных (1 Цар. 2, 9). Плод молитвы: Воззвах всем сердцем моим, – говорит псалмопевец (Пс. 118, 145), то есть телом, душою, духом. Ибо идеже собрани два последние (душа, дух), то и Бог посреди них (Мф. 18, 20)
Источник: Сборник «Святоотеческие сотницы»
(58)