Святоотеческие сотницы
Преподобные авва Дорофей и Иоанн Лествичник
Сотница о пути восхождения к духовному совершенству
- Веруй, что ничего не бывает без Промысла Божия.
- Кто смущает ближнего и вредит ему, тот содействует демону и погибели души.
- Желая работать Господеви, уготовь душу твою во искушение (Сир. 2, 1).
- Иов сказал: Не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1) – для испытании в вере.
- Кто совершил дело, угодное Богу, пусть ждет искушения, ибо бывает испытано то, что делалось ради Бога.
- Страсти – те же скорби. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Потому нет ничего полезнее, как призывать имя Божие.
- Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны и исходят от призывания сего имени.
- Если кто приятную пищу долго удерживает во рту, наслаждаясь приятным вкусом, не решаясь проглотить ее, то это уже – гортанобесие (лемаргия), а кто ест много, хотя и любую пищу, наполно чрево, тот чревоугодие совершает (гастримаргия – чревобесие).
- Остывшие уголья могут годами лежать. Так гнев обращается в злопамятство.
- Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает душевное расположение каждого и силу, стремления и дарования, телосложение и способности.
- Избегай многословия, извинись делами.
- Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге.
- Ложь чужда Богу. Она от лукавого, который ложь есть и отец лжи (Ин. 8, 44). Бог же есть путь и истина и живот (Ин. 14, 6). Человек лжет в мысли при неправом мнении, при подозрении. От сего: любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждения.
- Ложь словом бывает от сластолюбия, либо от сребролюбия, либо от славолюбия. Ложь жизнью – кто, будучи блудником, притворяется воздержным.
- Кто ненавидит бесчестие – ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости.
- Нужно соединять смирение с трудом. Смирение с уничижением заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не очень скоро.
- Есть два смирения. Первое смирение – почитать себя ниже всех, второе – оно есть совершенное смирение святых – приписывать Богу свои подвиги.
- Молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» – должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал кого-нибудь оскорбить его. Потому, когда смиряют тебя извне, смири внутреннего себя.
- До трех раз отказывайся, говори – прости, когда просят тебя помолиться за брата.
- Молящийся за врага будет не злопамятен. «Боже, помоги брату моему и мне ради молитв его».
- Прежде, чем сделать или сказать, испытай с волей Божией и, помолившись, скажи или сделай.
- Воля наша есть медная стена между человеком и Богом, а если самооправдание помогает злой воле, то человек развращается.
- Когда душа выйдет из тела, она останется одна со страстями своими и мучается ими, терзается и не может вспомнить Бога. Обличение совести, воспоминание о сделанном томит во сне. Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы: и слова, и дела, и помышления, и ничего из этого не могут забыть тогда.
- Душа ведь дороже всего мира, и ее вверяем Богу и духовным отцам.
- Приступающие к сему подвигу, чтобы положить доброе основание, должны всего отречься, всем пренебречь, всему посмеяться, все отвергнуть.
- Кто удалился от мира из любви к Богу, тот в самом начале приобрел уже огнь, и как огнь, брошенный на дрова, вскоре сильнейший воспламенит пожар.
- Когда для Господа, оставив свой дом и домашних, из любви к Богу предадимся странничеству, тогда бесы покушаются возмущать нас сновидениями.
- Сновидение есть движение ума при неподвижности тела.
- Кто верит снам, тот вовсе неискусен, а кто не верит никакому сну, тот – любомудрый.
- Демон тщеславия пророчествует во время сна, по хитрости своей предугадывает будущее и предвещая оное нам, чтобы по исполнении видений пришли мы в удивление и вознеслись помыслом, как близкие уже к дарованию предвидения.
- Для тех, кто верит демону, он для них – пророк. Но будущего демоны не знают.
- Странническая жизнь предшествует послушанию. Подвиг послушания прилагается или к телу, или к воле.
- В обители было так: если спорящие не примиряются до захода солнца, изгоняли их из обители. Исидор градоправитель семь лет стоял у ворот обители, преклонял колена пред каждым и получил спасение.
- От послушания – смирение, от смирения – бесстрастие и рассудительность, от рассудительности – проницательность, а от последней – прозорливость.
- Некоторые носили дощечки и записывали в них помыслы, и это по заповеди настоятеля.
- Но должно иметь и кормчего доброго: врача, а не больного, хранить нужно добрые дела в памяти о духовном отце.
- Бог вложил в человека нечто Божественное – совесть, как бы помысел подобно искре, и свет, и теплоту, которая просвещает ум и показывает, что доброе и что злое.
- Открывали и воздвигали совесть пророки, закон написанный – Сам Владыка Христос Бог.
- Если не слушаемся совести, то наш светильник, сияющий за завесою (воли греховной), показывает вещи уже темнее и темнее, и как в помутневшей воде от многого ила мы не узнаем в ней лица своего, ибо соодоле Ефрем соперника – совесть – своего, попра суд – справедливость (Ос. 5, 11).
- Буди увещаваяся с соперником (совестью) твоим скоро, дондеже еси на пути (мир сей, по Василию Великому) с ним (Мф. 5, 25).
- Хранить нужно совесть к Богу, людям и вещам.
- Утром испытывай себя, как провел ночь, и вечером также, как провел день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя.
- Совесть не обличает нас не только тогда, когда она чиста, но и когда подавлена злом.
- Сознание есть порождение совести, а совесть есть слово и обличение нашего Хранителя, данного нам при крещении.
- Покаяние есть возвращение крещения, обещание Богу нового жития, примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных грехопадениям.
- Покаяние есть очищение совести.
- До падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении – неумолимым.
- Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела.
- Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаивающийся сам себя губит. Кто отчаивается – тот самоубийца.
- Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей и еще больших.
- Скрывающий свои помыслы бывает не исцелен и исправляется только частым вопрошанием отцов духовных.
- Бога бойся и заповеди Его храни (Еккл. 12, 13).
- Начало премудрости – страх Господень (Пс. 110, 10).
- Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если каждый вечер испытывает себя, как он провел день, не будет дерзок и будет в общении с человеком, боящимся Бога.
- Авва Агафон сказал, что «нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей» и отгоняет страх Божий от души, ибо страхом же Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27).
- Памятование смерти есть ежедневная смерть. Боязнь смерти – от преслушания Адамова, а трепет смертный есть признак не очищенных покаянием грехопадений.
- Как хлеб необходимее всякой другой пищи, так мысль о смерти нужнее всякого другого делания.
- Поминай последняя твоя, и вовеки не согрешиши (Сир. 7, 39).
- Плачу же и пролитию слез предшествует памятование смерти.
- Слезы от страха ходатайствуют, а слезы святой любви показывают нам, что моление наше принято.
- Слезы – порождение мыслей, а мысли рождает рассудок и ум.
- Людей легкомысленных слезы нередко доводят до превозношения, потому и не даются им.
- Плачущие о грехах не имеют боязни.
- При совершенстве, когда и о чем плакать – от Бога. У Адама до преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда упразднится уже грех.
- С плачем проси Бога освобождения от страстей.
- Разумно молчащий думает, что он не достоин говорить.
- Чрез сокрушение сердечное человек делается послушным заповедям, освобождается от зла, приобретает добродетели и потом восходит в покой свой.
- Сокрушение сердца – не допускать увлекаться неполезными помышлениями.
- Если сердце твое день и ночь с болезнью не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть.
- А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4), говорится о помышлениях века сего, то есть о строении, имуществе, родителях, детях и всяком даянии и получении.
- Душа желает смерти оттого, что избегает скорби и не знает, что грядущая скорбь гораздо тяжелее здешней.
- Не переносить бесчестия – дело неверия.
- Иисус сделался Человеком и перенес бесчестия, а разве ты больше Иисуса?
- Бог всеял в человека добродетели, как и сказал: Сотворим человека по образу Нашему (дал душу бессмертную и свободную) и по подобию (Быт 1, 26). Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш (Небесный) милосерд есть (Лк. 6, 36). Святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1, 16).
- Кто хочет приобрести добродетели, не должен быть нерадивым и рассеянным. От лености нет покоя. «Дай кровь и приими дух», то есть подвизайся – и получишь навык в добродетели.
- Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15), ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель. Обижал – поступай по правде, гневался – будь кротким, гордился – смирись. Ненависть —любовь, малодушие – терпение, сребролюбие – милосердие.
- Нужно наше старание, помощь Божия и дела любви к ближнему.
- Сказал авва Пимен, что бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему суть три главные добродетели.
- Кротость – одинаковость в чести и бесчестии и моление за обижающего.
- Кротость – предтеча смиренномудрия, как заря утренняя солнцу, матерь любви, основание рассудительности.
- Кротость своими узами связывает раздражительность.
- Возношение низложило нас, невозможно иначе получить помилование, как через противоположное, то есть смиренномудрие.
- Но прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: «прости», ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника.
- Не презирать даяния ближнего (милость, услуга) есть дело смиренномудрия.
- Смиренномудрый не должен стараться высказать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне».
- Авва Иоанн – ученик аввы Варсонофия из обители аввы Серида – говорил, что смиренномудрие рождается через сохранение совести к ближнему.
- Грехи твои милостынями искупи (Дан. 4, 24).
- Сын исполняет волю отца не из страха и не потому, что хочет получить от него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Так и мы должны подавать милостыню.
- Оказывай милость дарами, служением ближнему, утешением, терпением гнева ближнего, прощением обид.
- Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.
- При демонских помыслах долготерпи, поэтому молись и уповай на Бога.
- Хранить нужно мир и не спорить, ибо всякое дело есть одна восьмая часть искомого, а хранение устроения душевного, если и не исполнится дело, есть семь восьмых.
- Любовь по Богу есть переход от зла.
- От ближнего зависит жизнь и смерть. Сколько люди приближаются в любви друг с другом, столько приближаются к Богу.
- Если мы хотим совершенно измениться и освободиться (от мира), то научимся отсекать хотения наши, и мало-помалу, с помощью Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия.
- Противоречить демонам же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются демоны; если же кто из несильных будет противоречить, демоны ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит.
- Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть.
- Многие из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие потому, что имел власть.
- В словах: Се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мф. 19, 27) – отречение совершенных от имений, вещей и даже помыслов, воли, пожеланий.
- Мы встречаем Владыку нашего Христа с пальмовыми ветвями, как Победителя, ибо Он победил врага за нас, и с масличными ветвями, прося от Него милости, умоляя, чтобы, как Он победил нас, так и мы победили чрез Него, да явимся носящими (знамения) победы Его.
Источник: Сборник. «Святоотеческие сотницы»
(139)