Светлое Христово Воскресение. Пасхальная ночь в храме

Христос воскресе! Воистину воскресе! 

Светлое Христово Воскресение в этом году православные отмечают 8 апреля.

Пасха Христова — самый древний и самый главный праздник богослужебного календаря. По традиции сорок дней православный народ будет приветствовать друг друга Пасхальными словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Любимый батюшка преподобный Серафим Саровский, преисполненный любви Божией, круглый год всех так приветствовал.

В Пасхальную ночь в храме Святой Троицы села Дебесы прошло праздничное богослужение. Возглавил службу настоятель храма протоиерей Георгий Кириллов.

Храм, свечи, Пасхальные песнопения, — все настраивает душу на принятие Торжества прославления Воскресшего Христа. Спаситель говорит: «Царствие Божие внутри вас есть»(Лк. 17:20-21), потому и прославление Господа — это не только внешнее присутствие человека в храме, но прежде, внутреннее приготовление и молитвенное участие в богослужении.

Человеку православному и не православному, начинающему изучать Православие и наделенному опытом священнослужителю всегда представляет большой интерес, как же славит Христа Церковь. Это необычайно красивая и запоминающаяся служба. Давайте и мы совершим небольшое путешествие в храм, где славят воскресшего по смерти Христа.

Ослепительный блеск Пасхальной утренней начинается уже во время Литургии Великой Субботы. Святое Евангелие от Матфея (Мф. 28, 1-20) повествует о том, что увидели жены мироносицы, пришедшие на гроб Спасителя.

Евангелие от Матфея

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Мф. 28, 1-20 1

В это время весь храм облачается в белое, начинают славить Христа.

Вечером по обычаю служат Пасхальную полунощницу и чин погребения Святой Плащаницы. В храме звучит канон на погребение «Волною морскою».

Спокойно и мощно катятся волны Великой Субботы в Пасху Воскресения Христова. Это те самые волны, которые древле покрыли гонителя мучителя, а теперь покрывают все зло, смерть и ад. Катятся волны, чтобы принести верных к порогу двери райской. Пасха, двери райские нам отверзающая… Солнце Пасхи близится к своему вечному, незаходимому полдню, который ныне воочию узрят все любящие Христа.

Во время пения полунощницы Святая Плащаница уносится в алтарь, полагается там на престоле и остается до праздника Вознесения — в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Светлый праздник начинается со звона, облагоухания всей Церкви фимиамом и зажигания свечей. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. И начинается крестный ход как бы навстречу грядущему в Небесный Сион — Горний Иерусалим Победителю смерти.

Во время крестного хода поется стихира Пасхи: «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити».

И вот она Пасхальная радость — впервые звучит тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав«. /Христос воскрес из мертвых, своей смертью уничтожил смерть и всем ныне умершим жизнь даровал.  Смысл  этого тропаря в том, что Крестом Христовым нам открыты врата Жизни Вечной.

Далее православные следуют в храм, где звучит Пасхальный канон  святого Иоанна Дамаскина — важнейший момент пасхальной утрени, сосредотачивающий в себе всю радость ее, изъясняющий смысл ее.

Церковнославянский Подстрочник
Воскресения день, / просветимся, людие. / Пасха, Господня Пасха: / от смерти бо к жизни, / и от земли к небеси, / Христос Бог нас преведе, / победную поющия. Воскресения день, просветимся, люди: Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небу Христос Бог нас перевел, победную песнь воспевающих.
Очистим чувствия, и узрим / неприступным светом / Воскресения, Христа / блистающася, / и радуйтеся, рекуща, / ясно да услышим, / победную поюще. Очистим чувства и увидим, как неприступным светом Воскресения Христос блистает и как «Радуйтесь!» говорит – ясно услышим мы, победную песнь воспевающие.
Небеса убо достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует же мир, / видимый же весь и невидимый: / Христос бо воста, / веселие вечное. Небеса по достоинству пусть возвеселятся, а земля возрадуется, пусть же празднует мир, и видимый весь, и невидимый, ибо Христос восстал, веселье вечное 2.

В стихирах Пасхи, следующих за Пасхальным каноном, есть такие слова: «Пасха красная. Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам воссия. Пасха, радостию друг друга обимем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь (сегодня) яко от чертога воссияв Христос, жены радости исполни (исполнил радостью жен), глаголя: проповедите Апостолом».

и далее: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем. Рцем (скажем) братие! И ненавидящим нас простим вся (все) Воскресением, и тако возопим, Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Здесь открывается сущность жизни будущего века: Любовь. И тем, кто не может простить друг другу всего в радости Воскресения, остается одно: исчезнуть, как дым. На пире Любви нет места ненависти. Любовь все покрывает (1 Кор. 13,7). Ныне Церковь еще на земле дает образ райского блаженства, свято увлекая любовью к тому бытию, где Бог будет всяческая всех и услаждению не будет конца.

Всеобъемлющий, всепрощающий, вселюбящий и вселенский характер Пасхи Христовой запечатлевает читаемое «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения», автором которого является святитель Иоанн Златоуст.

Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения

Иоанн Златоуст

«Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто — раб благоразумный, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто истомил себя постом, пусть получит ныне динарий. Кто от первого часа работал, пусть сегодня примет справедливую плату Кто пришел после третьего часа, пусть начнет с благодарностью праздновать. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается, ибо он ничего не теряет. Кто опоздал и к девятому часу, пусть приступит без всякого колебания. Если кто пришел только в одиннадцатом, пусть не побоится, что промедлил, ибо Владыка, будучи щедр, принимает последнего так же, как и первого. Дает приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и работающему с первого. И последнего милует, и о первом печется, и тому дает, и этого одаряет, и дела принимает, и намерения приветствует, и действие ценит, и желание хвалит. Посему войдите все в радость Господа своего — и первые и вторые, насладитесь наградой. Богатые и бедные, ликуйте вместе. Во здержные и ленивые, почтите этот день. Постившиеся и непостив-шиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Телец велик, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя: Тот, Которого она держала в своей власти, ее угасил. Восторжествовал над адом Сошедший в ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. И, прозрев это, Исаия воскликнул: «Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней. Горько пришлось, потому что он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо умерщвлен; горько, ибо разрушен; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело и (внезапно) натолкнулся на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел, и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Хр истос — и ты повержен. Воскрес Христос — и пали демоны. Воскрес Христос — и радуются ангелы. Воскрес Христос — и наступила жизнь. Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гроб. Ибо Христос, восстав из мертвых, стал (воскресшим) первенцем из усопших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

 

В день Святой Пасхи совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Душу Пасхальной утрени выражает Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина. Сущность пасхальной Литургии — это ее Евангелие: зачало 1 (Ин, 1,1-17). В читаемом Евангелии два богословских центра: ст. 1-4 (В начале — было Слово — λογοζ, и Слово было у Бога, и Слово было Бог) и ст. 14 (И слово стало плотию).

Вечное Слово в силу Своего всемогущества и вечности соделало и плоть Свою, принятую от смертных, плотью вечной. Воскресшая плоть — это плоть вечная, плоть для бытия в вечности.

Вечное Слово Божие затем и воплотилось, чтобы соделать земное, плотяное вечным, небесным; другими словами, Оно воплотилось для того, чтобы воскреснуть и воскресить. Воскресение — выражение вечности Сына Божия и Славы Его в образе плоти. Воскресшая плоть — образ вечности Воплотившегося.

«Нетленный Сын создал Своего человека, с тем, чтоб Он приобрел новую славу и, изменив в Себе земное в последние дни, как Бог шествовал отсюда к Богу» (святитель Григорий Богослов).

Пасхальное евангельское чтение есть, таким образом, повесть о вечности Творца и о новом творении, чтение первой главы новой книги нового бытия 3.

Пасхальная Литургия заканчивается освящением Артоса (хлеба, освященного на Пасхальной неделе), пасхальных яиц и куличей.

По окончании богослужения Отец Георгий прочитал Пасхальные приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и правящего архиерея Высокопреосвященного Виктора, епископа Глазовского и Игринского, тепло поздравил прихожан светлым приветствием: «Христос воскресе!».

Вот и совершилось наше небольшое путешествие по храму, в котором славят воскресшего Христа. Осталось много фотографий. Среди них есть необычные. Надеемся, что дорогой читатель, оставит свои комментарии.

Христос воскресе!

Христос воскресе!

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Источники:

 https://days.pravoslavie.ru/name/6754.html

2 https://foma.ru/pashalnyiy-kanon-perevod-obyasnenie.html

3 http://paskha.gatchina3000.ru/pasha-netleniya-2.htm

(106)

2 Comments

  1. Людмила

    Христос Воскресе!!!
    В светлый праздник Пасхи желаю всем мира, добра, благополучия вашим семьям! Пусть вас сопровождает всюду Божье благословение, здоровья вам и вашим родным, духовного роста!

    Повсюду благовест гудит,
    Из всех церквей народ валит.
    Заря глядит уже с небес…
    Христос воскрес! Христос воскрес!

    С полей уж снят покров снегов,
    И реки рвутся из оков,
    И зеленеет ближний лес…
    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Вот просыпается земля,
    И одеваются поля,
    Весна идет, полна чудес!
    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Стихотворение Аполлона Майкова.

    • Мы все поздравляем Вас, Людмила, Вашу семью в этим главным праздником всех православных.
      Светлое Христово воскресенье,
      Колокольный звон летит с небес,
      И во славу Бога — песнопенье,
      Ликование — «Христос воскрес!!!»
      Мира, добра, любви, радости Вам и Вашей семье о воскресшем Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Да хранит Вас и Вашу семью милость Божия! Спасения Вам всем душевного и телесного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *