По милости Божией довелось вновь побывать на малой родине — в Удмуртии.1
Об авторе. Людмила Геннадьевна Муслимова (в девичестве Чиркова) родилась в селе Дебёсы Удмуртской Республики. Вышла замуж и уехала в Дагестан. Живет в Махачкале. Наша давняя читательница и автор нескольких публикаций в «Благовесте».
… Дороги, протянувшиеся вдоль смешанных лесов, а кое-где и непроходимые лесные чащи с колким ельником, малинником. Луга с их красивыми полевыми цветами. Двадцать-тридцать лет назад колосившиеся рожью и пшеницей поля, сейчас, давно непаханые и незасеянные, превратившиеся в луга с густой некошеной травой. Пригорки с душистой земляникой и лесной клубникой, разнообразием грибов и множеством родников.
И это всё — наша Удмуртия. Исток полноводной, судоходной реки Камы также начинается с маленького родника на севере Удмуртии.
Село на стыке двух дорог
В 1783 году указом Императрицы Екатерины II была учреждена новая дорога, Северная ветка Сибирского тракта — Петербуржско-Вологодско-Вятская, она соединила напрямую Санкт-Петербург с Сибирью. Село Дебёсы находится на стыке двух дорог: в 1797 году в Дебёсах соединились обе главные дороги, ведущие в Сибирь, — Северная ветка и Южная ветка Сибирского тракта Московско-Казанская. Дальше в Сибирь вела одна «государева дорога». Двести с лишним лет прошло с того времени, когда вдоль Сибирского тракта были посажены березы. И даже сейчас кое-где встречаются «екатерининские» березы, которые помнят двухсотлетнюю историю Сибирского тракта. Через Дебёсы проходили десятки тысяч безвестных людей, и среди них многие знаменитости. В 1848 году поневоле проезжал через село каторжанин Фёдор Михайлович Достоевский.
В начале 1741 года на территорию современной Удмуртии прибыл иеромонах Вениамин (Пуцек-Григорович), впоследствии Митрополит. Он участвовал в крещении удмуртов, устраивал церковно-приходскую жизнь. К концу 1741 года в удмуртских селах и деревнях иеромонах Вениамин окрестил 171 человека. Так начиналось принятие Христианства среди удмуртов. Уже в марте 1742 года новокрещеные удмурты ходатайствовали о постройке деревянной часовни в деревне Дебёсы. В 1746 году был основан Дебёсский приход.
Митрополит Вениамин совершил равноапостольный подвиг в центре России, где вплоть до середины XVIII века удмурты оставались в язычестве, не имели письменности и не знали Христа Спасителя. «Создатель удмуртской письменности — и Кирилл, и Мефодий в одном лице», — так говорится в книге Г.Д. Фроловой «Просветители удмуртского народа» о Митрополите Вениамине.
В 1749 году в селе Дебёсы началось строительство деревянной церкви, строили до 1754 года, церковь освятили в честь Святителя Николая Чудотворца. Недолго радовались прихожане построенной церкви, через два года она сгорела. В 1758 году на том же месте начали строительство другой церкви. Строительство было завершено в 1767 году. А в 1808 году Епархиальное начальство предписало Дебёсскому духовенству «озаботиться постройкой каменной церкви». Строительство церкви закончили в 1846 году. Главный престол освятили в честь Святой Троицы. В те времена Свято-Троицкая церковь в селе Дебёсы была одной из лучших в северной Удмуртии.
Император Александр I, возвращаясь 3 октября 1824 года по Сибирскому тракту из Екатеринбурга в Санкт-Петербург после путешествия по губерниям европейской части Российской империи, останавливался на ночлег в селе Дебёсы. В доме священника Стефана Шубина принимали высокого гостя. А на следующий день Император Александр I побывал на службе в Свято-Троицкой церкви.
В богоборческое время, в Пасхальный день 1962 года белокаменную, устремившуюся ввысь Свято-Троицкую церковь начали разрушать. Все захоронения священников во дворе церкви были осквернены. Очевидцы рассказывали, что по селу развозили останки погребенных во дворе церкви церковнослужителей. Где захоронены их останки, никому не известно.
9 октября 1999 года через наше село прошел Крестный ход в Москву, на празднование 2000-летия Рождества Христова. В тот же день был установлен Поклонный крест на месте разрушенной в 1962 году Троицкой церкви. В каждый свой приезд мы прикладываемся ко Кресту, проходя, осеняем себя крестным знамением. Но, к сожалению, многие жители смотрят на нас с недоумением и непониманием.
Весной 2006 года по воле Божьей я приезжала в родное село. Попросила своего племянника Владимира сфотографировать Поклонный крест. И он, не зная, какой праздник отмечали Православные в этот день, 12 марта 2006 года, сфотографировал Крест. А это был день празднования Торжества Православия. Приехав в Махачкалу, всмотревшись в фотографию, увидела на фоне деревьев разрушенную церковь. Что это? Мое воображение или чудо?
На месте разрушенной церкви сейчас построены здание администрации и дом культуры. Уже несколько лет перед Поклонным крестом в пяти-семи метрах стоит крепко сколоченная сцена для проведения районных праздников, концертов и увеселительных мероприятий…
Три года назад, 10 октября 2010 года, ровно через одиннадцать лет со дня, когда был установлен Поклонный крест на месте разрушенной церкви, Митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем в селе Дебёсы совершено Великое освящение новопостроенной церкви. Вновь поднялась ввысь золотыми куполами белокаменная Свято-Троицкая церковь.
Вера Христова, принесенная Митрополитом Вениамином удмуртскому народу, пусть воссияет в наших сердцах!
Большая Чепца
… В двадцати километрах от Дебёс, в сторону Перми, на берегу реки Чепцы находится деревня Большая Чепца. Это последняя деревня на границе Удмуртии. В деревне сохранилась старая деревянная Сретенская церковь.
Ежегодно через Дебёсы и Большую Чепцу проходит покаянный Крестный ход в Екатеринбург, к месту гибели Царской Семьи. Крестный ход начинается с молебна у Царского Креста на Поклонной горе в Петербурге и проходит по Удмуртии, начиная с границы Кировской области до границы Пермского края. И в этом году крестоходцев по русскому обычаю хлебом-солью встретили на Дебёсской земле. А на следующий день многие прихожане Свято-Троицкого и Сретенского храмов вместе с настоятелем отцом Георгием Кирилловым провожали крестоходцев до границы Пермского края…
Из архива Сретенской церкви села Большая Чепца. «По постановлению епархиального начальства от 24 июня/6 июля 1894 года прихожанами была куплена и перевезена старая деревянная церковь с колокольней из села Зура. Церковь заложена 20 мая 1895 года, построена с одним престолом и освящена 12 февраля 1899 года в честь Сретения Господня. Во дворе церкви было еще несколько строений: три дома для священников, псаломщика и просвирницы с надворными постройками, амбар для жита и усыпальница при церкви. В 1941 году Богослужения приостановлены. После закрытия церкви здание использовалось как зернохранилище и как склад горюче-смазочных материалов. В 1996 году, после 55-летнего перерыва, в храме вновь состоялось Богослужение. В сентябре 1998 года Сретенский храм официально возродился».
В прошлом году отец Георгий освятил в селе Большая Чепца источник Пророка Божия Илии. Мы собрались съездить на святой источник. Вышли из дома, смотрим — надвигается черная туча, подул сильный ветер, началась гроза. Подождали с полчаса, пока дождь пройдет, и — поехали.
Совсем рядом, за вторым поворотом от Сретенской церкви освящен источник Пророка Божия Илии. Подъехать поближе к источнику мы не смогли. По тропинке подошли к источнику.
Все шли с каким-то ожиданием чуда. Мои родственники ходят в церковь редко, по большим праздникам, а на источник они приехали с радостью и большим интересом. Были потрясены простотой и ухоженностью святого источника. Тишина. Воздух свежий, чистый. Вода в источнике ледяная. Троекратно осенив себя крестным знамением, мы окунулись в источнике и сразу же почувствовали теплоту по всему телу. Благодать!
С какой любовью и заботой о нас, Православных, построена купальня и облагорожен святой источник. Рядом с купальней можно набрать водички, попить, посидеть на скамейке, помолиться. Там же висят иконы Божией Матери и Пророка Божия Илии с молитвой. Тропинка к источнику уже протоптана. Но, видимо, не многие жители близлежащих деревень знают, что здесь освящён святой источник. И мои родственники даже были приятно удивлены, когда узнали, что в районе есть святой источник Пророка Илии.
Приезжайте на святой источник, и каждый получит облегчение и милость Божию по своим молитвам. Душа отдыхает на этом месте.
Поездка в Перевозное
В начале прошлого века в селе Перевозное Воткинского района была построена Вознесенская церковь. В 1994 году при Вознесенском храме возрождается монашеская жизнь. Верующие со всей Удмуртии ездят в Свято-Успенский женский монастырь. Кто-то едет полечить свою душу, а кто-то — просто посмотреть монашескую жизнь. Но всё это не случайно, все едут по зову Божиему.
С Божией помощью и мы съездили в Свято-Успенский женский монастырь. В храм Вознесения пришли как раз к началу молебна. После молебна приложились к святыням монастыря, здесь находятся чудотворные «Старые иконы». Время обретения «Старых икон» неизвестно.
По преданию, один пермский купец заказал скульптурное изображение Голгофы с распятым Христом. С правой стороны стоит скорбящая Матерь Божия, а с левой — Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Спасителя. По неизвестным причинам заказ купцу не понравился. Мастеру ничего не оставалось, как обтянуть скульптурное изображение материей и пустить по Каме, надеясь, что по воле Божией эти иконы найдут свое место.
Вот что рассказывают о том, как произошло обретение «Старых икон»: «… Паздеринские рыбаки занимались своим обычным делом — ночной ловлей рыбы. Улов ожидался богатый, рыбаки увлеченно работали. Лодки то и дело подплывали к берегу залива, выгружались и отчаливали на реку. В это время Промыслом Божиим доплыли иконы до села. Обтянутые в материю, в ночной темной воде, казалось, плыли сплавляемые в этих местах бревна. Рыбаки их отталкивали от лодок, чтобы не мешали улову. А они вновь и вновь, как гласит молва, «против водички» подплывали к ним. Так продолжалось несколько дней. Однажды в полночь возвращавшиеся с уловом рыбаки услышали плач со стороны реки. Они оглянулись назад и увидели, что от «бревен» исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. По селу мгновенно разнеслось известие о необычном явлении. Народ сбежался к пристани. Позвали и священника. «Бревна» были извлечены из воды, с них сняли материю. Это оказались деревянные иконы, они были совершенно сухие, а от ликов исходило сияние. «Иконы живые!» Так и прозвали иконы — «Живые», а позднее — «Старые иконушки», за давность их появления в селе. С пением молитв перенесли иконы в ближайшую часовню. А праздник Преполовения, отмечавшийся в этот день, окрестило народное меткое слово в «Приплавушки». И стал он особо чтимым местным праздником. Широко распространилась весть о чудесном явлении икон. И началось паломничество к ним».
Много исцелений и чудес происходит по молитвам перед чудотворными «Старыми иконами».
Зимой 1952 года часовню в Паздерах снесли, но, к счастью, иконы уцелели и были перевезены в Вознесенский храм села Перевозное.
… В Перевозном есть два святых источника — Тихвинской иконы Божией Матери и во имя преподобных Андроника и жены его Афанасии, которые жили в V веке.
Мы тоже собрались сходить на святой источник. Оказалось, что источник находится в полутора километрах от монастыря. Начался дождь, поднявшийся сильный ветер не оставлял нам никакой надежды попасть на источник. Автобус отъезжает от монастыря в обед.
Но я верила, что если Господь привел нас в это святое место, то мы не можем уехать, пока не сходим на источник. Моя знакомая, Надежда, уже спешит, ей надо возвращаться домой. Она приехала с нами только для того, чтобы посмотреть на монастырь, всё для нее здесь новое, неизвестное. Дай, Господи, чтобы после нашей паломнической поездки проснулась в ее душе любовь и вера Богу.
Смотрю — выходит из церкви группа паломников, подхожу к ним и спрашиваю:
— Сестры, не на источник ли вы собрались?
— Да, на источник.
— А можно мы с вами поедем? Мы оплатим проезд.
— Да, да, можно. Поезжайте так, во славу Божию.
Слава Тебе, Господи! Как быстро Ты нас услышал! Надежда только покачала головой такому повороту событий, она уже и не надеялась, что за один час до отправления автобуса мы сможем съездить на источник.Мы выезжаем из села и едем по грунтовой дороге на источник святых преподобных Андроника и Афанасии.
Автобус то и дело заносит в разные стороны. Водитель не смог подъехать к самому источнику, и со всей группой паломников мы пошли пешочком.
Пока мы ехали на источник, дождь прекратился. Подошли к источнику с молитвой, просили помощи Божией и предстательства святых Андроника и Афанасии. Экскурсовод всех предупредила, что времени мало и мы должны за пятнадцать минут успеть окунуться в источник и набрать водички.
С молитвой и троекратно наложив на себя крестное знамение, мы погружаемся в ледяную воду. Многие паломники тоже окунулись в источнике.
В Свято-Успенском монастыре мы были недолго. Но, если будет на то воля Божия, хотелось бы еще раз приехать в это святое место, помолиться и потрудиться во славу Божию.
ИСТОЧНИК: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_20954
(230)