Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу.Однажды, когда он, проникнутый этим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что он слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из кельи к притвору церковному: «Там, — говорил голос, — найдешь ты человека, которого ищешь». Вышел учитель и нашел у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком виде. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие:
—Добрый день тебе, старец!
А старец отвечал:
— Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым.
Учитель остановился и, как бы исправляя свое первое приветствие, промолвил:
— Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастье.
А старец отвечал:
— Я несчастливым никогда не бывал.
Удивился учитель и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил:
— Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен.
—А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал, — сказал старец.
Тогда учитель сказал:
—Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь.
— Я ни в чем не нуждаюсь и имею все, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия.
— Да спасет же тебя Бог, — сказал учитель, — если ты презираешь мирские блага. Однако скажи мне, неужели ты один счастливец между людьми? Стало быть, несправедливы слова Иова: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (Иов. 14, 1) и жизнь его наполнена бедами; не понимаю, как один ты умел избежать несчастий?
—Точно так, как я сказал тебе, — возразил старец. — Когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня, я ответил, что никогда несчастливым и злополучным не бывал, потому что то, что имею, мне Бог дал, за то благодарю. А счастье мое в том и состоит, что я не желаю счастья. Боязнь счастья и несчастья опасна только тому, кто их боится. Но я не забочусь о счастье и никогда не молю о нем к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, который знает, в чем мы имеем нужду (Мф. 6, 8).
Холодно ли мне, страдаю ли от непогоды, — также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною, — равно хвалю Его, потому что знаю, что все это делает Бог, и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом, все, — приятное и противное, сладкое и горькое, — принимая радостно, как от руки доброго Отца.
Желаю только того, чего желает Бог, и потому все случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь другого счастья, как только полагаться во всем на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна; она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она судит всех, ее — никто. Я стараюсь совершенно ее держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того, чего Он не желает. А потому и не считаю себя нисколько несчастливым, когда мою волю совершенно соединяю и согласую с волей Божией, так что у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог.
— По убеждению ли своему ты это говоришь? — возразил учитель. — Скажи же мне: так же ли ты думал бы, если бы Богу угодно было послать тебя в ад?
— Богу послать меня в ад? — воскликнул старец. — Но знай, что у меня два плеча дивной силы, которыми бы я ухватился за Него объятием неразлучным: одно плечо — мое глубочайшее смирение, а другое — нелицемерная любовь к Богу. Этими раменами я так бы крепко обнял Бога, что куда бы ни был Им послан, туда бы и Его повлек с собою, и, конечно, для меня приятнее было бы быть вне Небес с Богом, нежели в Небе без Него.
Удивился учитель ответам старца и понял, что кратчайший путь к Богу — быть во всем согласным с Его волей. Желая, однако, еще более испытать премудрость старца, столь сокровенную в худой храмине его тела, он спросил его:
— Откуда ты пришел сюда?
— От Бога, — отвечал старец.
— Где же ты нашел Бога?
— Там, где оставил все мирское.
-А где оставил ты Бога?
— В чистоте мыслей и доброй совести.
— Кто ты сам? — спросил учитель.
— Кто бы я ни был, — отвечал старец, — но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатство всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь.
— Следовательно, и ты царь: где же твое царство?
— Там, — отвечал старец, указывая на Небо. — Тот Царь, кому это Царство возвещено несомненными чертами.
— Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость? — спросил, наконец, учитель.
— Скажу тебе, — отвечал старец, — что я целые дни провожу в молчании и, молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, всегда забочусь об одном, чтобы крепко быть соединенным с Богом. А соединение с Богом и согласие с Его волей всему научают.
Так учитель, научившись беседою с нищим, возвратился к себе, хваля и славя Бога, «утаившего сие от мудрых и разумных» (Мф. 11, 25) и открывшего убогому старцу.
Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
Будь счастлив!
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
В чем ценность бедности
Как-то отец богатой семьи решил взять своего сына в деревню, чтобы показать, что такое бедность. Они провели сутки на ферме в очень бедной семье.
— Это была замечательная поездка, папа! — воскликнул сын по возвращении.
— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.
— Увидел.
— И какой ты вынес из этого урок?
— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас терраса на заднем дворе, а у них — целый горизонт. Я понял, что лишь самые бедные могут обладать тем, что нельзя купить.
Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
Как отыскать свое счастье
В одном селе жил юноша. Целыми днями он сиднем сидел дома и ничего не делал. Как-то раз он спросил у матери: «Как мне отыскать свое счастье?» — «Выйди, сынок, в чистое поле, что поймаешь, то и будет твоим счастьем», — ответила она. Вышел юноша в поле, видит — бежит жеребенок. Кинулся догонять, не догнал. Из-под куста выскочил заяц. Он бросился его ловить — не поймал. Видит — летит голубка, побежал за ней, да куда там. Улетела.
Смотрит юноша — ворона идет по полю, червячков выискивает. От нечего делать потянулся к ней рукой — поймал.
— Неужели, — спрашивает он у вороны, — ты и есть мое счастье?
— Нет, — отвечает ворона. — Какое я счастье. А подсказать, как счастье поймать, я могу.
— Как? — спрашивает юноша.
— Возьми душистого сена, положи у двора, жеребенок подойдет есть сено и сам с тобой останется. Возьми сладкой моркови, положи под плетень. Прибежит заяц, увидит морковь — ручным станет. Разбросай по двору пшеничные зернышки — голубка прилетит, под крышей поселится.
— А разве это счастье? — удивился юноша.
— А счастье будет потом. Когда мимо двора пройдет добрая да красивая девушка, увидит, как ты кормишь жеребенка, зайца и голубку — полюбит тебя и выйдет за тебя замуж.
«…Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там…» (Лк. 17, 20-21).
Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
Счастливый человек
Было у одного богача все, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полная конюшня дорогих коней. И все это так прискучило ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку.
Только ему и было дело и радость — еда. Просыпался он — ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда — ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе.
И вот ходит он однажды свои положенные два часа и все думает о своем горе, что нет охоты к еде. И подошел к нему нищий.
— Подай, — говорит, — Христа ради, бедному человеку.
Богач все о своем горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего.
— Пожалей, барин, целый день не ел.
Услыхал богач про еду, остановился.
— Что же, есть хочется?
— Как не хотеть, барин, страсть как хочется!
«То-то счастливый человек», — подумал богач и позавидовал бедняку.
Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
Золотая рыбка
Врач сообщил человеку о неутешительном диагнозе, который означал скорую неминуемую смерть. Погоревал человек и решил напоследок съездить на рыбалку. И поймал он на свою удочку золотую рыбку, которая вдруг заговорила человеческим голосом. И попросила рыбка отпустить ее обратно в воду, за что она выполнит два любых желания человека: одно сейчас же, а другое в любое время, когда ему захочется, — нужно будет только прийти к этому месту и кликнуть золотую рыбку, Выпустил человек рыбку в ее родную стихию и воскликнул: «Я жить хочу!» «Что ж, пусть будет по-твоему, живи долго», — сказала рыбка, вильнула хвостом и исчезла с глаз.
При следующем медицинском осмотре лечащий врач к своему неописуемому изумлению не обнаружил у человека никаких следов страшной болезни. Исцеленный же стал жить долго и счастливо. Старились и умирали его друзья, умерла жена, по одному стали уходить из жизни его дети, внуки разлетелись по городам и весям. Постепенно он остался совсем один. Годы неумолимо брали свое, человек старился, и с годами старческие немощи стали его одолевать все чаще и чаще. Одинокий и всеми забытый, он с трудом передвигался по своей квартире, а в один из печальных дней и вовсе не смог встать с постели. Человек лежал немощный и неподвижный, с ужасом думая, что ему придется умирать долгой мучительной смертью и фактически сгнить заживо. «И зачем я так долго живу? Лучше бы умер раньше, когда вокруг меня были близкие и друзья», — с тоскою думал человек и вдруг вспомнил, что золотая рыбка обещала выполнить его второе желание. И захотелось человеку тотчас поехать на то место, где когда-то он поймал золотую рыбку, и попросить ее послать ему скорую смерть. Но желание его так и не было исполнено: отвезти человека к золотой рыбке, увы, было некому.
Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
(155)