• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

ВВЕДЕНИЕ

Историко–церковное краеведение в последнее время стало заявлять о себе как одно из особенно качественных направлений в освоении и сохранении исторического опыта, в  восстановлении действительной правды об истории Церкви, о  её значении в духовной, культурной и общественной жизни населения нашей необъятной и многонациональной страны.Кроме того, историко-церковное краеведение  играет важную роль в восстановлении взаимоотношений Церкви с государством.

Большие возможности по–новому увидеть прошлое страны дает изучение фактов и событий, отражающих историю родного края.  Заслуживающим особого внимания можно считать изучение  фактов  жизни тех людей, которых  знали в прошлом и помнят сегодня, тех, чьи имена оказались за рамками исторической памяти народа в годы репрессий и войн. Именно такие места, казалось бы, удаленные от научной и общественной жизни, особенно четко  раскрывают взаимоотношения Церкви, общества, государства и человека.

Хочется отметить, что подбор базы источников, выявление правдивой информации из устных свидетельств и архивных первоисточников является трудоемким процессом для исследователя, поскольку используемые в работе материалы требуют тщательного отбора для того, чтобы постараться не искажать событий практической и духовной жизни. Кроме того, очень важно избегать вольной интерпретации материалов источника информации и объективно и достоверно вводить данные факты в научное и краеведческое знание.

Многие исследователи обратили свое внимание на историю Церкви для того, чтобы попробовать понять историческое прошлое своей семьи, своего народа. До определенного времени изучение истории Церкви было затруднительно, так как некоторые факты историографии ХХ века были представлены либо в неполном объеме, либо в искаженном виде[1].

На протяжении длительного времени изучение проблем церковно–государственных отношений в историческом аспекте советского периода, начиная с переворота 1917 года, по объективным причинам было недостаточным.

Перед современными исследователями данного вопроса  открылись недоступные ранее возможности: новый виток в развитии государственно–религиозной политики, предоставляющей свободу вероисповедания, делает доступными источники архивных материалов и свидетельств очевидцев по данной теме. История Православия отдельных сельских приходов остается актуальной темой для новых исследований[2].

Особенно стоит отметить, что проблема взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви, ее приходов и епархий в советский период стала  активно изучаться только в последнее десятилетие. Большее число работ рассматривают деятельность церкви в основном в дореволюционный период или первую  половину  XX века.

В местных периодических изданиях ранее выходили отдельными небольшими книжками краеведческие материалы по истории сёл, храмов и духовенства в Удмуртии. Однако отдельного исследования, посвященного этому интереснейшему району и  его церковной истории, пока еще не издано.

Автор этой работы является приходским священником села Дебесы, имеет доступ к уникальным источникам, воспоминаниям очевидцев и т. п. Попытка введения этих источников в научный оборот и легла в основу исследования. В данной работе изложена история православия в Удмуртии на примере храмов села Дебесы.

До октябрьского переворота 1917 года приходы района являлись частью Вятской епархии. Уже в 20–х годах ХХ века была образована Ижевская и Удмуртская Епархия.

Одним из первых исследователей истории христианизации удмуртов, стал П.Н. Луппов[3]. Его диссертации, защищенные в Московской (1899) и Казанской (1913) духовных академиях, воплотились в форме трёх книг, изданных в Вятке в 1901 и 1911 годах. Исследования, охватившие период с XVI до середины XIX века, во многих отношениях остаются эталонными при изучении христианства удмуртов. В советской историографии отражена только этнография местного населения.

Первой и долгое время единственной книгой по истории православия в Удмуртии являлась монография известного ижевского краеведа доктора исторических наук Е.Ф. Шумилова «Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век»[4].

Исследователь много работал в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики, Центре документации новейшей истории г. Ижевска, в архиве Министерства безопасности УР (ныне Управление ФСБ РФ по УР) и в других архивах. Благодаря этому он приводит много неизвестных доселе сведений по истории епархии и в том числе о судьбах репрессированного духовенства, среди которого есть достойные прославления в лике святых.

Большой интерес представляет работа Е.Ф. Шумилова «Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. ХVI– начало XX века»[5].

Следующий этап в изучении истории Церкви в Удмуртии – монография священника А. Малых «История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в.»[6]. Это обширный труд, охватывающий всю историю Церкви в нашем крае. Исследование базируется на огромном количестве архивных материалов. При всей своей уникальности монография А. Малых содержит совсем немного сведений об изучаемом районе.

Этнографические особенности района изложены в целом ряде монографий, особенно отметим книгу историка–краеведа П. Роготнева «Дебёсский район. На стыке дорог и времён»[7].

В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики (ЦГА УР) собраны дела религиозных общин при различных храмах епархии. Помимо метрических книг, клировых ведомостей в этих фондах можно встретить и переписку членов церковного совета со своим епархиальным или викарным архиереем, донесения ОГПУ о происходившем на приходских собраниях (этого рода материалы были переданы в ЦГА УР Министерством безопасности УР в 1990–х годах).

По этим фондам можно ориентироваться с помощью книги, изданной в 2000 году: «Православные храмы Удмуртии. Справочник–указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики», составленной работниками архива И.Н. Зайцевой и Г.И. Самарцевой[8].

Сведения об истории епархии и о судьбах репрессированного духовенства и мирян находятся в материалах следственных дел на священнослужителей и мирян, которые хранятся в архиве УФСБ РФ по УР. Они, частично, были также использованы в данной работе. Именно благодаря материалам этого архива появилась возможность узнать об исповедническом подвиге священников села[9].

В настоящей работе использовались также материалы периодических изданий: «Журнала Московской Патриархии», «Вятских Епархиальных Ведомостей»[10], газет «Новый путь» и «Байгурезь»[11].

Заметим, что историков вообще не интересовала история православных сёл – удмуртских «черко–гурт», благодаря которым вокруг церквей («черк») зародились сложные духовные, экономические, архитектурные комплексы.

И только в начале 90–х годов публикации по данной теме стали появляться в периодических изданиях республики, а также и в местных районных газетах.

Задачи церковного краеведения определили цель работы – анализ конфессиональной политики в царской России и СССР.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

—  анализ литературы для определения степени разработанности темы;

—  анализ источников для уточнения их достоверности;

—  анализ церковной политики государства и выявление ее этапов;

—  исследование методов репрессивной политики по отношению к православному приходу в советское время со стороны центральных и местных административных органов;

—  раскрытие духовного и нравственного подвига священноцерковнослужителей в годы гонений;

—  анализ современного прихода.

Территориальные рамки. Территориальные рамки исследования включают изучаемый район, являющийся – применительно к церковной истории – слабо изученной частью Ижевской и Удмуртской Епархии. Такой подход дает возможность ограничить изучаемый материал рамками целостных этнокультурных, историко–демографических образований.

Хронологические рамки. Переходя к проблеме хронологических рамок, отмечу, что в качестве верхней и нижней границ избраны две определяющие вехи. С одной стороны, появление первых достоверных свидетельств о начале христианизации на территории района, относящееся к середине XVIII века. С другой стороны, верхней хронологической рамкой являются события, обусловившие существенные изменения в положении Православной Церкви в Российском государстве после октябрьского переворота 1917 года.

В свою очередь постановка задач, выбор хронологических рамок исследования обусловили круг используемых источников. Основу исследования составили несколько групп источников, как опубликованных, так и архивных. Последние обнаружены в следующих архивах: архивы Ижевской и Удмуртской епархии, Вятской епархии, Госархива Кировской области (ГАКО), Центрального государственного архива Удмуртской Республики (ЦГА УР), Дебёсского райгосархива, а также материалах Рукописного Фонда Удмуртского Института Истории Языка и Литературы Уральского отделения Российской Академии Наук (далее РФ УИИЯЛ УрО РАН).

Исторические сведения о епархии и о судьбах репрессированного духовенства и мирян находятся в материалах следственных дел на священнослужителей и мирян, которые хранятся в архиве УФСБ РФ по УР.

По типологическому признаку использованные источники подразделяются на несколько групп. К первой группе относятся законодательные акты и распоряжения светской и духовной властей.

Вторую группу составляют материалы делопроизводства центральных и местных органов государственной власти и церковного управления.

Третья группа источников включает регистрационные и статистические документы. Особое значение здесь имеют «Ведомости о состоянии церковных приходов».

Особенно ценными для автора стали воспоминания и записи непосредственных участников и свидетелей исторических событий.

Таким образом, данная работа нацелена на всестороннее изучение основных закономерностей религиозной жизни с опорой на широкий круг источников различного происхождения. Одновременно необходимо отметить, что изучение истории православия становится возможным только благодаря трудам специалистов различных направлений: историков архитектуры, этнографов, фольклористов, археологов, краеведов. В данном случае предлагаемый материал на историю православия в отдельно взятом районе принадлежит историкам, для которых основным способом познания исторической действительности является (в отличие от указанных выше специалистов) документ. Это, безусловно, накладывает определённый отпечаток на выводы, но одновременно становится приглашением к комплексному изучению проблем православия в регионе.

Несколько слов о структуре  исследования. В основе структуры – хронологический метод.

Глава 1 посвящена становлению православия в селе до 1917 года.

Глава 2 – политике атеистической борьбы с православием в селе.

Воссозданию Прихода и строительство нового храма посвящена глава 3.

Основные выводы исследования представлены в Заключении. Работа содержит подробный список источников и литературы.

Особую ценность представляют собранные автором в приложениях фото и архивные документы.

 

 

 

 

[1] См. Иноземцева З. П. Историко–церковное краеведение и его роль в постижении истории отечества http://www.portal–slovo.ru/pedagogy/45727.php
[2] Там же.
[3] Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. – СПб, 1899. Он же. Христианство у вотяков в первой половине XIX века. – Вятка, 1911.
[4] Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI – XX начало века. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.
[5] Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской Епархии. ХХ век. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2000.
[6] Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в XX в. Ижевск, 2010.
[7] Роготнев П. Дебесский район. На стыке дорог и времен.– Дебесы, 2007.
[8] Зайцева И.Н., Самарцева Г.И. Православные храмы Удмуртии. Справочник–указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики – Ижевск: Удмуртия, 2000.
[9] Архив Управления ФСБ РФ по Удмуртской Республике Д. 1737 (по обвинению священника Симеона Татаурова) Д. 2589 (по обвинению священника Александра Москвина)
[10] Вятские епархиальные ведомости (далее ВЕВ). 1873 год 16 ноября. № 22. Отдел духовно–литературный. 1896 г. С. 736.

ВЕВ. № 22–23, 2 июня 1916 г.
[11] Воспоминание очевидцев разрушения храма. Газета «Байгурезь» 1994 г. № 7 – 2002 год. О священнике Симеоне Татаурове.

(196)

Комментирование запрещено

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие