3. СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ПРИХОДА

Ренессанс

Епископ Палладий
(Шиман)

Возрождение Православия началось в Удмуртии сравнительно рано – епархия была восстановлена в 1989 году, когда ее возглавил епископ Палладий (Шиман). Администрация района выделила здание для молитвенного дома и всячески содействовала в его обустройстве.

В 1993 году епархию возглавил энергичный архиепископ Николай (Шкрумко). За  три неполных года Владыка Николай добился значительных успехов: число приходов стало быстро расти, среди духовенства появилось много образованных людей, было открыто три реально действующих женских монастыря, появились воскресные школы и летние лагеря, газета «Православная Удмуртия» и т.д.

Архиепископ Николай (Шкрумко)

Владыка Николай сумел установить отношения «конструктивного сотрудничества» с местными властями, предпринимателями и значительной частью интеллигенции. В некоторых сельских приходах богослужения совершаются на удмуртском языке. В епархии работает блестящий ученый, удмурт по национальности, кандидат филологических наук протодьякон Михаил Атаманов, сделавший перевод на современный удмуртский язык четыре Евангелия и Псалтирь.

В 1997 году по просьбе верующих села был воссоздан Приход в честь Святой Троицы. Архиепископ Николай со вниманием и отеческой заботой отнёсся к просьбе верующих.

На плечи благочинного протоиерея Павла Белокрылова легла нелёгкая забота по организации Приходской жизни. Вскоре настоятелем Прихода был назначен первый священник, молодой и энергичный иерей Димитрий Леонтьев. Отца Павла и отца Дмитрия прихожане с любовью вспоминают в молитвах, часто пишут в церковных записочках для поминовения на службе.

Фото Дебесской средней школы конца 30-х г. 20 века. Из архива А. Д. Шкляева — ураженца села Дебёсы, ныне жителя Екатеринбурга

На месте бывшего здания Дебёсской средней школы было решено строить новый храм. Сохранилась фотография этого здания, сделанная в  конце 1930-х годов. Известно, что прежде в двухэтажном здании располагалась церковно-приходская школа. Ныне на этом месте  ХРАМ.

8 апреля 2004 году был заложен первый камень с памятной табличкой в основание новой церкви в честь Святой Живоначальной Троицы и установлен поклонный крест.  (См. прил. № 23).

В августе 2004 года было начато строительство храма (См. прил. №24).

Хорошавцев Виктор Геннадьевич, меценат строительства храма Святой Троицы в селе Дебёсы

Храм построен за два с небольшим года (2004-2006 г.) на личные пожертвования  Хорошавцева Виктора Геннадьевича, на его   личные средства возведён прекрасный белокаменный храм.

31 октября 2005 года состоялось знаменательное событие в жизни села.

Настоятель Свято–Троицкого молитвенного дома при стечении прихожан торжественно освятил крест главного купола храма. В тот же день крест был установлен на храм. (См. прил. №25).

Рождественский пост 2005 года надолго запомнился всем жителям села, первый раз за долгие годы округу огласил колокольный звон. (См. прил. № 26).

На звоннице Свято-Троицкого храма находятся 10 колоколов. Все они отлиты специально для дебесского прихода в Воронеже. Самый большой, благовест, весит 1 тонну 300 килограммов.

Из детских воспоминаний о колокольных звонах в первом Троицком храме Перевозчиковой Зинаиды Петровны (†2013) уроженки деревни Уйвай, учителя русского языка и литературы Дебёсской школы: «Детишками до войны мы любили бывать  по большим праздникам в Дебёсах, родители брали нас в храм, на службу. Когда звонили в колокола, мы так радовались и придумывали кричалки, дразнилки колокольным звонам. Развлеченьем было, когда большой колокол звонил: «Бам-м-м! Бам-м-м!»,  мы его дразнили: «Блин-н-н! Блин-н-н!».  Поменьше колокола пели для нас: «Пол блина! Пол блина!», «Четверть блина! Четверть блина!». А уж самый маленький заливался для нас: «И мы блинов хотим тоже!»…

С большим трудом и упорством настоятеля, а также благодетелей и самих  прихожан в 2010 году все было подготовлено к  совершению чина Великого Освящения храма.

 Троицкий храм украсился новым резным иконостасом, который был изготовлен мастерами Ижевска Удмуртской республики в технике резьбы по дереву, иконы написаны иконописными мастерами поселка Мстёра Владимирской области, Вязниковского района. К освящению храма Дебёсские мастера  изготовлены новые киоты для храмовых икон, аналои и другое церковное оснащение.  Благоукрашение храма Божия было осуществлено на пожертвования Хорошавцева Виктора Геннадьевича. Свою  посильную финансовую лепту внесли жители села и ближайших деревень.

10 октября 2010 года исторический день, день торжества небесной церкви и земной. Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил Великое освящение Свято–Троицкого храма села Дебесы. (См. прил. № 27, №28).

В своей проповеди Владыка сказал, что он очень рад тому, что ему доверили  честь «зажечь на Небе новую Звезду», он молился о том, чтобы эта «Звезда» (Троицкий Храм) сияла долго, ярко и счастливо.

Сегодня  вот уже десять лет действующей является  новая Свято-Троицкая церковь,  десять лет в Дебесах в новом храме совершается полный цикл церковных богослужений: по субботам Всенощное Бдение,  по воскресеньям дням Божественная Литургия и  в праздничные дни. По  средам читают акафист  Богородице «Неупиваемая чаша», а  на  неделе совершаются Молебны Божией Матери и Святым, Литии и Панихиды, церковные Таинства и обряды.  Здесь для большинства прихожан  — и детей, и взрослых — начинается их духовная жизнь в Таинстве Святого Крещения; здесь люди учатся быть с Богом; и здесь же провожают с молитвой в последний земной путь тех, для кого раскрылись двери Вечности. Храм для  сельчан  своим уютом и теплотой стал Домом Живого Бога, стал частью их жизни.

Не редко по  воскресным и праздничным дням прихожане собираются на совместную трапезу-чаепитие. Собираясь за общим столом ради праздников и чести братьев и сестер храма,  прихожане  тем самым вновь воссоздают древнехристианскую традицию – «трапезу Любви Христовой и участие в Трапезе Небесного Царства».

Интерес к истории этого района, многочисленный краеведческий материал, собранный сотрудниками Музея Сибирского тракта, заметки в местной Дебёсской газете «Новый путь» и её приложении «Байгурезь», материал, собранный самим протоиереем Георгием Кирилловым подвигли нас с благословения отца Георгия к созданию  Альбома, посвященного истории Православия в Дебёсах и Дебёсском районе. Альбом истории храма мы приурочили в 2016 году к 10-летию служения в новой Церкви Святой Троицы в Дебесах. Отмечая 10-летие храма Святой Троицы, мы с радостью и надеждой смотрим в будущее. Пожелаем себе, чтобы с Божьей помощью, а также по молитвам и усердию нашему, жизнь прихода и храма приносила свои подлинные христианские плоды!

Первое время было очень трудно, не хватало средств. Но мало-помалу приход разрастается, появляются новые прихожане, и каждый стремится внести свою посильную лепту в благоустройство и устроение церковной жизни. По великой милости Своей Господь привел в храм замечательных людей. Постепенно в храме сложилась небольшая, но сплоченная община.

Заветное желание батюшки — сделать так, чтобы храм наполнялся людьми и был островком высокой культуры в селе, образцом, на который можно было бы ориентироваться односельчанам.

В целях благоустройства  и поддержания православной церкви отзываются  руководители района, частные предприниматели, которым не безразлична судьба храма, его тихая, размеренная приходская жизнь. Среди них:

Александр Леонидович Глухов: в настоящее время депутат Совета депутатов МО «Дебёсский район» 6-го созыва;

Иванов Андрей Серафимович: Глава МО «Дебесский район»;

Серебренников Вениамин Дмитриевич: глава МО «Дебёсское», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Иванов Леонид Юрьевич: заместитель главы администрации района по социальной политике; член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма

Брызгалов Александр Сергеевич: руководитель ПК «Дебесская строительная организация»;

Докучаева Надежда Васильевна: в настоящее время методист Дружбы народов по УР; член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Серебренникова Татьяна Владимировна: директор районного ДК «Чипчигур»; член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Казакова Вера Васильевна: директор Дебесской детской библиотеки, член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Серебрянников Олег  Борисович: Председатель СПК «Колхоз Лесагутр»;

Комиссаров Григорий Владимирович: руководитель ТД «Дебесский мясокомбинат»;

Белослудцева Елена Николаевна:  преподаватель ХГО БПОУ УР «Дебесский политехникум»;

Соловьева Любовь Григорьевна: заведующий хозяйством районного ДК «Чупчигур», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма; староста Свято-Троицкого храма;

Серебренникова Надежда Федоровна: Председатель совета «Дебесское РАЙПО», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Ситников Василий Иванович: в настоящее время пенсионер, экс-директор Дебесского политехникума, член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Стрелков Вячеслав Митрофанович: директор ООО «Альфа-Гарант», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Корепанов Вениамин Егорович, в настоящее время пенсионер, Почетный гражданин МО «Дебесский район»

Урасинов Борис Варсонофиевич, в настоящее время пенсионер, Почетный гражданин МО «Дебесский район»

Щепин Алексей Григорьевич: директор БПОУ УР «Дебесский политехникум», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Поздеев Владимир Еварестович: в настоящее время учитель Дебесской школы, экс-директор МОУ ДСОШ;

Негонова Ирина Борисовна: главный редактор газеты «Новый путь», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Ефремова АП: член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Иванова Ольга Павловна, преподаватель БПОУ УР «Дебесский политехникум», член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

частные предприниматели:

Васильев Василий Васильевич; член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Дьяконов Николай Валентинович;

Дьяконова Светлана Леонидовна; член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма;

Главатских Николай Леонидович, в настоящее время депутат Совета депутатов МО «Дебёсский район» 6-го созыва;

Главатских Леонид Леонидович, в настоящее время депутат Совета депутатов МО «Дебёсский район» 6-го созыва;

(См. прил. №23; №24; №25; №26; №32; №33; №34; №35)

Приход храма Святой Троицы в Дебесах. 

Среди прихожан немало известных людей села.

В храме особая атмосфера  дружелюбного молитвенного настроения. Это ощущает всякий, входящий сюда. Многие, привлеченные красотой храма, заглядывают в него ненадолго — свечку поставить, записочку написать. Потом приходят еще, возвращаются снова и снова…

Старейшие прихожане храма:

Бахтина Алевтина Егоровна,

Агафонова Мария Васильевна,

Перевозчикова Людмила Николаевна,

Саблукова Мария Сергеевна,

Поздеева Екатерина Николаевна,

Калашникова Любовь Владимировна,

Ложкин Леонид Михайлович (ныне проживает в городе Ижевске),

Главатских Надежда Петровна,

Сульдина Миропия Ивановна,

Медина Лидия Сергеевна,

Нестерчук Екатерина Сергеевна,

Зюзикова Валентина Николаевна (ныне проживает в поселке Ува Удм. республики),

Протопова Тамара Павловна.

Активно участвуют в приходсткой жизни храма:

Жуйкова Тамара Рафаиловна,

Худякова Ангелина Дмитриевна,

Ложкина Галина Алексеевна,

Поздеева Антонина Лаврентьевна,

Лубенец Светлана Викторовна,

Князева Наталья Леонидовна,

Соловьевы Сергей Николаевич и Любовь Григорьевна,

Казакова Вера Васильевна.  (См. прил. №23; №24; №25; №26; №32; №33; №34; №35)

Все они – отзывчивые, дружелюбные.  Собираются на молитву и вместе проводят праздники, болеют друг за друга душой и сердцем. Многие из прихожан приводят к Святому Причастию детей, внуков и правнуков.  Не без их молитвенного труда  укрепляются в их семьях православные традиции, дети и внуки стремятся познавать Бога.

В наше время многих из прихожан уже нет; они молятся за всех нас в Вечности:

Серебренникова Алевтина Александровна (†27.09.2003),

Уракова Галина Яковлевна  (†26.10.2000),

Пономаревы Тамара Николаевна (†30.03.2008) и Вениамин Федорович (†2004),

Кожевников Зосима Степанович  (†07.06.2002),

Носкова Клавдия Ефимовна (†29.06.2003),

Матушкин Олег Петрович (†?),

Иванова Антонина Яковлевна (†15.10.2004),

Чунарева Зоя Николаевна  (†11.02.2005),

Кардапольцева Таисия Кузьмовна (†29.10.2005),

Ложкин Николай Павлович (†25.05.2007),

Бахтин Николай Васильевич (†24.09.2007),

Хохрякова Зоя Андреевна (†03.03.2010),

Владыкина Серафима Алексеевна (†13.10.2010),

Перевозчикова Варвара  Андреевна  (†2013),

Яковлева Вера Федоровна (†24.02.2013),

Бурянина Елена Петровна (†16.04.2015) ,

Перевозчикова Раиса Петровна  (†05.05.2016),

Пономарева Капиталина Григорьевна (†15.11.2016),  ,

Кожевникова Калиста Ивановна (†19.09.2016),

Поздеева Надежда Пантелеевна (†19.12.2016),

Ложкина Лариса Артемьевна (10.06.2017),

Волошина Маргарита Ивановна (†02.06.2018).

(См. прил. №23; №24; №25; №26; №32; №33; №34; №35)

Приход изменяется — уходят одни, приходят другие. Но в храме хранят память обо всех, кто начинал, вспоминают их с любовью и благодарностью. Ядро прихода по сей день составляют духовные чада отца Георгия.

На каждой службе настоятель храма поминает всех  почивших в Боге  прихожан храма Святой Троицы в Дебесах.

Протоиерей Георгий Кириллов, настоятель Свято-Троицкого храма села Дебесы

Наш батюшка. Протоиерей Георгий Кириллов с 1999 года служит в Дебесах. Начинал батюшка в Молитвенном доме, 10 лет служит в храме. Окончил Вятское духовное училище, Пермскую  духовную семинарию.

Все годы служения рядом с нашим батюшкой несет свой крест его матушка  Ксения. Молится, поет на клиросе, создает уют в доме, воспитывает детей.  Старший сын учится в школе, младшая дочка – радость и утешение родителей.

Многая лета храму Твоему, Господи!  Многая лета нашему батюшке, протоиерею Георгию Кириллову и его семье, строителям, благотворителям, благоукрасителям и всем прихожанам храма сего!

Святыни Свято-Троицкого храма.

В храме имеются свои святыни и реликвии.

Храмовая икона Святой Троицы написана художником Белых  Олегом Валентиновичем (художник-иконописец, в 2000 году по благословению архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая основал художественную мастерскую «Лик», сын  известного удмуртского художника, уроженца деревни Сенькагург Дебесского района Валентина Леонидовича Белых).

Чудотворная икона Богородицы 17 века.  В 2007 году ее пожертвовал Николай Михайлович Протопопов,  деньги на реставрацию иконы пожертвовал  Николай Клавдиевич Тепляшин.

Икона святителя Николая Чудотворца  была подарена для будущего храма в Дебёсах в 1999 году  православными из  крестного хода Владивосток – Москва (Крестный ход организован  по случаю 2000-летия Рождества Христова).

Икона апостола Иоанна Богослова и пророков  Илии и Елисея была пожертвована Субботиным Иваном Владимировичем 2-го марта 2010 года. Известно, что  написана она  по заказу жителей деревни  Пертегурт для  первого Троицкого храма.  Это единственная икона, уцелевшая из старого храма. Сейчас иконе больше ста  лет.

Старинная  икона Иоанна Богослова 1909 года — пожертвование Перевозчиковой Елизаветы Васильевны. Икона передана храму  30-го декабря 2007 года.

Икона Иоанна Крестителя пожертвована 21-го сентября 2014 года Лекомцевой Надеждой Ивановной, проживающей в  деревне Верхняя Сыга Кезского района.

Девятичинная родовая икона из деревни Усть-Медма была передана храму 7-го января 2014 Главатских Ольгой Юрьевной.

Икону Спаса Нерукотворного мужчина (не известный) нашел в ивняке на берегу реки. Хотел продать икону храму. Потом передумал и просто отдал: «Пусть икона будет в храме».

Икону Семи Вселенских соборов и  Четырех – частную тоже принесли теперь уже не известные люди.

Икону  мучеников Флора и Лавра  подарил храму один из Благотворительных фондов города Ижевска.

Икону Трифона и Прокопия Вятских чудотворцев в 2009 году выкупил для храма из антикварной лавки Сидоров Игорь Робертович.

Икону Целителя Пантелеимона в 2007 привез в дар храму  Хорошавцев Виктор Геннадьевич. Икона эта со Святой Горы  Афон из русского Пантелеимоновского монастыря.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» освящена во время паломнической поездки в начале октября 2012 года в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. В этот год из Нью-Йорка (США) по России путешествовала Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — одна из самых почитаемых икон в Русской Православной Церкви. В Пермь святыня прибыла в октябре 2012 года. Известно, что чудотворная икона была обретена в России в день Рождества Богородицы 8-го сентября  1295 году, сейчас иконе больше 700 лет.  В 18 веке, будущий любимый русский святой преподобный Серафим Саровский мальчиком был исцелен Божией Матерью от болезни. Именно эту икону пронесли над больным ребенком, и он приложился к ней. В двадцатом веке русский святой святитель Иоанн Шанхайский 2-го июля 1966 года посетил с Курской Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле, где служил последние годы жизни. В тот день он служил Литургию, потом молился около трех часов в алтаре. 2-го июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье святитель Иоанн скончался.

В храме имеются две иконы – святыни Почаевские. Известно, что Божия Матерь посещает Святую Успенскую Почаевскую Лавру.  Икона Божией Матери Почаевская освящена на чудотворной иконе Божией Матери Почаевская. Икона преподобного Иова Почаевского освящена на мощах преподобного Иова Почаевского. Святыни из Почаева путешествовали по России, когда они пребывали  в Перми, состоялось освящение храмовых икон.

В алтаре храма хранится икона с мощами преподобных жен Дивеевских Марфы, Александры и Елены.

В храме имеются две иконы Табынской Божией Матери,  обе привезены из паломнических поездок в Башкортостан,  в Богородице – Табынский женский монастырь на Святых Ключах

В храме есть старинный колокол, пожертвование  Королевой Марии Васильевны состоялось 1-го мая 2008.

Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских освящена на святых мощах благоверных Петра и Февронии в Муромском Свято-Троицком  женском монастыре.

Икона праведного воина Феодора Ушакова освящена на мощах Праведного Феодора  в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы Санаксарского мужского монастыря в Мордовии.

Икона святого праведного Симеона Верхотурского и преподобного  Серафима Саровского написана  в  иконописной  мастерской —  Ижевский Артефакт.

Икона «Христос Виноградная Лоза» («Христос Лоза Истинная» или «Христос Виноградарь») приобретена в Палестине в Вифлееме в храме Рождества Христова и пожертвована для Свято-Троицкого храма Белослудцевой Еленой Николаевной в 2014 году.

Икона  святителя Николая Можайского  написана  в  иконописной  мастерской Ижевска —  Ижевский Артефакт  в феврале 2015 года художниками – иконописцами  Юлией Завьяловой, Ираидой Ложкиной, Анной Мизиревой, Сергеем Никитиным.

Поклонные Кресты Дебесского района.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Поклонный крест в центре села Дебесы, установлен на месте разрушенного храма Святой Троицы.

Сегодня в Дебесах несколько поклонных крестов: при въезде в село Дебесы; на границах с Кезским районом и Пермским краем; на въезде в д. Большая Чепца; в Дебесах на Святом источнике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»; на месте утраченной Троицкой церкви; на месте старого кладбища в центре села. Поклонный крест установлен в селе Тыловай на месте разрушенного храма.  (См. прил. №31)

 

 

Архиерейские службы в Свято-Троицкой Церкви в Дебесах

27 декабря 2013 года Священный Синод принял решение о разделении Удмуртской епархии на три. Так, Удмуртская епархия будет включать в себя Ижевскую, Глазовскую и Сарапульскую епархии.  Главой Удмуртской митрополии назначен митрополит Ижевский и Удмуртский Николай. Епископом Сарапульским и Можгинским избран иеромонах Викторин (Костенков), клирик Ижевской епархии. Временное управление Глазовской епархией поручено Преосвященному Викторину, епископу Сарапульскому и Можгинскому.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. епископом Глазовским и Игринским избран иеромонах  Виктор (Сергеев), хиротония которого состоялась в августе 2014 года.

Доброй  традицией стало приглашать  правящего архиерея для совершения Богослужения в Троицком храме, постепенно об этих событиях собираются памятные материалы.

1 июня 2014 года в Свято-Троицком храме состоялась праздничная архиерейская служба, посвящённая Дню памяти отцов первого Вселенского собора и чествованию благоверного князя Дмитрия Донского.

Службу возглавлял епископ Сарапульский и Можгинский, временно исполняющий обязанности епископа Глазовского и Игринского, Викторин (Костенков). Ему сослужили протоиереи Павел Белокрылов, Георгий Кириллов, иерей  Владислав Гончаров. В завершение службы владыка Викторин поздравил прихожан с праздниками Вознесения Господня и Святой Троицы.  Также он вручил грамоты  «За усердные труды во славу православной церкви». Этой награды были удостоены  А.С.Брызгалов, Н.В.Дьяконов, Н.Л.Главатских, С.Л.Дьяконова. Благодарственными письмами «За усердные труды во славу Святой Церкви» отмечены глава района А.Л. Глухов, глава МО «Дебёсское» В.Д.Серебренников.

Многие прихожане пришли на службу с детьми. Владыка Викторин в честь праздника Дня защиты детей  раздал им  небольшие подарки. (См. прил. №32)

21 февраля 2015 года, в субботу  Сыропустной седмицы, Преосвященнейший Виктор, епископ Глазовский и Игринский, совершил Божественную Литургию в храме Святой Троицы с. Дебёсы.

Начало Божественной Литургии.
Преосвященнейший Виктор (Сергеев), епископ Глазовский и Игринский.
Дебёсы, 21 февраля 2015 года

Его Преосвященству сослужили: священник Андрей Перминов, секретарь Глазовской епархии; протоиерей Сергий Миронов, благочинный Кезского округа; протоиерей Георгий Кириллов, настоятель храма.  На богослужении присутствовал  глава МО «Дебесский район» Глухов  А. Л.

После сугубой ектении Божественной литургии Преосвященнейший Виктор вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения епископ Виктор освятил новую храмовую икону святителя Николая, архиепископа Мирликийского, написанную на средства Серебрянникова О.Б. По ходатайству настоятеля храма Преосвященнейший Виктор наградил благоукрасителя Архиерейской грамотой.

Так же благодарственных грамот были удостоены глава МО «Дебесский район» Глухов А. Л. и Серебрянников В.Б. (См. прил. №33)

Божественная Литургия 17 октября 2015 года

Во второй раз в 2015 году Преосвященнейший Виктор, епископ Глазовский и Игринский посетил храм Святой Троицы села Дебесы 17 октября 2015 года, в субботу 20-й Недели по Пятидесятнице, где совершил Божественную Литургию.  Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Миронов, благочинный Кезского округа; протоиерей Георгий Кириллов, настоятель храма. После сугубой ектении Преосвященнейший Виктор вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения епископ Виктор обратился к верующим с проповедью.  (См. прил. №34)

В  2016 году Архиерейская служба состоялась 15 мая, в 3-ю Неделю по  Пасхе, в день Святых жен-мироносиц.   Преосвященнейший Виктор, епископ Глазовский и Игринский, совершил Божественную Литургию в храме Святой Троицы с. Дебёсы. В этот  воскресный день Церковь  вспоминает  жен-мироносиц, которые всюду следовали за Христом, Его Матерью  и Апостолами, служили Ему из величайшей любви. В этот день еще продолжаются Пасхальные Торжества, возносится торжественное и  радостное: «Христос  Воскресе!» — «Во истину Воскресе!».

Памятная фотография. 15 мая 2016 года

Его Преосвященству  сослужили:  протоиерей Георгий Кириллов, настоятель храма; протоиерей Алексей Попович, клирик  храма; Протоиерей Сергий Халайло.

После сугубой ектении епископ Виктор вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Божественной Литургии  Епископ Виктор  поздравил всех женщин с этим праздником.

По ходатайству настоятеля храма Преосвященнейший Виктор   наградил благодарственными грамотами и благодарственными письмами участников первых Рождественских чтений, а также помощников настоятеля и прихожан храма.  (См. прил. №35)

Православные праздники в храме Святой Троицы в Дебесах.

Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Ладан — дорогая ароматическая смола особого дерева, которую подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.
В Троицком  храме в ночь с 6-го на 7-е января  совершаются  Рождественские богослужения — Великое повечерие, утреня и Божественная литургия св. Василия Великого.

Помолиться на Рождественском богослужении приходят  многочисленные верующие. (См. прил. №36)

Праздник Богоявления (Крещения Господня).  «Праздник, который мы молитвенно отмечаем 19 января, имеет три наименования: Богоявление, Крещение и Просвещение. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Живоначальная Троица. Бог Отец глаголал с небес о возлюбленном Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Крещением этот день именуется, поскольку Сын Божий погрузился в воды Иордана и освятил всю водную стихию, обновил Свое творение. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» и спасти человеческий род от греха, проклятия и смерти.

Крестный ход и Великое освящение воды в реке Чепце. 2016 год.

В этот день по уставу святой Церкви и в храмах и на открытых водоемах совершается Великое освящение воды в память о Крещении Спасителя. Мы имеем от Господа драгоценный духовный дар, великую святыню — воду святого Богоявления. Освященная в праздник Крещения Господня вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К этой освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, бережно хранят ее на протяжении всего года в своих домах, близ святых икон.   «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас»… Святую крещенскую воду, Великую Агиасму,  люди несут в свои дома»

В праздник Святого Богоявления в Троицком храме торжественно проходят богослужения, совершается крестный ход и Великое Освящение воды на реке Чепце. Святость воды очевидно для всех проявляется в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Эту святыню все православные христиане употребляют для окропления храмов и жилищ, как лекарство от душевных и телесных болезней, средство в борьбе с грехом.  Вот как освящают это событие в газете «Новый путь» от 21 января 2014 года: «19 января православный мир отметил Крещение Господне. Жители Большой Чепцы и близлежащих деревень в этот день пришли в Сретенский храм, откуда Крестным ходом направились к купели на Ильинском источнике.  В Большую Чепцу для проведения праздничной службы и совершения Крестного хода приехал настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Георгий Кириллов. Он и его помощники, облачённые в праздничные ризы,  возглавили Крестный ход.

Двадцатиградусный  крещенский мороз не стал преградой  для его участников. Среди идущих к роднику  были и пожилые, и молодёжь, и люди среднего возраста, и даже дети — всего около тридцати человек. По прибытию к источнику отец Георгий провёл таинство освящения воды. Несмотря на пощипывание крепкого морозца, люди терпеливо ожидали завершения молебна. Когда всё было сделано, желающие стали набирать воду из источника, омывать лицо и руки в купели. Двое самых смелых  окунулись в ледяной воде. Алевтина Королёва из Ариково призналась, что вода в купели Ильинского источника холоднее, чем в Чепце. Ледяную ванну на Крещение она принимает каждый год. Говорит, что после этого лучше себя чувствует, реже болеет простудными заболеваниями. Григорий Ложкин в крещенской воде искупался второй раз. Но, как говорится, уже вошёл во вкус.

— Испытываешь непередаваемые ощущения, — отмечает он. – Возникает такое чувство, как будто заново родился – свежесть, бодрость, чистота духа.

Участники Крестного хода набрали освящённую крещенскую воду – ей издавна приписываются особые, целебные свойства. Кто-то тут же пробовал её. Решилась на это и я. Вода, на удивление, показалась мягкой, а не обжигающе-ледяной.»

В праздник Богоявления отец Георгий освящает воду на нескольких водоемах: в деревне Варни на частном пруду у Николая Леонидовича  Главатских, в деревне Большая Чепца на Ильинском источнике, в селе Тыловай на реке Тыловайке, в селе Дебесы на реке Чепца.  (См. прил. №37)

Пасха.  Ежегодно на Пасху собирается большое число верующих сельчан.   Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении своих предков от египетского рабства. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование всем жизни и вечного блаженства. Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, поэтому и Богослужение Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие стекаются в Троицкий храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает всем о наступлении великой минуты Праздника Воскресения Христова.
Настоятель храма протоиерей Георгий Кириллов с крестом, светильниками и фимиамом вместе с пришедшими прихожанами, совершают  крестный ход вокруг храма с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с горящими свечами, выражая тем духовную радость Пасхи Господней.

Крестный ход завершается праздничной Божественной Литургией, перед ее окончанием  освящается пасхальный хлеб, — Артос, который в Светлую Субботу после Литургии будет раздаваться верующим, как пасхальное благословение.

По окончании Пасхального богослужения о. Георгий поздравляет всех молящихся с праздником Светлого Христова Воскресения, зачитывает Приветственные Послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, епископа Глазовского и Игринского Виктора, (Сергеева), и совершает  освящение пасок (пасхальных яиц) и куличей.

Вроде бы все празднично, уже традиционно. Хотя нет. Праздник в душах людей живет от Пасхи до следующей Пасхи, целый год Веры, Надежды, Любви  Христовой! Целый год Пасхальной Радости, которая с каждым годом становиться для прихожан значительнее, значимее, глубже. К радости нашей прибавилась еще одна: в  2016 году в Дебесском районе было совершено две праздничные Пасхальные Литургии в Дебесах и Большой Чепце.

 Храмовый праздник.

День Святой Троицы – Престольный праздник храма.

Пресвятая Троица, спаси нас!

Пресвятая Троице, помилуй нас;                         Господи, очисти грехи наша;                                   Владыко, прости беззакония наша;         Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.                                                                                                                              Господи, помилуй.                                                       Господи,  помилуй.                                                      Господи, помилуй.                                                       Слава Отцу и Сыну и Святому духу  и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святая Церковь чествует и прославляет Святую Троицу, единого Бога, Который не оставляет человечество Своей любовью и попечением. Эта Божественная любовь проявилась в величайшем акте Божественного Промысла — в ниспослании людям Святого Духа.

На пятидесятый день после Своего славного Воскресения Господь Иисус Христос исполнил Свое обетование, послав апостолам долгожданного Утешителя — Духа Святого.

Приуготовляясь к восприятию силы свыше, Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1, 14). В день Пятидесятницы, в девятом часу утра, с неба послышался шум, словно от сильного ветра, и наполнил дом, где находились ученики Христовы. Дух Святой сошел на них в виде огненных языков и почил на каждом. Исполнившись Святого Духа, они стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Господь дал апостолам способность и силу для проповеди христианского учения всем народам. С этого великого дня начинается история христианской Церкви, это день Рождения Церкви, это день, когда  Господь зовет каждого из нас: «кто жаждет, иди ко Мне и пей».

В Свято-Троицком храме села Дебесы Божественная Литургия проходит особенно торжественно и величественно. В этот день православные села стремятся причаститься Святых Христовых Таинств.

Крестный ход по случаю праздника Святой Троицы. Июнь 2016 год

В 2016 году после Божественной литургии был совершен Крестных ход вокруг храма, а затем вечерня, на которой прочитаны коленопреклонные молитвы.  В этих молитвах православные исповедуют свои грехи перед Отцом Небесным, испрашивая прощения ради великой жертвы Его Божественного Сына.  Молящиеся просят Господа Иисуса Христа даровать им всем Божественного Духа, как апостолам в день Пятидесятницы. К Святому Духу обращена молитва о просвещении и освящении наших душ и тел. Затем возносятся молитвы об усопших.

Вслушаемся в слова проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные в День Святой Пятидесятницы: «Мы призваны не к безразличному и безучастному ожиданию Спасителя, но к действенному творению Его воли. И как важно понять это нам, русским людям, про­шедшим через катастрофу революции, граж­данской войны, многих лет безбожия!

Как важно понять всему нашему многонацио­нальному народу эту великую истину: если будем жить по слову Божьему, ожидая Его пришествия, то мир станет другим. Господь найдет здесь Своих учеников и каждого, кто потрудился на сей спасительной ниве, сопричтет к Своему Небесному Царству». (См. прил. №38)

День Казанской Божией Матери – второй престольный праздник храма, он отмечается дважды в году: 21-го  июля и 4-го ноября.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

В честь иконы Божией Матери «Казанской» построен нижний, крестильный храм Свято-Троицкой церкви.  Надеемся, что в конце декабря 2016 года произойдет событие, которого очень ждут все верующие: епископ Глазовский и Игринский  Виктор (Сергеев) совершит Великое освящение нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

 

День благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Супруги Петр и Феврония вели праведную и богоугодную жизнь. Они являются примером добродетели и идеальных супружеских отношений. К сожалению, у пары не было своих детей, однако с теплотой и любовью они относились к чужой детворе, в преклонном возрасте приняли монашество и в один день перешли в иной мир.

Ежегодно по традиции в день Петра и Февронии 8-го июля в Дебесах  проходит светлый и добрый праздник, посвящённый Всероссийскому дню семьи,  любви и верности. В этот день стало традицией вручать общественную медаль священноцерковно- служителей Русской Православной Церкви, которая так и называется «За любовь и верность». Надо заметить, что традиция вручения знаков отличия семьям в этот день берет свое начало в 2011 году, в год, объявленный годом семьи.  В  2016 году ею были удостоены супруги Надежда Вячеславовна и Михаил Юрьевич Серебренниковы из деревни Лесагурт Дебесского района.  (См. прил. №39)

Миссионерство.

Проект «Дорога к храму»

Казакова Вера Васильевна

Директор Дебёсской детской библиотеки, член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма Вера Васильевна Казакова считает, что радость детям,  которые растут в асоциальных и многодетных семьях, можно найти  в православной культуре. Она стала автором проекта » Дорога к храму».

В  2015 году Международный благотворительный фонд «Православная инициатива» признал лучшим проект «Дорога к храму» (автор В.В.Казакова), который отмечен в номинации «Малые города и сёла». На его реализацию выделены грантовые средства в размере 160 тысяч рублей.

В  православном клубе «Дорога к храму» за 2015 годы организовано десять  встреч.   Приглашенными  на заседания клуба были настоятель Свято-Троицкого храма отец Георгий, представители духовенства, православная интеллигенция села, преподаватели и студенты Дебёсского политехникума, учителя Дебёсской школы. Почётными гостями были студенты Пермской духовной семинарии Ирина Лапова и Олег Шипигузов, сотрудники Ижевской епархии, представители районной администрации, районной газеты «Новый путь», культуры и туризма. (См. прил. №40)

«Кто есть Бог?»

Неожиданный общественный резонанс вызвала вторая встреча — диалоговая площадка с участием православной интеллигенции из Ижевска.  Так, 24-го апреля 2015 г. в селе Дебёсы состоялся дискуссионный круглый стол на тему «Кто есть Бог?»

Диалоговая площадка прошла в помещении редакции районной газеты «Новый путь».  Главной темой дискуссионного клуба стал проект Павла Васильевича Роготнева по установке в селе памятника «деБесятам» в рамках программы привлечения в село туристов.

В дискуссии приняли участие представители местной власти, сельской интеллигенции, представители культуры, образования, православное духовенство Глазовской Епархии (протоиерей Сергий Миронов, благочинный Кезского округа,  настоятель Свято-Троицкого храма села Дебёсы  протоиерей Георгий Кириллов), журналисты. На круглый стол также были приглашены специалисты из Ижевска: Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской епархии и Александр Сергеевич Чураков – главный редактор газеты «Православные Вести. Ижица», региональный координатор конкурса «Православная инициатива».

В Дебёсском районе существует легенда или миф о том, что в названии села есть слово «бесы», и некоторые предприимчивые люди решили из этого сделать бренд села, достичь популярности и привлекательности. Есть в селе и другая точка зрения:  название села чисто удмуртское и не несёт в себе «бесовщины»,  искусственное заигрывание с такими словами – опасно, как в духовном, в культурном, так и в экономическом планах.

Региональный координатор конкурса «Православная инициатива» А. С. Чураков в своем слове подчеркнул важность и необходимость подобных дискуссионных мероприятий для налаживания общественной жизни и гражданской инициативы на местах — для выработки правильных решений и реализации полезных проектов. (См. прил. №41)

В конце мая прошло  третье заседание членов клуба. На этот раз оно было  посвящено православному празднику Святой Троицы. На него пригласили родителей, которые попадали в сложную жизненную ситуацию, их детей. Хочется сделать так, чтобы взрослые не просто слушали, а задавали вопросы, участвовали в обсуждении.

В ноябре 2015 года на заседание клуба был приглашен сотрудник миссионерского отдела Ижевской епархии Владимир Вениаминович Шкляев —  историк и миссионер, автор нескольких православных книг. Он изучает и анализирует роль православия в военных событиях, которые происходили в России на разных исторических этапах. Его видение истории  с такой точки зрения заинтересовало членов клуба.

Все свои тезисы Владимир Вениаминович подтверждал аргументами. Например,  рассказал о выдающемся русском флотоводце адмирале Фёдоре Ушакове. Он не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Это связано с тем, уверен ижевский гость, что Фёдор Ушаков всегда вёл праведную, духовную жизнь. Кстати, позднее он был причислен к лику святых.

Во время Великой Отечественной войны красноармеец Александр Матросов закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Он погиб, после войны был перезахоронен. Его тело оказалось нетленным. Это также яркий показатель  совершения при жизни богоугодного поступка.

Автор проекта «Дорога к храму» В.В.Казакова дополнила выступление В.В.Шкляева. Она отметила, что с православной точки зрения можно объяснить многие события, которые происходят в нашей жизни. Поэтому православием нужно интересоваться, читать соответствующую литературу. Примечательно, что в рамках проекта фонды детской районной библиотеки пополнились православными книгами и журналами для взрослых и детей.  (См. прил. №42)

Реализация проекта «Дорога к храму» завершилась  в декабре. Но, по словам Веры Васильевны, он обязательно будет продолжен. Только теперь в виде выездных встреч с православными, проживающими в сельских поселениях района.

В течение всего 2015 года в рамках проекта  «Дорога к храму» состоялось  пять паломнических поездок в храмы и монастыри Удмуртии и Пермского края.

В августе 2015 года ребята побывали в одной из самых незабываемых паломнических поездок в Белогорский Свято-Николаевский  мужской монастырь в Пермском крае.  В ней приняли участие дети и взрослые —  настоятель Свято-Троицкого храма  протоиерей Георгий Кириллов, директор Дебёсской библиотеки Екатерина Пантелеева и библиотекарь из Ниж-Пыхты Любовь Семёнова. Дорога к монастырю была неблизкой – почти четыре часа в пути на микроавтобусе! Но усталость как рукой сняло, когда все увидели то, ради чего и отправились в поездку. Белогорский Свято-Николаевский  мужской монастырь находится в живописном месте, на вершине Белой горы, в окружении густых лесов.

У подножия Белогорья бьют чудодейственные источники. Для того чтобы попасть  к ним, нужно преодолеть несколько десятков крутых ступенек. Мальчишки и девчонки со смехом и шутками спустились-поднялись по ним в два счёта,  а вот для взрослых это стало непростым испытанием. В чудодейственных источниках можно не только набрать воду, которая ежедневно освящается, но и смыть с себя грехи, окунувшись в купель.

После обеда экскурсовод  Андрей провёл для юных паломников экскурсию. Многих впечатлила интересная история  Крестовоздвиженского собора, который находится на территории Белогорского монастыря.  (См. прил. №43)

В 2015-2016 году благодаря православному клубу «Дорога к храму» дети, а потом и взрослые побывали в гостях у преподобного Трифона Вятского в Успенском соборе Трифонова монастыря в городе Кирове, побывали у святого праведного Симеона в Преображенском храме в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре. Очень насыщенными оказались  поезки в  Мало-Дивеевский, Серафимовский женский монастырь, в Успенский женский монастырь, Храм Тихвинской иконы Божией Матери (ныне – мужской монастырь). В Пермском Свято-Троицом Стефановом мужском монастыре ребята посетили храм, побывали в иконописной мастерской, посетили воскресную школу, небольшой музей монастыря.

Открывать для себя географию на практике всегда интересно и увлекательно. А если к таким открытиям присоединяется богатая история, то это может быть еще и крайне полезно для собственного духовного роста.  Общение в православном клубе, паломнические поездки  имеют свою пользу, меняется мировосприятие людей, открывая им путь к БОГУ.

Проект «Рождественские чтения»

21-го апреля 2016 года в Дебёсах прошли первые Рождественские чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность». Они состоялись с участием благочинного Кезского и Дебёсского районов протоиерея Сергея Миронова и настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея  Георгия Кириллова. Это мероприятие объединило около 60 человек: работников культуры и учителей, которые преподают в школах района основы религиозной культуры и светской этики.

Отец Сергий произнес приветственное слово.  Отец Георгий прочитал доклад, приуроченный к 310-летию со дня рождения епископа Русской Православной Церкви, митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (Пуцек-Григорович), крестившего в Дебесском районе и Удмуртии  первых обращенных в православную веру удмуртов. Митрополит Вениамин был  автором первых  грамматик для коренных народов Поволжья: чувашского (1769 г.), марийского и удмуртского (1775 г.)   Все  эти  народности,  благодаря  грамматике, услышали Святое СЛОВО на родных языках.  Он был назван «Кириллом и Мефодием в одном лице» для народов Поволжья.

По признанию организатора Рождественских чтений в Дебёсах Веры Васильевны Казаковой, почётными гостями православного праздника стали сюрногуртские школьники. Учащиеся 7-8 классов Сюрногуртской школы выступили с интересными, содержательными докладами: Елизавета Максимова и Алёна Корепанова рассказали об истории закрытия храма в селе Дебёсы. Александр Кузьмин  говорил о святых заступниках России, а Ева Короткевич подготовила доклад на тему «Из глубины веков до наших дней». Не менее интересные творческие работы были и у других школьников. Всего в рамках чтений прозвучало восемь выступлений на православную тематику.

Многое предстоит сделать. Мечта батюшки – создать церковно-приходскую школу для детей и взрослых, многие из которых уже сейчас активно посещают катехизаторские беседы, организованные на базе детской районной библиотеки села в рамках проекта «Дорога к храму». Отрадно, что «новоначальным» прихожанам храма хочется вдумчиво и осознанно подходить к вопросам Веры и Православия. (См. прил. №44)

Проект: республиканский конкурс «Провинциальные семейные чтения»

В середине ноября 2014 года  в Свято-Михайловском соборе в Ижевске состоялось торжественное чествование победителей республиканского конкурса «Провинциальные семейные чтения». Среди них была и семья Соловьёвых из Дебёс, которая попала в десятку самых читающих православных семей.

Как отметила заведующая детской библиотекой В.В.Казакова, этот конкурс проходит в республике один раз в два года. Каждый раз у него бывает новое направление. На этот раз он был посвящён православным традициям и праздникам в семье. Конкурс состоял из двух этапов – районного и республиканского. На районном этапе соревновались четыре семьи – Соловьёвы из Дебёс, Грудцыны из Ниж-Пыхты, Мироновы из Тыловая и Главатских из Большого Зетыма.

По его  итогам победителями были признаны Соловьёвы. Кстати, эта семья была самой многочисленной. В её составе  13 человек. Это глава семейства Сергей Николаевич, его супруга  Любовь Григорьевна  и их дети – Оксана, Ксения, Дарья, Марина и Григорий. Примечательно, что в конкурсе приняли участие и семьи трёх старших дочерей Соловьёвых. Примечательно, что всего в республиканском конкурсе приняли участие более 100 семей. Во второй этап прошли лишь 39. Из них только 10 были признаны самыми читающими православными семьями. Победители получили памятные дипломы, набор православной литературы и денежный сертификат. (См. прил. №45)

Проект: православная газета «Троицкий листок»

По благословению отца Георгия с недавнего времени своими силами стали выпускать  маленькую газету «Троицкий  листок». За выпуск ответственна член Попечительского Совета Свято-Троицкого храма В.В.Казакова.

Проект « Православные беседы в храме»

История одной иконы…

Настоятель  храма протоиерей Георгий Кириллов сам  активно участвует в религиозном просвещении молодежи. Батюшка никогда не отказывает в просьбе учителей и воспитателей района, паломников, посещающих храм, провести миссионерские беседы для  детей детских садов, школьников и студентов политехникума. Батюшка проводит экскурсии по храму, рассказывает о Православии, отвечает на нелегкие «детские» вопросы.

Организовано эффективное сотрудничество с работниками районных библиотек в Дебесах,  Тыловае, в деревнях Сюрногурте, Тольёне, Нижней Пыхте.  (См. прил. №46)

Приход имеет свою маленькую  библиотеку  православной литературой, которой пользуются все желающие.

Проект «Культурная программа в храме»

25 сентября 2015 года при поддержке и организации директора ДК «Чупчигур» Татьяны Владимировны Серебренниковой состоялась творческая встреча прихожан села с одним из лучших хоровых коллективов Удмуртии – Академической хоровой капеллой Удмуртии  под управлением заслуженного деятеля искусств УР Андрея Юрьевича Елисеева.

Благотворительный концерт в Свято-Троицком храме села Дебесы. Академическая хоровая капелла Удмуртии под управлением заслуженного деятеля искусств УР Андрея Юрьевича Елисеева. 25 сентября 2015 года

«Это настоящая академическая капелла, отличающаяся высоким мастерством и культурой звука» — эти слова о хоровой капелле Удмуртии великого композитора Родиона Константиновича  Щедрина как нельзя лучше характеризуют творчество первого профессионального музыкального коллектива республики.

Сила воздействия духовной музыки поразительна. Это неудивительно, религия сопровождает человечество на протяжении всей его истории, оказывая действенное влияние на все стороны цивилизации — в том числе и на музыкальную культуру.
Удивительно неисчерпаемый пласт музыкальной культуры русского православия, он многообразен и притягателен. Соприкоснуться с этим сокровищем — это счастье и незабываемое ощущение полета над обыденностью.

25 сентября 2015 года Капелла подарила прихожанам свой концерт. В концерте прозвучали лучшие образцы музыки композиторов «духовного классицизма» и современных авторов. В храме концерт был благотворительным. (См. прил. №47)

Проект «Крестный  ход» 

Крестный ход символизирует собой торжественное шествие   с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о  милости  Божией, продолжительную молитву. Крестный ход от слова «ходить», физически испытывать себя во славу Христа. Старейшие прихожане храма помнят, как еженедельно совершали крестный ход от молельного дома к только что выстроенной, еще не завершенной в строительстве церкви и обратно. А еще раньше добирались, кто как мог, до Сретенского храма в Большой Чепце. В наше время Крестные ходы совершают  в двунадесятые праздники у церкви, к освященным источникам, зимой – к реке, совершают паломнические поездки с крестными ходами в храмы и монастыри.

1999 год.   Крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова. 

Крестный ход «За Веру и Верность», посвященный 2000-летию Рождества Христова был организован  по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.  Проводил его при поддержке администрации Президента РФ, Совета Федерации и руководителей ряда регионов Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. Крестный ход, который встречали жители села Дебесы начался 25 мая 1998 года во Владивостоке с таким расчетом, чтобы к Рождеству Христову прибыть в Москву. В Дебесах крестоходцы были в 1999 году.

В то время в Дебесах уже два года существовал молельный дом, а храма еще не было. Это был первый крестный ход, который встречали дебесские жители, встречали тепло, сердечно.

Тогда же был установлен и освящен первый Поклонный Крест в центре села, практически на месте первого разрушенного Троицкого храма.

Крестоходцы (имена не сохранились) подарили жителям села икону святителя Николая Чудотворца для будущего храма! Сейчас эта икона – одна их святынь церкви.

«Под звездой Богородицы» 2007-2008.

Крестный ход «Под звездою Богородицы» — духовная программа, осуществляемая по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.  Крестный ход посвящен историческому событию —  воссоединению Русской Православной Церкви и 125-тилетию освящения Храма Христа Спасителя — главного храма страны.

С мая 2007 года по июнь 2008 прошли пешие крестные ходы, символизирующие собой восемь лучей звезды Богородицы. Они  вышли  из шести городов России: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского Православия — Иерусалима и Афона. Пройдя по всей территории России, участники крестных ходов встретились в Москве в день независимости России 12 июня 2008. Главная  Святыня Крестного хода – икона Богородицы Державной.

Самый длинный в мире крестный ход Владивосток-Москва (10,5 тысяч км.) встречали жители села Дебесы в апреле 2008 года. Милость Божия и к нам, что смогли приобщиться к этой всенародной акции, пусть несколько шагов сделать в крестном ходу, в молитве за Россию. Крестоходцы оставили долгую память о себе: иконы, газеты, брошюры, книги и сейчас хранятся  в домах православных христиан. (См. прил. №48)

Покаянный крестный ход к месту гибели Царской семьи.

Летом храм каждый год встречает крестоходцев, которые направляются на место гибели Царской семьи, на Ганину Яму; село находится на Сибирском Тракте — дороге, залитой слезами, горем и кровью мучеников. Каждый год участники Крестного хода идут по маршруту Санкт-Петербург — Екатеринбург. По территории Удмуртии шествие проходит  с 11-го по 19-е июня. Начинается  оно от границы с Кировской областью, затем направляется  через Ярский, Глазовский районы, город Глазов, Балезинский, Кезский и Дебёсский районы. В Дебесах после молебна в храме участники остаются на трапезу и ночлег. На следующий день отправляются в деревню Большая Чепца и далее следуют в Пермский край. (См. прил. №49)

Крестный ход на святой источник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Установка Креста на истоке реки Дебесски

21 сентября 2013 года был освящен один из источников на конце села Дебесы. «Жители нескольких улиц северной части села установили Поклонный крест у истока реки Дебёски в честь иконы Божьей Матери “Неупиваемая чаша”. По словам главы МО “Дебёсское”  Вениамина Дмитриевича Серебренникова, на субботник дружно вышли более 20 человек. Они установили крест, подготовили площадку под будущую купель — расчистили территорию от мусора, корней деревьев, коряг, сделали ступеньки.  На богоугодное дело откликнулись и предприниматели, помогли материалом и техникой. Крест изготовили мастера Дома ремёсел.  Протоиерей  Свято-Троицкого храма Георгий Кириллов и прихожане села приняли участие в крестном ходе к источнику, на котором было совершено его освящение в честь иконы Божьей Матери “Неупиваемая чаша”. Известно, что икона эта помогает исцелиться от пьянства. К важной дате  жители улицы Северная  благоустроили территорию источника. Отремонтировали скамейку, ступеньки, почистили родник, вставили новую трубу. В их планах – обустройство купели рядом с источником». (См. прил. №50)

Крестный ход с Табынской иконой Богоматери являлся самым продолжительным по времени в истории России, совершается практически круглогодично. Его возникновение тесно связано с великими милостями, оказанными Пресвятой Девой роду христианскому. Такое чествование образовалось не сразу, но приняло всеобщий характер. Нам известна лишь самая малая толика тех чудес, которые, по преданию, непрестанно изливались от святой иконы.

8-го и 9-го декабря 2014 года по территории  Дебёсского  района прошёл Крестный ход  с «Табынской» иконой Божией Матери. Верующие могли приложиться к иконе, животворящему кресту, ковчегу с мощами 20 святых угодников — Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, целителя Пантелеимона и других. (См. прил. №51)

Крестный ход в честь Князя Владимира

28 июля 2015 года в Дебесах состоялся Крестный ход в честь тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. В молитвенном шествии приняли участие настоятель храма Протоиерей Георгий Кириллов, притч  и прихожане.

Крестный ход – это возможность вспомнить об истоках православия в России, в молитвенном шествии крепить дух горения ради Господа, Матери Божией и всех святых его. Маршрут Крестного хода был выбран не близкий – Святой источник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» что на конце Северной улицы села Дебесы. Крестоходцы принесли с собой почитаемые в местном храме иконы Господа, Казанской Божией Матери, святого равноапостольного князя Владимира. Прибыв на источник, отец Георгий совершил молебен святому равноапостольному князю Владимиру, окропил всех водой из Святого источника. (См. прил. №52)

Проект «Православные святыни» в селе Дебесы

Православные верующие Дебесского прихода имеют возможность прикоснуться к Святыням Христианского мира, чудотворным иконам, которые посещают этот храм.

21 сентября 2015 года по благословению Преосвященнейшего Виктора Епископа Глазовского и Игринского прошел  Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть».

Явление чуда люди воспринимают по-разному. Именно так воспринимает Православная Церковь обновление икон: как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и усердной молитве. В XX веке в России прошла волна обновления икон, других православных святынь и даже целых храмов, это исторически зафиксированный факт. Весной 2015 года, а именно 19 мая, чудесным образом обновилась икона Божией Матери «Достойно есть» в храме Пророка Божия Илии села Васильевское Красногорского района.  По словам очевидцев, от иконы исходило сияние, а в храме ощущалось приятное благоухание.

Именно эта икона пребывала в храме села Дебесы, словно Сама Пресвятая Богородица посетила  Дебесский храм: в честь Неё возносились молитвы, пелся акафист.

После молебна батюшка Георгий  рассказал о местной святыне – иконе «Достойно есть», о чуде, которое произошло в 2003 году.

В начале  мая  2003  года  в  селе  Дебесы  произошел  сильный пожар, во время которого сгорело шесть домов. Пострадавшими оказались 12 семей. Зрелище ужасное, хорошо, что никто не погиб. Отец Александр Петропавловский приехал с документами по поводу Крестного хода в Кострому: в 2003 году  он организовывал крестный ход в Ипатьевский монастырь. Не прошло и получаса, как батюшки заметили на улице волнение: дома горят!  Облачились, взяли Крещенской воды, икону  Николая Чудотвореца, подаренную  крестоходцами в 1999, икону Божией Матери «Достойно есть» и пошли на пожар. Стихия бушевала, был сильный ветер, огонь быстро распространялся, горел уже шестой многоквартирный дом, у седьмого дымилась крыша.  На другой стороне улицы тоже трещали кровли домов, жар от огня был такой, что приходилось стоя на другой стороне улицы прикрывать руки и лицо. Священники начали  молебен, Матушка Ксения с Ольгой (сопровождающей отца Александра в поездке, поющей на клиросе) пели. Когда молебен закончился, подошли пожарные и сказали, что сейчас уже справляются. На следующий день, один из приезжих в Дебесы азербайджан, иноверец Малик (ныне покойный) со слезами на глазах рассказывал отцу Георгию: «Когда начали служить молебен, я сказал окружающим: «Сейчас огонь потушат». Я увидел, как столб огня ушел в небо».   Удивительно, иноверец увидел чудо, Господь по его вере открыл это ему. (См. прил. №53)

С 29-го января по 6-е марта 2016 года в Глазовской епархии состоялся крестный ход с иконой святого великомученика и целителя Пантелеимона и его скуфьей. По благословению Преосвященнейшего Виктора, епископа Глазовского и Игринского с 12-го по 15-е февраля  храм Святой Троицы села Дебёсы принимал святыню.

Святой Пантелеимон – один из самых почитаемых на Русской земле святых, он издревле считается главным покровителем всех врачей и больных.  Святой Пантелеимон жил во II веке от Рождества Христова в эпоху римского императора Максимилиана, стал высокоуважаемым врачом, посвятил свою жизнь помощи страждущим, исцеляя их не только врачебными навыками, но и силой молитвы. Он принял мученическую смерть за то, что отказался отречься от христианской веры.

Много интересного селяне узнали об истории иконы и скуфьи, которая в свое время была подарена самому Николаю Александровичу, убиенному царю-мученику.

Святыни изготовили монахи Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон в XIX веке. Они славятся многочисленными чудесными исцелениями.

В эти дни ежедневно дважды, а иногда и трижды служили молебны с чтением Акафиста святому. (См. прил. №54)

Епископ Глазовский и Игринский  Виктор (Сергеев) благословил Крестный ход с великой святыней — Чудотворной иконой с мощами святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу греческого города Керкира и сапожком с мощей святителя.  Храм Святой Троицы святыни  посетили в конце июля 2016 г. В это же время произошло еще одно событие: епископ Глазовский и Игринский совершил Великое Освящение храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Тыловай.

Из газетной хроники от 22-го июля 2016 года читаем беседу с настоятелем храма протоиреем Георгием Кирилловым: «Удивительно, что сапожок Спиридона был пожалован в Удмуртию. Наверное, на это есть свои причины?

— Да, конечно. Святыня прибыла в Удмуртию из самой Греции.  Архиепископ Нектарий из греческого города Керкира пожаловал её  в  Сюмсинский район. Это неспроста.  В деревне Муки-Какси силами протоиерея Георгия Кормышакова  сейчас строится храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Поэтому святыня будет находиться там. Православные верующие смогут не только приложиться к ней, но и оказать благотворительную помощь в строительстве храма.

— А правда ли, что протоиерей  Георгий Кормышаков как-то связан  с Дебёсами?

— Да. Он служил в Дебёсах четыре месяца. Сам Георгий Кормышаков выходец из старинной династии священников и все его предки были священнослужителями. Известно, что царь Николай Александнович 14-го мая  1896 года подарил предку Георгия Кормышакова отцу Тимофею священнический крест. Теперь этот крест передаётся из поколения в поколение как в благословение». (См. прил. №55)

Чудотворная икона с частичкой мощей святой блаженной Матроны Московской из села Бураново дважды посещала храм села Дебесы: на Благовещенье  в апреле 2014 года и в марте 2016. Как известно, в июле 2012 года  эту икону подарили «Бурановским бабушкам» монахи одного из монастырей Подмосковья. Блаженную Матрону знают тысячи православных людей, она продолжает помогать всем, кто с верой и любовью просит её о заступничестве и ходатайстве. Еще перед смертью блаженная старица сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как к живой, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

По словам Владыки Викторина (Костенкова) таких святынь в Удмуртии больше нет.

Только многие из нас по своему скудоумию и духовной слепоте не всегда могут оценить милость Господа к нам. Когда храм посещает святыня, сам святой незримо присутствует вместе с нами и молится Господу, призывает его в исполнении наших просьб, надежд, помогает и усиливает нашу молитву, незримо становится нашим сомолитвенником. Блаженная Матронушка (как ласково называли её близкие) имела дар чудотворения, она и сейчас помогает верующим в решении житейских проблем, в излечении тяжелых болезней, соединяет супружеские пары, помогает в рождении детей. (См. прил. №56)

В ноябре 2016 году в храме Святой Троицы можно было преклониться к частице мощей Блаженной Матроны Московской. В храме пребывал  ковчег с мощами Блаженной Старицы.

Каждый день, пока святыни находилась в храме, у иконы дважды в день совершался молебен с чтением акафиста Святой блаженной старице Матроне, все желающие могли написать матушке записки, изложить свои просьбы и пожелания.

Проект «Паломничество»

Прихожане храма стремятся побывать в паломнических поездках. По благословению и при непосредственном участии отца Георгия Приход Троицкого храма совершал паломничество в святые обители:

Паломничество к преподобному Трифону Вятскому в Успенский собор Трифонова монастыря в городе Кирове;

Паломничество к святому праведному Симеону в Преображенский храм в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре;

Паломничество  в  Мало-Дивеевский, Серафимовский женский монастырь села Норья УР;

Паломничество в Успенский женский монастырь села Перевозное УР;

Паломничество в Храм Тихвинской иконы Божией Матери (ныне – мужской монастырь);

Паломничество в Пермский Свято-Троиций Стефанов мужской монастырь;

Паломничество к иконе «Знамение» Божией Матери в Екатеринбург;

Паломничество к Табынской иконе Божией Матери;

Паломничество по храмам Ижевской Епархии;

Паломничество к Поясу Пресвятой Богородицы;

Паломничество в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь в Пермском крае;

Участие в Великорецком крестном ходе;

Участие в Крестном ходе в честь иконы Казанской Божией Матери.

Вместо заключения

25 августа 2011 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании братской трапезы, состоявшейся после Божественной литургии в Новоспасском монастыре, высказался по вопросу о разделении епархий:

«Когда в 1917 году начался Поместный Собор Российской Православной Церкви и был избран Патриарх Тихон, то одной из первых задач, поставленных перед Церковью, стало увеличение количества епархий и создание митрополий. Несомненно, со временем так бы и произошло. Но мы знаем, что затем случилось: Церковь наша была практически ликвидирована, позднее последовали трудные годы восстановления.

И вот сегодня мы снова обращаемся к этим мудрым решениям Поместного Собора 1917–1918 года – не для того чтобы ослабить власть архиерея, не для того чтобы ограничить его материальные возможности, а для того чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу.

Архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит в каждом приходе: есть ли там какое–то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодежь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет – каждый архиерей должен всё это знать и видеть.

Но что греха таить – и по количеству приходов на душу населения многие регионы у нас очень отстают. У меня есть список, где особо отмечены «красные зоны» – это епархии, где количество приходов меньше одного на 10 тысяч населения.

Мы называем, может быть, неправильно, разделением епархий – точнее было бы говорить о создании новых епархий. Конечно, мы будем идти по пути создания митрополий – с тем, чтобы достигать большей координации в деятельности епархий, работающих в одном регионе. Этим вопросом займется Межсоборное присутствие.

Важно отметить, что сегодня у нас уже целый список заявок от правящих архиереев о создании на территории их регионов новых епархий. Но мы не спешим, ведь важно не просто епархию учредить – нужно в первую очередь подыскать кандидатов, достойных того, чтобы совершать епископское служение, особенно на территории новых епархий. Поэтому решения Патриарха и Синода будут взвешенными»[1].

Сегодня большинство прихода в Дебесском Свято-Троицком храме составляют люди от 30 лет и старше. Отчасти изменился и Устав Русской Православной Церкви, которым мы руководствуемся в своей работе. Дело в том, что ранее, по уставу церковному (с некоторыми дополнениями он сохраняется и сегодня), председатель приходского совета, был лицом избранным приходским собранием. Нередко на должность председателя приходского совета избирался мирянин. В его руках были все ресурсы, и подпись в банке, и на договорах, замещение штатов на приходе – это фактически финансово–хозяйственный руководитель. Настоятель в этом случае, если он не председатель приходского совета, руководил богослужебной деятельностью, управлял церковным причтом, и следил за благолепием храма во время богослужения.

Теперь по новому Уставу председателем приходского совета является настоятель. Это очень разумно, кроме тех случаев, когда настоятель не в состоянии заниматься хозяйственной деятельностью. Но это опять все на рассмотрение архиерея, он может поставить ему другого. На сегодняшний день приходской совет составляет три человека: председатель приходского совета, в нашем случае это настоятель, а по новому дополненному Уставу, это обязательно настоятель, его помощник (староста) и казначей.

Есть также люди, которые занимаются катехизацией, социальной работой, лица стоящие за свечным ящиком, последние особенно важны в качестве первых миссионеров, с которыми встречаются люди. Стоит также отметить, что большинство должностей на приходе совмещаются самыми разными людьми. Один и тот же человек может быть и алтарником, и просфорником, и катехизатором.

В церковный приход входит также причт, прихожане и миряне. Причт, согласно Уставу, составляют священник, диакон и псаломщик. Если нет диакона, что само по себе сегодня большая роскошь, то он может и не входить.

Если говорить о функциях прихода, то, во–первых, богослужение, совершение таинств, если этого нет, то это не приход. Во–вторых, – это катехизаторские и образовательные функции, реализующиеся в создании воскресных школ для детей, подростков и взрослых. В–третьих, конечно, это милосердие. Без этого приход вообще несостоятелен. На данном приходе это реализуется через помощь людям без определенного места жительства. Это помощь деньгами, продуктами, вещами – она практически постоянная. В–четвертых, – это взаимодействие прихода с иными учреждениями, в частности наш приход активно сотрудничает с образовательными учреждениями.

Безусловно, функции прихода со временем меняются. Например, то, что было в синодальный период, – функция регистрации браков, рождения, смерти и прочего – уходит, а вместо этого увеличивается объем социальной работы прихода. Уже с 2014 года на приходе введены должности миссионера–катехизатора и социального работника. Занимаясь социальной работой, Церковь тем самым реализует и свое назначение: христианин, который не занимается социальной деятельностью – не христианин («Я был голоден, и вы не дали Мне есть, Я жаждал, и вы не напоили Меня…»). Деятельность в этом направлении – это исполнение заповедей Христовых. Единственное, что если раньше это вменялось, главным образом в обязанность каждому прихожанину и было делом его совести, то теперь становится организованной Церковью деятельностью на приходе.

Каковы задачи современного прихода? На наш взгляд, главная задача православного прихода – это воспитание верующих по образу Христа. Потому что назначение прихода – это спасение человека. Он для этого и приходит в Церковь на приход, чтобы свою душу изменить по образу Христа, а все остальное этому способствует или препятствует.

Короткие строки, за которыми стоит история, длиной в два с половиной века, трагические судьбы людей, события, значение которых мы только начинаем понимать.

Итак, всё возвращается на круги своя. Заново отстроен храм в честь Святой Троицы. Хочется надеяться, что прерванная нить между прошлым и будущим восстановлена.   Храм, рассчитанный на триста человек, по Воскресным дням постепенно наполняется, а по Великим праздникам не вмещает всех прихожан.  Это говорит о том, что востребованность духовного окормления растёт в душах жителей села.

Построенный храм, призванный удовлетворять религиозное чувство жителей,  в наше время выполняет свою  задачу.

В храме планируется создать выставочные стенды с историческими материалами, выпустить мемориальную доску, чтобы каждый желающий мог знать  имена тех, кто молитвенно и деятельно трудился в первом,  разрушенном в 60-е годы прошлого века Троицком храме, кто потрудился в строительстве новой Свято-Троицкой Церкви;  кто жил заботами и проблемами  Церкви и приходской жизни в селе. Имена их  уже сейчас произносятся за каждым богослужением.

Как бы ни менялась жизнь, во все времена неизменными остаются вечные вещи: Вера, Надежда, Любовь и — Молитва. Времена меняются, но Литургия продолжается…

***

Дух времени: купи, успей, схвати…

И душу тренируй, как шимпанзе – конечность.

А ты сидишь за столиком. Сиди,

Но мыслью цепкой ухватись за Вечность.

 

Они пройдут, и с ними мы пройдем.

Они умрут, и я – должник могилы.

Но мы с тобою знаем, где наш Дом,

А где тебя, как сноп, возьмут на вилы.

                                    Протоиерей Андрей Ткачев

             [1] http://www.pravmir.ru/svyatejshij–patriarx–kirill–pravilnee–govorit–ne–o–razdelenii–eparxij–no–o–sozdanii–novyx–eparxij/#ixzz2vriQsefV

(615)