• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Телеканал Союз. По святым местам. Успенский храм Ижевска

Совсем недавно телеканал Союз побывал в Ижевской епархии. Фильмы о самых знаковых храмах епархии опубликованы на сайте телеканала.  Рекомендуем братьям и сестрам познакомиться с этими материалами.  Каждый желающий может оказать посильную помощь телеканалу, существующему только на пожертвования людей.

Ссылка на передачи о храмах Ижевской епархии: https://tv-soyuz.ru/peredachi/po-svyatym-mestam#  

Эфир программы от 26 августа 2020 года.
«Ижевская Гефсимания» — так жители столицы Удмуртии называют это место. Ведь церковь Успения Богоматери, находящаяся в зеленом сквере, напоминает одноименный храм в Иерусалиме, который расположен рядом с Гефсиманским садом. Царица Небесная хранит это место, ведь храм был единственной в республике церковью, действующей в советское время.

«Ижевская Гефсимания» – так называют место, в которое мы приехали. Почему? Узнаем из рассказа об Успенском храме.Протоиерей Вадим Тиминский, настоятель храма:

– Люди любят, что сюда можно прийти, спокойно молиться – все настраивает к единой молитве, богомыслию.

Возносить молитвы на этом месте люди начали почти два века назад.

Протоиерей Вадим Тиминский:

– Здесь было кладбище. И здесь построили часовню Покрова Божией Матери; 27 сентября 1910 года (сейчас это Ленинский район, а там была Заречная волость) было решено построить храм Успения Божией Матери.

Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии:

– Здесь было Заречное кладбище. Все эти заросли (наверное, и эта территория тоже) – это бывшее кладбище. Это был последний в Ижевске храм, построенный перед революцией.

«Ружей лучше и дешевле нет в России» – так писали на рекламных открытках об ижевской продукции в начале XX века. Охотничьи ружья делали в Заречной части города. Родом отсюда был самый крупный производитель оружия в дореволюционном Ижевске Иван Федорович Петров. Он и другой оружейный фабрикант Василий Иванович Петров, а также токарь оружейного завода Флегонт Власович Шишкин вместе с несколькими сотнями ижевских мастеровых стали главными благотворителями этого храма.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– Духовная ситуация в России тогда была тяжелая – зрела революция уже несколько десятков лет (начиная с декабристов и по нарастающей), Россия слабеть стала. На 190 человек жителей было одно питейное заведение, а церковь – на 8 000. Чувствуете, какая разница?

Краеведы рассказывают: в Зареке любили устраивать кулачные бои, а кто-то из местных даже гнал кумышку. В общем, духовная обстановка была удручающей, поэтому храм был необходим. И за пять лет, с 1911 по 1916 год, возвели церковь по проекту архитектора Ивана Чарушина. Будучи мастером русского стиля, Иван Аполлонович спроектировал полностью деревянное здание по мотивам русского допетровского зодчества.

Протоиерей Вадим Тиминский:

– В облике этого храма отчетливо видны некие сказочные мотивы.

Храм был построен в стороне от центра с его шумом и магистральными улицами. Может, это и сберегло дом Божий от закрытия после революции.

Протоиерей Вадим Тиминский:

– Это у нас единственный храм в городе Ижевске, который оставался незакрытым во время Великой Отечественной войны.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– Старожилы рассказывают: чтобы подать записки на Радоницу, надо было отстоять несколько часов – вся площадь забита была, 3 000 человек. А храм человек 200 может вместить.

В годы Великой Отечественной войны этот храм оставался единственным действующим в городе, прихожан стало очень много – несколько тысяч, и пожертвования было решено направить на нужды фронта.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– Какого героизма советские люди (просто показали примеры) – это фантастика! Здешний настоятель отец Владимир Стефанов перед войной сюда промыслительно пришел. Он за два приема сдал на постройку самолетов 569 тысяч. Три телеграммы отец Владимир Стефанов получил от Сталина за его пожертвования. Деньги несли из города, из окрестных сел сюда, а он сдавал.

Протоиерей Вадим Тиминский:

– Может быть, эти телеграммы и помогли, что храм тогда не закрыли. Все жители города Ижевска ходили в этот Успенский храм, особенно в послевоенные годы. Люди очень любили отца Стефана Зорина, могила которого здесь у нас, отца Евгения Лаптева, который в 2015 году умер (его могила тоже здесь); и здесь могила архиепископа Николая Покровского.

Но обстановка в годы советской власти все равно была напряженной.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– У так называемого уполномоченного по делам Церкви здесь были свои люди на приходе, бухгалтеры обычно вообще неверующие были. Как только батюшка появится толковый, проповедник, входит в нужды, а не просто требы исполняет, так они сразу смуту, на него донос, пачку подписей…

Среди наиболее почитаемых святынь храма – чудотворная Казанская икона Божией Матери. Раньше эта икона стояла в боковом приделе, но со временем прихожане поняли, что святыню следует установить в центре храма, ведь особым образом здесь всегда чувствовалось предстательство Богородицы.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– Был староста Николай Петрович, он сначала тяжело болел, еле ноги волочил, почти не мог ходить. Он мимо шел, когда ему внутренний голос подсказал: «Зайди помолись, свечку хоть поставь». Зашел, помолился, свечку поставил, и вдруг из того придела, где икона Успения, женщина в черном, похожая один к одному на «Казанскую», только в черном, сказала: «Езжай в Караганду, найди отца Севастиана (это были годы, когда все священники друг друга знали) и там получишь исцеление». В Караганде никакого отца Севастиана он не знал, я не могу сейчас установить точно, знал ли он вообще «Отче наш» тогда… Надо ехать. И он сколько-то там пожил, ему стало лучше, потом он излечился, стал прихожанином, старостой, был добросовестный человек. Когда его супруга хотела отказаться петь (а она тут пела), ее с правого клироса на левый стали переводить для укрепления состава, он ей сказал: «Будешь заявление Божией Матери писать, стыдно не будет тебе?» Осталась.

В храме несколько раз проводили ремонт. Второй раз это сделали уже в наше время, в XXI веке – вот фотография до реставрации храма. Кстати, в тот момент, когда проводилась вторая реставрация, была найдена уникальная старинная икона, о существовании которой здесь даже и не подозревали.

Под слоем копоти была обнаружена большая икона Успения, написанная на полотне и наклеенная на стену. Раньше образ никто не видел, и старожилы не знают, как эта икона там появилась, но уже 17 лет у образа молятся сегодняшние жители Ижевска.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– Как мы видим, храм вырос лучше прежнего, что бы с ним ни делали, Божия Матерь и Ее покров над нами – это мы видели, видим и будем видеть всегда, надеюсь.

Протоиерей Вадим Тиминский:

– Обычно к нам ходят жители Ленинского района, он сейчас очень застроен – и девятиэтажек много, и пятиэтажек, – а храм в Ленинском районе один, все к нам ездят.

Владимир Вениаминович Шкляев:

– У меня возникает ассоциация с Гефсиманией. Нам там довелось служить, и прямо по духу – такая же тишина здесь, днем особенно никого нет, ты можешь помолиться спокойно, никакого гула, шума, можешь поплакать у иконы – стой, сколько тебе надо. То же самое и там.

Протоиерей Вадим Тиминский:

– Люди любят этот храм, подальше от шума. Они его называют «Ижевская Гефсимания», неугасимая лампада Божией Матери.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Источник: https://tv-soyuz.ru/Po-svyatym-mestam-Uspenskiy-hram

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие