• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

В Глазове состоялась V Межрегиональная церковно-историческая конференция «Островидовские чтения»

Вернуться на первую страницу                                              следующая страница

И память нам покоя не дает…

Автор: Хохряков Максим Сергеевич, обучающийся 10-а класса МБОУ «Дебесская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Рыкова»

Руководитель: Хохрякова Снежана Борисовна

Минуло уже почти 75 лет с того незабываемого и страшного дня, когда распахнулись огромные двери войны на русской земле. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой жива Великая Отечественная война.

Почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. В каждой семье есть свой герой: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка…

Именно благодаря их подвигам мы можем осознать выдающееся значение Великой Отечественной войны в истории нашей страны и всего человечества.

С каждым годом все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг народа-труженика, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и села. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Каждая семья, жившая в годы Великой Отечественной войны, внесла свой вклад в дело победы над фашизмом. Семьи моих родственников не стали исключением (Приложение 1).

В живых осталось немного людей, переживших все тяготы жизни в военные годы. В нашей семье таким человеком до недавнего времени был мой прадед — Серебренников Матвей Фёдорович [2]. Он успел рассказать, как тяжело жили крестьяне в годы войны, помнил односельчан, ушедших на фронт, и очень желал, чтобы мы не видели войны.

Родился и жил он в д. Лесагурт Дебесского района в большой семье Федора Поликарповича Серебренникова.

Фёдор Поликарпович Серебренников (из рода Гозег, в деревне его называли «Гозег Педор». Название рода пошло от наименования деревни Гозег Кезского района, откуда родом была его мать Ульяна Захаровна), 1883 года рождения, сам

был участником Первой Мировой войны, имел два Георгиевских креста. Во время гражданской войны сопровождал обозы.

Был дважды женат: первая жена умерла, и остались два ребёнка: сын Михаил и дочь Федосья.

Мой прадед Матвей Фёдорович рождён от второго брака с Марией Александровной, которая была моложе его на 13 лет. Она в один год потеряла двоих детей и мужа. Все они умерли от тифа. Замуж за Фёдора Поликарповича вышла будучи беремена дочерью Калистой, которой дед дал свою фамилию и отчество. От их брака родилось ещё три ребёнка: мой прадед Матвей Фёдорович, дочь Ульяна Фёдоровна и младший сын Александр Фёдорович. Мария Александровна родом из д. Пинькай Кезского района (из рода Доло, внуки её называли «Доло баба»). Познакомила их жена старшего сына Михаила Федоровича — Мария Архиповна, которая родом из той же деревни.

Фёдор Поликарпович был очень добрым и верующим человеком. Его день начинался и заканчивался молитвой. В годы войны всем было нелегко: пришлось тяжело работать, не было еды, но при всём этом он всю семью держал при себе. Помогал семье сына Михаила Фёдоровича, ушедшего на фронт, поддерживал семью умершего брата Кирилла, он вырастил его дочь Фаину, дочь сестры Аксиньи Анастасию. Не забывал он и о семье дочери Федосьи, которая была замужем в д.Котегурт. Дочь рано умерла, зять ушёл на фронт, он пристроил своего внука в Зуринский детский дом. Позже внук благодарил его, что остался жив стараниями деда.

Дочь Федора Поликарповича Ульяна Федоровна[2] рассказывала историю о том, как в годы войны он с Марией Александровной и женой сына от первого брака Михаила Федоровича Марией Архиповной пешком ходили в д.Малая Кизня (около 30 км), чтобы катать валенки. Детей оставляли дома, а сами шли зарабатывать на хлеб, чтобы прокормить большую семью.

Семья жила бедно, но в беде друг друга не оставляли. Эта дружба и вера в Бога, привитая Фёдором Поликарповичем, крепко связала его детей на всю их жизнь, они всегда поддерживали друг друга. В нашем роду сохранилась старинная икона, которой он благословил семью прадеда в день новоселья.

В тяжелые годы войны, когда во многих семьях не осталось мужчин, дед Федор помогал и соседям: плел лапти, катал валенки, делал мужскую работу.

На фронт Федор Поликарпович уже не попал в силу своего возраста. А старший сын Михаил Федорович, 1908 года рождения, прошёл Великую Отечественную войну с 1941 года по 1945 год, принимал участие даже в войне с японцами и вернулся домой только осенью 1945 года.

В год рождения Матвея Фёдоровича Михаил Фёдорович уже имел свою семью, детей: сына Геру, дочь — Фиру. До войны работал в лесхозе. Ходил на работу в д.Котегурт. (У него была очень умная собака, которая носила записки домой и обратно. Они так переписывались с женой — бабой Машей.)

На войну ушёл 13 ноября 1941 года. Служил на Прибалтийском фронте сначала санинструктором, потом по каким-то чудным обстоятельствам попал в разведку. Прадед рассказывал, что его шутка о том, что он не знает русского языка, «привела» его в разведку. На фронте всегда находился на передовой. Дошел до Берлина, видел, как поднимали флаг на Рейстаг. Его внучка, Роза Георгиевна[3], мне рассказала некоторые истории, случившиеся с ним во время войны.

Один раз недалеко от него взорвался снаряд, от которого у него до смерти в ногах были осколки, тогда ему разорвало кожные покровы на животе.

В другой раз его засыпало землей, когда скрывались от взрыва снаряда в воронке, взрыв был рядом. Кто-то увидел, как их засыпало заживо, и их начали выкапывать. Штыком лопаты ему порезали шею, и у него остался шрам навсегда.

После окончания войны его и многих других солдат отправили на войну с японцами, поезд проезжал через станцию Чепца, которая находится недалеко от его родной деревни. Поезд прошел не останавливаясь, но медленно. Он увидел на платформе знакомого из деревни и просил передать семье кожаные сапоги.

Вернулся домой с двумя медалями: в 1943 году был награжден медалью «За отвагу», в 1944 году — «За боевые заслуги». С собой привёз алюминиевый тазик, который сохранился до сих пор.

После войны продолжил работу в леспромхозе, потом перешёл в колхоз: был сторожем, охранял коров. При нём всегда было ружьё и его умная, верная собака.

Он обожал своих племянников, очень любил охоту и рыбалку. Мой дед Борис еще помнит, как ходил с ним на рыбалку, а его брат Витя — на охоту. Вот именно на

охоте и рыбалке он показывал свою строгость. Правда, прожил дед Миша недолго, фронтовые раны дали о себе знать.

Умер Михаил Федорович 28 декабря 1968 года от ранений.

Его жена Мария Архиповна прожила без него ещё почти тридцать лет, похоронив за это время троих детей. Мои прадед и дед во всём ей помогали: пилили дрова, сажали огород, зимой она проживала у моего прадеда.

Мой прадед Матвей Федорович родился 17 августа 1930 года. Имя ему дал муж сестры Аксиньи Федора Поликарповича — Григогий (Горей, который служил в церкви в с.Дебесы) (у него единственного в деревне имелись карманные часы). (По церковному календарю 22 августа – именины Матвея (святой покровитель – апостол Матфий), предположительно с этой датой Григорий связал рождение и моего прадеда).

Матвей Федорович фронте не был, ему в августе 1941 года исполнилось 11 лет. Но ему пришлось испытать все тяготы военного детства. В год начала войны он закончил 3 класс. В 1942 году учился в школе, закончил 4 класс. Летом отправили на строительство железной дороги Ижевск-Балезино. Мальчику 12 лет пришлось работать в лесу, выполнять поставленную норму, чтобы получить 300 граммов хлеба. Дети валили деревья, распиливали их. Работа была тяжелая, все время хотелось есть. Ели ягоды и грибы. Жили в бараках и на квартире у местных жителей, в которых не хватало даже места, чтобы высушить одежду и лапти. Одежда была плохая. Поэтому многие сбегали с работы домой, но их вылавливали охранники на лошадях или по пути домой, или уводили на работу снова из дома, били плетьми. Однажды они сбежали втроем. Дело было летом. Их поймали и заперли в амбаре, у которого не было крыши. Целые сутки лил дождь. И они сидели, мерзли.

В другой раз их вернули на половине пути. Беглецов лишали хлеба. Но приехала уполномоченная из Дебёс, которая просила им выдать хоть половину нормы. Этой женщиной была Серебренникова Нина Федоровна, уроженка д. Малый Зетым. После войны она работала в Такагуртской школе учителем биологии. И у неё пришлось жить на квартире моей маме. (Может за её доброту мой прадед скатал ей валенки и покрасил их в синий цвет (таких валенок не было ни у кого). Нина

Федоровна их носила с большой радостью и всегда вспоминала Матвея Федоровича).

После завершения строительства железной дороги работал в колхозе: возил снопы, пахал на лошадях. Норма за сутки — 75 соток, которую не всегда детям удавалось выполнить. При выполнении нормы кормили в столовой. Хорошим человеком была бригадир Екатерина Ивановна Серебренникова, которая, жалея детей, приписывала невыполненную норму.

В 1943 году подал заявление в 5 класс Тольёнской школы, но проучился только месяц из-за отсутствия одежды. И продолжил работу в колхозе: помогал отцу в конюшне, выполнял работу наравне со взрослыми. Ели плохо, поэтому делили даже мясо умершей лошади.

С августа 1945 года по март 1946 года работал в Тольёне в кустарной мастерской у сапожника. Ушёл из колхоза, потому что там выдавали 300 граммов хлеба в день. Хлеб приносил домой, так как месячную норму выдавали в один день. Хлеб получали в пекарне в Дебёсах.

В 1948 году деду исполнилось 18 лет и рост его был 1м 45см. В этом году его направили учиться в ФЗУ в город Челябинск. Все удивлялись тому, что приехал учиться совсем ребёнок. Проучившись три месяца, он получил корочку плотника, вернулся домой. Продолжил работу в колхозе. Всю жизнь проработал он трактористом в колхозе имени Ленина. Вместе со своей женой Валентиной Григорьевной вырастили троих детей. Одним из них является мой дед Борис Матвеевич.

Матвей Фёдорович — человек с золотыми руками: катал валенки, плотничал, после выхода на пенсию восстановил списанный трактор Т-25, смастерил телегу, плуг, окучники, картофелекопалку, чем облегчил труд своей семьи. Мне пришлось с ним кататься ещё на этом тракторе.

К большому сожалению, прадед умер в мае 2017 года, когда ему было 86 лет, жил он со своей дочерью Люцией Матвеевной и до конца помогал по хозяйству.

Люди, видевшие тяготы войны, умирают. Скоро мы о Великой Отечественной войне будем знать только из книг. А я хочу верить, что работа, проделанная мной станет памятью для моих братьев и сестер.

Мой прадед, его дети Люция Матвеевна[5] и Борис Матвеевич[4] поделились со мной своими знаниями о жизненном пути наших предков, я все это записал, оставил в памяти и на бумаге, составил альбом с фотографиями и документами, которые в моей семье останутся на веки. Я смогу всем этим поделиться со своими братьями и сестрами, которые тоже смогут узнать о роли нашей семьи в победе над фашизмом.

Мои родственники внесли свой вклад в победу над фашизмом: некоторые были на фронте, а многие работали в тылу. Я считаю, что это их общая победа и горжусь ими. Их победа — наша победа. Они это сделали ради нас. А мы будем помнить о них. Спасибо Вам, мои дорогие родственники, что Вы всё сделали для того, чтобы родились мы и жили под ясным небом.

Список информантов

1. Серебренников Матвей Федорович- 1930 г.р., д. Лесагурт Дебесского района.

2. Серебренникова Ульяна Федоровна – 1934 г.р., с. Дебесы.

3. Хохрякова Роза Георгиевна — 1950 г.р., д. Сюрногурт Дебесского района.

4. Серебренников Борис Матвеевич — 1955 г.р., с. Дебесы.

5. Хохрякова Люция Матвеевна — 1959 г.р., д. Лесагурт Дебесского района.

6. Хохрякова Снежана Борисовна -1978 г.р., с. Дебесы.

(114)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие