• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

«Рождественские чтения» состоялись в Дебёсском политехникуме

                                                                                                                                        Назад

Сценарий «Рождественских чтений» 
«Великая победа: наследие и наследники»

Составитель сценария Эльфрида Львовна Тронина

Выход ведущих:

1: «Во веки веков и поныне»:
Безумец тихонько шептал.
В бессвязных словах скорбь о Сыне,
Которого мир Злых распял.
2: Во веки веков и поныне,
Идёт меж живыми война.
И только в безлюдной пустыне,
Покой и стоит тишина.

1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех собравшихся в зале на Рождественских образовательных чтениях.

2: Не удивляйтесь столь раннему проведению Рождественских чтений, потому что это, только первый этап на пути к основному, завершающему мероприятию, которое пройдет в Москве, и в котором вы тоже можете принять участие

1: До этого времени мы должны подвести итоги всех районных конкурсов, объявленных в рамках Рождественских чтений 2019 года. Именно это и будет основным стержнем сегодняшних чтений.

2: Мы благодарны вам за то, что вы не остались равнодушными к теме, которая сегодня вас здесь объединила, а тема эта поистине животрепещущая: «Великая победа: наследие и наследники», посвященная 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, которую вся наша страна будет праздновать в следующем году.

1: А открывает наше мероприятие настоятель Свято-Троицкого храма с. Дебёсы протоиерей Георгий Кириллов.

На экран проецируется фильм «Война и вера»

Прошедший XX век оказался, к несчастью для нашего народа, полным войн: кровавых, разрушительных для судеб страны и губительных для духа русских.

В 2020 году вся наша страна будет отмечать самый главный праздник нашего народа — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов против фашистского нашествия, победу в самой кровавой войне 20-го столетия.

Давно отгремели орудия этой страшной войны, но для многих людей эти 75 лет были наполнены воспоминаниями, слезами, сердечными переживаниями. Почти в каждой семье она жила в фотографиях, воспоминаниях, бережно хранимых письмах-треугольниках.

Что помогло русскому народу выстоять в этой неоспоримо ужасающе кровопролитной войне, освободить не только свою Родину, но даже всю Европу?

Бесспорно: мужество, героизм и стойкость советского солдата и советского народа стали основной силой, победившей врага. Об этом написаны тома литературы, поставлены спектакли, сняты фильмы. Они отражены в картинах, в музыке, танцах и песнях.

Но главной и основной составляющей победы несомненно стала неимоверная сила духа советского народа.

Сама история Великой Отечественной войны повторила вечную истину, которую не устают твердить все профессиональные знатоки военного дела: одерживает победу та армия, у которой выше боевой дух, которая крепче своей морально-нравственной чистотой, которая пользуется доверием своего народа и которая верит в своих руководителей.

Далеко не последнее место занимает в духовном укреплении воинов вера.

На войне каждый человек во что-то верил: кто в Бога, кто в Сталина, кто в себя, но очень многие в этой кровавой бойне, все-таки произносили слова: «Господи, помилуй, Господи спаси и сохрани». Потому что наша душа по природе христианка и в минуты опасности ищет защиты и сил выдержать всё у Единственного Защитника — Спасителя нашего.

Война предполагает возможность гибели военнослужащего, и все люди во все века (даже в годы лютого атеизма) сознательно или интуитивно обращались мысленно или публично к Господу Богу, прося у него «живота» (т.е. жизни) и молясь за победу своего оружия. Побороть в себе смертельный страх могут гораздо проще верующие люди, для которых смертно только тело, но душа бессмертна.

Великие русские полководцы во все времена признавали огромную роль Православной Веры для укрепления боеспособности армии.

Петр I призывал всех своих воинов «христиански и честно жить», а обязанности выполнять «не за страх, а за совесть».

Александр Васильевич Суворов довел воспитание своих солдат и офицеров до высшего уровня. Он писал: «Дух укрепляет в вере отеческой, православной; безверное войско учить, что перегорелое железо точить».

Надо заметить, что Суворов, не проигравший за всю свою жизнь ни одного сражения, всегда побеждал с меньшими силами, одолевая превосходящие силы противника. Бесстрашие и самоотверженность его войск не знали аналогов ни в то, ни в позднейшее время.

Когда началась Великая Отечественная война, Советский Союз был государством атеистическим. На первом этапе войны Православие и вообще религиозный фактор не играли роли в воспитании войск. Тяжелые поражения первых двух лет войны привели к спонтанному возрождению религиозных чувств у населения и к крутым переменам в позиции руководства партии и правительства, которые до этого в течение четверти века придерживались позиции воинствующего атеизма.

И.В. Сталин, который в юности был воспитанником Тифлисской православной семинарии, с самого начала войны понял, что вести ее под старыми коммунистическими лозунгами нельзя. Ее надо было объявлять Отечественной, т.е. направленной на спасение Отечества и его народа по образцу и подобию кампании 1812 г. Здесь уже не оставалось места для социально-классовой характеристики.

Мгновенно улетучилась вера в то, что «пролетарии всех стран нам помогут». Если в досоветские времена армия шла в бой под лозунгом «За Веру, Царя и Отечество», то теперь — «За Родину, за Сталина!» (аналогично «За Царя и Отечество»). Оставалось воскресить Веру!

Были открыты не действующие уже много лет храмы, начали работать Духовная академия и несколько семинарий. Из мест заключения были освобождены безвинно осужденные архиереи и священники. Стал выходить в свет «Журнал Московской Патриархии». Русская Православная Церковь официально была признана активным участником Великой Отечественной войны.

Все эти меры И. Сталина ясно свидетельствовали о том, что национальные исторические традиции русского народа, его Православная Вера были востребованы как могучие факторы победы в Отечественной войне.

Таким образом, корешки заложенной христианской веры, именно в годы войны прорастали с новой силой, и уже ничто не могло поколебать сердца людей, призванных на защиту Родины. А горячая молитва к Богу, истинная вера не дала сломить дух на пути к Победе.

После фильма на сцену выходит квартет с молитвенной песней.

1: Когда вой снарядов звереющий,
Кровь вчерашняя липнет к штыку —
На войне не бывает неверующих.
Атеисты остались в тылу…
2: Росточки веры вышли из войны,
Укореняясь в чуждой красной глине,
Огонь и меч – как в дебрях старины
Над Русью вновь вознес Святой Владимир!

1: Святейший Патриарх Кирилл, в одном из интервью сказал: «Победа в Великой Отечественной войне — это победа не только советского оружия, военных технологий, искусства командиров, но, в первую очередь, победа силы русского духа. В современном сознании дух воспринимается зачастую как нечто эфемерное… Но именно этот почти неуловимый дух является средоточием человеческой личности, самым главным и самым ценным в человеке».

2: Поэтому так важно, чтобы сегодняшнее и последующие поколения смогли сохранить эту духовность. Мы не должны забывать, что война случилась в момент трагического крушения духовных устоев русского человека. И обязаны помнить все уроки прошлого, чтобы исключить их из истории будущего.

1: В каждой семье, как в зеркале отражаются все события истории страны и эпохи. Не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла.

2: Мы не можем жить без корней прошлого, без знания нашей истории, а корни у нас живы.

1: Переходим к подведению итогов районного конкурса сочинений «История семьи — история страны» и «Великая победа: наследие и наследники»

2: На сцену приглашаются:

— Показ видеороликов — победителей районного конкурса сочинений «История семьи — история страны» и «Великая победа: наследие и наследники» .

— Награждение победителей и участников.

1: Наши деды и прадеды, которые завоевали Великую Победу, обладали самым сильным в мире оружием — силой духа. Она стала той объединяющей нитью, которая позволила народу победить.

2: Силы и мужество, которые помогли одолеть врага, бойцы и командиры получили в наследство от дедов и прадедов своих.

Иными словами, они их черпали из того же Источника, что и их деды и прадеды, воевавшие с крепкой верой в Бога.

1: Недаром многие генералы любили повторять в старые времена: «Кто на войне не бывал, тот Богу не молился».

2: Суворовские заветы свято чтили Кутузов, Скобелев, а в Великую Отечественную — маршал Георгий Константинович Жуков, всегда напутствовавший войска словами: «С Богом!».

1: Об этом факте есть много воспоминаний фронтовиков и даже стихи. Читает Тимофей Иванов

Иванов Тимофей, ДСОШ им. Л.В.Рыкова

МАРШАЛ ЖУКОВ

Дела венчаются итогом,
Но возникают из начал. …
Была война. А он вдруг: «С Богом!»
Однажды в трубку прокричал.

Сержант-связист, храбрец без меры,
Сидел, бледнея, сам не свой –
Тогда в стране за слово веры
Платились люди головой.

А тут — без шифра, против правил,
Нет, чтобы шепотом, хотя б,
К приказу генерал добавил
Так, что услышал целый штаб.

Но штаб, как будто, не заметил…
Не знал сержант еще тогда,
Что генерал призывом этим
Так битвы начинал всегда!

Война безжалостной волною
Катилась грозно по стране,
Потом, дорогой непрямою,
Пошла по дальней стороне.

А генерал (теперь уж — маршал),
Давал опять наказ один
Дивизиям, идущим с марша
Тяжелым маршем на Берлин.

И шёл, не зная поражений,
Точнее, Божия рука,
Вела дорогами лишений
Победной поступью войска!

А тот сержант в боях с врагами
Чинами не был обойдён,
И вскоре этими словами
Сам вёл в атаки батальон.

И день Победы, данной Богом,
Он вместе с Господом встречал…
Да, всё венчается итогом,
Но — возникает из начал!

Видео-зарисовка о маршале Жукове.

В самую трагическую годину России Бог послал полководца, которого тогда называли чудо-маршалом — Георгия Константиновича Жукова

В страшные дни октября 1941-го в газетах был помещен по распоряжению Сталина портрет Жукова, назначенного командующим Западным фронтом. «Это должно было свидетельствовать, что во главе войск, защищавших Москву, поставлен полководец, на которого народ и армия вполне могут положиться». В те дни многие вырезали из газет его портрет и вешали на стену со словами: «Жуков нас спасет, на него вся надежда».

Надежда многих и многих людей, которую они возлагали на командующего Западным фронтом, оправдалась. В одной из своих проповедей архимандрит Кирилл сказал: «Надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков – это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением».

Разум Жукова озарялся Богом для принятия правильного решения так же, как у Суворова. Озарение свыше — в этом был источник его блистательных побед. Иными словами озарение – это помощь Божия.

Особой помощью Божией можно объяснить, например, то, что во время подготовки контрнаступления под Москвой, Жуков не спал одиннадцать суток подряд. Человеческому организму, даже очень крепкому, такое не под силу.

Но нужно сделать оговорку, что помощь Божия не приходит к тому, кто сам не прилагает никаких усилий. Святые отцы утверждают, что она равна тем духовным усилиям, которые совершает сам человек.

По воспоминаниям тех, кто был с Жуковым на фронте, при подготовке операции маршалам и генералам, которые докладывали ему о том, как будут действовать в бою, он повторял одну поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай» Он на Бога надеялся, но и сам не плошал.

Георгий Константинович Жуков поистине великий человек, без которого судьба нашей страны и судьба каждого из нас была бы другой. Его можно назвать последним истинным русским генералом. Потом были люди в военной форме, были, конечно, и генералы, но этот — последний, который делал то, что ждали от него Бог, народ и его совесть».

1: Испокон веков спасать народ, Отечество, Святую Русь становился богатырь, воин, герой. Святитель Афанасий Великий говорил: «Не позволительно убивать; но убивать врагов на войне – и законно, и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».

2: Мы рассказали вам только об одном, хотя и самом главном защитнике нашей Родины. Но сколько их, знаменитых и не очень, простых солдат и генералов, известных и безымянных героев, кто с верой в сердце защищал наше Отечество. Среди них, конечно, и наши земляки.

1: Вашему вниманию представляются выступления Победителей районного Конкурса исследовательских работ, проектов по направлениям «Военная история», «Земляки- участники ВОВ и труженики тыла», «Летопись родного края»(история православия в Дебесском районе).

— Выступления Победителей районного Конкурса исследовательских работ, проектов

— Награждение победителей и участников.

2: Из жестянки сделанный крестик —
Сколько крестиков было таких
На войне, с жетонами вместе —
И у мёртвых, и у живых!
1: Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.

2: О православной религиозности жителей Дебесского района в годы ВОВ и в первое послевоенное десятилетие расскажет известный краевед, историк Павел Васильевич Роготнев, работы которого действительно наполнены серьезными исследованиями жизни родного села, района и его жителей.

Роготнев П.В.- краевед, с докладом « Православная религиозность жителей Дебёсского района в годы ВОВ и в первое послевоенное десятилетие»

Роготнев П.В., Дебёсский краевед

Стих читает Маргарита Габуния (без объявления)

Габуния Маргарита, ДСОШ им. Л.В. Рыкова

СВЯТОЙ ПРИКАЗ

Стрельба велась прямой наводкой
По дому, где засел солдат.
Он вытер пот со лба пилоткой,
Взял снова в руки автомат.

Он был один в горевшем доме,
И санитар себе, и друг…
Вокруг – враги. И тут в проеме
Увидел женщину он вдруг.

На палку-посох опираясь,
В платке и юбке до земли,
Стояла, словно не касаясь
Она осколков и пыли.

Солдат опешил, как от чуда.
А та, кивнув на потолок,
Сказала: «Уходи отсюда
В другую комнату, сынок!»

Он понял: возражать напрасно,
Такая прозвучала власть,
Что без вопросов было ясно:
Промедлить миг – значит, пропасть!

Он сделал, как она сказала —
Еще не осознав того,
Что эта женщина спасала
От верной гибели его!

Дорогу в пять шагов длиною
Солдат в два шага одолел,
И тут же за его спиною
Рвануло так, что дом взлетел.

Из глаз исчезло поле боя.
Потом был плен и лагеря…
Где не давала мысль покоя:
Что выжил он в том доме зря!

Прошли года. Стал ветераном
Солдат почетным, и теперь
Настало время новым ранам
От нескончаемых потерь.

Сто верст прощальных он отмерил,
И, хоть не верил в Бога сам,
Зашел раз в храм и не поверил
Однажды собственным глазам

Стоял, застыв, он в Божьем доме,
Не понимая ничего:
Та женщина, как в том проеме
Опять смотрела на него.

На палку-посох опираясь,
Платок и юбка до земли…
Она стояла, улыбаясь.
Вблизи и будто бы вдали!

Солдат неверными шагами
К иконе, щурясь, подошел
Но надпись древними слогами,
Как ни старался, не прочел.

«Кто это?.. — к старице согбенной
Он обратился. – Чей портрет?!»
«Икона Ксении Блаженной!» —
Ему послышалось в ответ.

Солдат опешил, как от чуда,
И вдруг услышал, как тогда:
«Не уходи, сынок, отсюда
Теперь надолго никуда!»

Вновь было возражать напрасно.
Такая прозвучала власть,
Что без вопросов стало ясно:
Ослушаться – значит, пропасть!

Шел ветеран-солдат из храма.
И, хоть нелегок груз годов,
Он вновь, как в молодости прямо,
Без промедленья был готов

Все сделать, как она сказала.
Не осознав еще того,
Что в этот раз она спасала
От вечной гибели его!

1: Стихотворение, которое вы сейчас услышали, в исполнении Маргариты Габуния, написано православным писателем и поэтом — монахом Варнавой (Саниным). И написано оно о событиях, произошедших в действительности. И вряд ли бы мы узнали о нем, если бы не это стихотворение.

2: Действительно, творчество и искусство способно донести в понятной для нас форме то, что человеку (обывателю) порой не интересно. Так происходит и с изучением истории. Исторические события, как бы давно они не происходили, запечатленные в произведениях литературы и искусства, возбуждают интерес.

1: А начинается все с малого: с маленького рассказа, стишка или рисунка, выполненного любознательным маленьким творцом.

Так происходит всегда: от малого к большому, от рисунка к полноценному полотну, от изучения истории малой родины, к истории огромной страны.

2: Для подведения итогов конкурса рисунков «История далекая и близкая» на сцену приглашаются: (имена приглашенных)

Награждение победителей и участников Конкурса-выставки рисунков «История далёкая и близкая».

1: Имея великое наследие в виде Великой Победы наших дедов и прадедов, мы являемся свидетелями, как в европейских странах рушатся памятники советским воинам, как некоторые пытаются переиначить историю, называя советский народ не освободителем, а захватчиком. И все это обрушивается на молодежь.

2: Поэтому мало иметь наследие великое, нам нужно вступать в это наследство. А вступление в наследство Великой Победы – это добрая память и осмысление, кто мы такие на этой земле, что для нас наша Родина. А Родина, как известно, начинается с порога родного дома, с изучения своих корней, со знакомства с биографией знаменитых земляков и, конечно, тех, кто отвоевал эту возможность в кровавые годы войны.

1:Поэтому книга рассказов для детей и юношества о Великой Отечественной войне под названием «Когда мальчиши стали большими» – это большой шаг в формировании новой культуры памяти у детей, внуков, правнуков фронтовиков об участниках войны, основанной на авторском осмыслении роли своих земляков в Великой Отечественной войне.

2: И прежде чем мы перейдем к видео-презентации этой книги, мы приглашаем на сцену ее автора, краеведа и начинающего писателя Александра Леконцева.

Леконцев А.В., Дебёсский краевед, исследователь солдатских судеб

Видео-презентация книги А. Леконцева « Когда мальчиши стали большими».

1: Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий.

2: 75 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг.

1: И мы, взрослые, должны сделать всё возможное для того, чтобы эта правда о подвигах вселилась в умы и в сердца подрастающего поколения, в ваши умы, ребята, и осталась там навеки. Чтобы не было тех, кто глядя на Запад, забыл историю своей страны, кровь и пот своих предков.

2: Помяните…
Не надо оваций,
Блеска стали, дежурных речей —
В храмах свечи затЕплите, братцы:
Пусть горят миллионы свечей!

«Молитва» квартет ( желательно молитву об убиенных на войне, если есть такая)

(на экран проецировать кадры, которые мы делали с Берсеневым на 23 февраля 2018 года под танец Волошиной «Память». Там была икона и фото наших земляков- ветеранов)

1: Много разных событий произошло в истории нашей страны за последнее столетие. Но забывать их нельзя, ведь они – наши уроки будущего.

2: И какими бы трудными они ни были в России, ангел-хранитель добра и милосердия всегда бережно хранит нас.

1: Только духовное братство всех людей сделает Россию сильной и могучей державой.

2: На этом наше мероприятие заканчивается. Всем мира, веры и чистоты в сердце.

ДО СВИДАНИЯ!

                                                                                                                                    Назад

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие