• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Александр Леконцев. ОНИ ПОДАРИЛИ НАМ ЖИЗНЬ!

вернуться в содержание

Связь под ураганным огнём

В каждом селе и городе нашей большой страны есть улицы названные именами Героев Великой Отечественной войны. Ребята, многие из вас живут, играют на таких улицах, ходят в школу по этим улицам. А знаете ли вы что-нибудь про этих Героев, какие подвиги они совершили на войне, какими были людьми? Я расскажу вам про одного из них.

Детство Сани Ярославцева было тяжёлым. Семи лет от роду остался без родителей. У парнишки не было ни одежды, ни еды… А тут ещё Гражданская война. То «белые», то «красные» конники проносились под окнами. Помогли выжить родственники и другие  жители деревни. После войны определили Саньку в Детский Дом. А в 16 лет Александр начал самостоятельную трудовую жизнь.

Когда началась Великая Отечественная война Александр Ярославцев почти сразу же ушёл защищать Родину. Его назначили телефонистом, то есть связистом. Телефонный провод рвался на войне очень часто. Связисты должны были быстро найти место обрыва и соединить оборванные концы. И это надо делать в любую погоду, даже во время обстрела или бомбёжки. Александр был храбрым солдатом и умелым связистом. Поэтому скоро он стал младшим командиром – сержантом.

Осенью 1943 года Красная Армия, освобождая нашу землю от фашистов, подошла к Днепру. Это очень широкая река с быстрым течением. Советские войска получили приказ переправиться на противоположный берег и захватить на нём участки земли – плацдармы. Вместе с пехотой переправлялись («форсировали» на военном языке) и связисты. Вот как это было:      Александр Ярославцев – уже командир взвода связи, гвардии лейтенант. Он получил приказ – обеспечить связь через реку. Связисты, как обычно, были готовы к выполнению боевого задания. Уже подготовлены лодки, паромы, на которые погружены огромные катушки с проводом, телефонные аппараты…

Началась переправа. Лодка связистов во главе Ярославцевым отчалила одной из первых. За ней потянулся по дну реки кабель. Немцы открыли ураганный огонь из пулемётов, миномётов и пушек.

– Не дрейфь, ребята! – подбадривал своих бойцов лейтенант и направлял лодку между разрывами.

До берега оставалось метров двести. Один из снарядов разорвался совсем близко. Осколок «прошил» борт лодки и она стала тонуть. Секунды решали всё!   – Связь! Надо тянуть связь! – мелькнула мысль у Александра.

Он схватил конец провода, обмотал вокруг руки и поплыл. Намокшая одежда, сапоги камнем тянули ко дну. Александр захлёбывался, но снова жадно вдыхал воздух. Вода холодная. Ноги как чугунные. Сил уже не было…

– Только бы не утонуть!.. Неужели всё кончено?!.. Нет!.. Надо плыть!.. Связь надо…, – проносились, как пули, мысли в голове Александра.       Вдруг лейтенант почувствовал под ногами землю. Заставляя себя, собрав всю волю в кулак, на четвереньках, ползком он пробирался к берегу. Наконец к своему командиру подбежали солдаты и помогли выбраться из реки.

– Взвод связи, ко мне! – скомандовал Ярославцев, очутившись на берегу. На команду откликнулись и подошли всего несколько человек. Александр понял без слов, что остальные погибли при переправе.

Связисты присоединились к пехоте и разведчикам, и вместе с ними пошли в атаку на вражеские траншеи. В первой линии окопов завязалась рукопашная схватка. На немцев они свалились, неожиданно, как снег на голову. Перед лейтенантом оказался пулемётный расчёт противника. Один из гитлеровцев схватил Александра за горло и что-то залопотал по-своему. Ярославцев не растерялся и смог пристрелить его из пистолета. С остальными расправились подоспевшие наши бойцы. Всё! Траншея наша! Плацдарм захвачен!
– Теперь, немедля надо установить связь со штабом дивизии! – подумал Александр. Взял в руки трубку, покрутил ручку аппарата, но телефон не работал. В нём полно воды. Проверили другой – то же самое. Только третий оказался рабочим.

– Товарищ гвардии майор! Докладывает гвардии лейтенант Ярославцев. Ваш приказ выполнен. Связь установлена! – радостно доложил Александр своему начальнику.

Так, благодаря мужеству Ярославцева, связь была установлена. Но она много раз прерывалась во время боёв. Трижды Александр заново переправлялся и трижды заново наводил связь. 50 раз сам лично восстанавливал неисправную линию на плацдарме. И всё это под пулями, снарядами, бомбами.

Гитлер считал реку Днепр неприступным оборонительным валом. Красная Армия за несколько часов захватила плацдармы на вражеском берегу и целый месяц удерживала их! А затем перешла в наступление и опрокинула непобедимую немецкую оборону на Днепре!

За форсирование Днепра многие советские солдаты и офицеры получили высшую воинскую награду – звание Героя Советского Союза. Среди них и гвардии лейтенант Ярославцев, который переправлялся через Днепр под огнём четыре раза!!! Вот какие люди жили, может быть, рядом с вами! А вы и не знали?!

Краткая биография героя рассказа

Ярославцев Александр Егорович

ЯРОСЛАВЦЕВ
АЛЕКСАНДР
ЕГОРОВИЧ

Родился в 1909 году в д. Кайсыгурт (Шарканский р-н, Удмуртия). В 1930-е годы работал в органах НКВД, начальником межрайонного отдела кинофикации Шарканского и Дебёсского районов. На фронте с сентября 1941 года. Участник обороны Ленинграда, битвы за Кавказ и форсирования Днепра. Гвардии лейтенант. Связист. Особо отличился при форсировании Днепра, будучи командиром телефонного взвода 141-й отдельной роты связи 110-й гвардейской стрелковой Краснознамённой ордена Суворова II степени дивизии. Указом Президиума  Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года А.Е.Ярославцеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Другие награды: ордена Красного Знамени, Отечественной войны II ст., Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа». После демобилизации жил и работал в Дебёсах. Проводил большую воспитательно-патриотическую работу среди молодёжи и школьников. Вёл поисковую работу. Имя А.Е.Ярославцева увековечено на мемориальной доске, установленной на доме, в котором он жил, и в названии одной из улиц села Дебёсы.

следующая страница

(431)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие