• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Александр Леконцев. КОГДА МАЛЬЧИШКИ СТАЛИ БОЛЬШИМИ

Содержание

Предисловие

Брестская крепость. «Строчил пулемётчик за синий платочек…»

Жаркий июнь 1941 года

Отступать некуда – позади Москва!

Подвиг на фанерном самолёте

На «Жу-жу» против «Тигра»

Стойкий комендор с «Гремящего»

Лихой сапёр с Малой Земли

Связь под ураганным огнём

Партизаны вступают в бой

Русский геракл

Ангел в плащ-палатке

Последний бой

ПОСЛЕСЛОВИЕ (для взрослых)

На «Жу-жу» против «Тигра»

Пятилетний Витя играл с мальчишками на куче песка деревянным танком. Отец только что смастерил игрушку, и довольный Витёк скорее выбежал на улицу похвастаться перед друзьями. Не знал и не думал тогда паренёк, что когда вырастет, то придётся ему водить настоящий танк. А может, в те счастливые минуты детства и зародилась мечта стать танкистом.

Шли годы… Когда началась война, Вите было уже пятнадцать. Отец и другие мужчины ушли защищать Родину. Их заменили мальчишки. Витя выучился на тракториста и стал работать на колхозных полях. Работал наравне со взрослыми по 12 часов в день. Фронту был нужен хлеб.
Пришла пора и повзрослевшему Вите (теперь уже Виктору) служить в Красной Армии. На пересыльном пункте новобранцам перед строем предложили:

– Кто хочет в самоходчики? Два шага вперёд!

– Самоходчики? Кто такие? А это те, кто похож на танкистов, – подумал Виктор, ещё ладом не зная, кто такие самоходчики, и сделал эти два шага. Главное, ему нравилось иметь дело с техникой. Так по своему желанию он попал в самоходчики. Самоходчиками называли тех, кто воевал на самоходных артиллерийских установках, или сокращённо САУ. Самоходки были похожи на танки, только башня у них не поворачивалась. А ещё у некоторых САУ башни были без крыши и задней стенки. Вот на такую СУ-76 и попал Виктор Хохряков.

– Ну и «повезло» тебе! Теперь: «Прощай, Родина!» – жалели Витю его товарищи. На такой самоходке долго ли повоюешь? Хотя, как посмотреть…

Настоящим танкистам СУ-76 даже нравилась. Она отличалась от больших и тяжёлых танков и других самоходок. Она была небольшой и лёгкой.

Хохряков Виктор Лаврентьевич

– «Жу-жу» маленькая да удаленькая! – ласково и даже с завистью  называли танкисты СУ-76 за почти бесшумный ход. Поэтому она умела скрытно подойти к врагу на близкое расстояние. Такое достоинство помогало самоходке Виктора Хохрякова в бою…

Было это в конце войны. Красная Армия штурмовала самую мощную крепость фашистской Германии – Кенигсберг. Стотысячное отборное войско обороняло город. Шли тяжёлые бои на его окраинах.

Самоходка посылала снаряд за снарядом по холму, на котором стояло с десяток небольших кирпичных домиков. Каждый из них был маленькой крепостью. Каждая из них изрыгала в нашу сторону огненный шквал из снарядов и пуль. Сквозь беспорядочный треск и гул стрельбы слышались крики наводчика:

– Снаряд давай!

Это были команды младшему сержанту Хохрякову. Он – заряжающий. Вертясь юлою, Виктор выхватывал  снаряды и пихал их один за другим со звоном в чёрную пасть пушки. А ещё надо было успеть убрать из-под ног вонючие от сгоревшей взрывчатки пустые гильзы. Всё это он делал быстро и без остановок. От заряжающего, то есть Виктора, зависела бесперебойность стрельбы и даже жизнь экипажа.

Хохряков Виктор Лаврентьевич

Командир, молодой лейтенант, тоже что-то выкрикивал и снова впивался в свой перископ. Высматривал в дыму и огне  пушку, пулемёт или немецких солдат с фаустпатронами (реактивная противотанковая граната). Вдруг он скомандовал:
– Внимание! Вижу «Тигр»! Машину быстро в укрытие!

Против «Тигра» наша самоходка слабовата. А вот если подобраться ближе и ударить по боковой броне фашистского «зверя»… Так и сделали. Незаметно по ложбинке подошли на близкое расстояние и вдарили бронебойным прямо в бок. Через секунду из танка повалил чёрный густой дым. Вот вам и «жу-жу»!

– Русским никогда не взять Кенигсберг! Здесь я остановлю Красную Армию и снова пойду на восток! – похвалялся Гитлер.

Как бы ни так! Ничего не помогло фашистам. Наша армия научилась воевать и бить врага. В Красной Армии были такие мужественные и умелые солдаты, как Виктор Хохряков и его товарищи. Никакая, даже самая неприступная, крепость не могла устоять перед их натиском,  желанием скорее разгромить фашистов и закончить войну. 9 апреля 1945 года крепость Кенигсберг пала!

Виктор Хохряков всё же стал настоящим танкистом. После войны  выучился на механика-водителя легендарного танка «Т-34». Ещё несколько лет он служил на защите Родины. Вернувшись в родную деревню, сел за рычаги трактора. Много лет пахал и сеял. Выращивал хлеб. Стал лучшим трактористом района. Работал так, как и воевал – на совесть!

Краткая биография героя рассказа

ХОХРЯКОВ  ВИКТОР  ЛАВРЕНТЬЕВИЧ

Хохряков Виктор Лаврентьевич

Родился в 1926 г. в д. Лесагурт. В Великой Отечественной войне с марта 1945 года. Младший сержант. Заряжающий самоходно-артиллерийской установки (СУ–76) 1491-го Краснознамённого Кёнигсбергского самоходно-артиллерийского полка 54-го стрелкового корпуса (43-я армия, 3-й Белорусский фронт). Участник штурма самой мощной крепости фашистской Германии – города Кёнигсберг (современный г. Калининград). В боях с 6 по 9 апреля 1945 года в составе экипажа поддерживал штурмовой отряд 732-го стрелкового полка 235-й стрелковой дивизии. Действовал мужественно и умело. Бесперебойно и быстро подавал снаряды и заряжал пушку, тем самым обеспечив ведение массированного огня по укреплениям, огневым точкам и живой силе противника. Будучи контуженным не покинул поле боя. За время штурма города экипажем было уничтожено: одно орудие, один танк, два бронетранспортёра, шесть пулемётов, автомашина с боеприпасами, до 70 солдат и офицеров противника. За героические действия в составе экипажа и проявленное мужество награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За взятие Кёнигсберга».

(721)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие