• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Александр Леконцев. КОГДА МАЛЬЧИШКИ СТАЛИ БОЛЬШИМИ

Содержание

Предисловие

Брестская крепость. «Строчил пулемётчик за синий платочек…»

Жаркий июнь 1941 года

Отступать некуда – позади Москва!

Подвиг на фанерном самолёте

На «Жу-жу» против «Тигра»

Стойкий комендор с «Гремящего»

Лихой сапёр с Малой Земли

Связь под ураганным огнём

Партизаны вступают в бой

Русский геракл

Ангел в плащ-палатке

Последний бой

ПОСЛЕСЛОВИЕ (для взрослых)

Русский геракл

Генка во всю прыть бежал по разноцветному лугу. Красивые цветы простирались вокруг до самого горизонта. Мальчишку подхватывал ветерок и нежно подталкивал его как пушинку. Генке было легко и весело на сердце. Неожиданно, перед собой он увидел маму в белом платьице. Генка остановился и помахал ей рукой. А мама крикнула: «Сынок вернись домой! Я жду тебя!»  Генка тоже хотел что-то крикнуть в ответ, и проснулся…

Геннадий с трудом открыл глаза, полные слёз, и посмотрел вокруг. Он лежал в комнате с высоким со сводами, как в церкви, потолком. На стенах висели иконы, перед которыми горели свечи.

– Неужели я умер, и меня принесли сюда отпевать? – подумал Геннадий.

Он вспомнил свою Родину – далёкую прекрасную Удмуртию. Нестерпимо захотелось увидеть весёлые берёзки и задумчивые ели. Пробежаться, как только что во сне, по цветущим лугам. Обнять маму… Горький комок подступил к горлу. На глаза снова нахлынули слёзы…

«Да нет, живой я. Лежу на мягкой постели, в чистых простынях», – оглянувшись, понял Геннадий. Он повернул голову к окну, увидел кипарисы. И вспомнил: «Он – в Греции!!! Где-то в горах, в монастыре. Сюда его – больного принесли друзья»…

Партизаны. Греция Геннадий Николаев — боец 8-го полка 3-й дивизии Греческой Национальной Освободительной Армии (ЭЛАС)

Геннадий Николаев – советский солдат. Год назад он выполнял боевое задание в тылу врага. Его оглушило взрывом снаряда, и фашисты захватили в плен. Голод, издевательства, побои пришлось терпеть Геннадию. Но самым тяжёлым и постыдным было для него ходить по родной земле побеждённым. Три раза пытался он с товарищами бежать, но безуспешно. Их ловили, били, травили собаками… Лишь четвёртая попытка побега удалась. Это случилось уже в Греции. Русским помогли греки.

С той поры Геннадий стал воевать с фашистами в рядах греческих партизан. Они взрывали мосты, разрушали дороги, нападали на вражеские гарнизоны.

Однажды, разведчики сообщили, что немцы собираются уничтожить одну греческую деревню и всех её жителей за связь с партизанами.

– Нельзя оставлять в беде людей! Надо устроить засаду! – предложили Геннадий и его товарищи.

– Русских не будем посылать на это задание,  – стали возражать командиры. – Стоит ли вам рисковать. Скоро кончится война. Вас ждут дома, – говорили они.

– Нет, не в нашем характере отсиживаться,  – отвечали русские.

Так русские настояли на своём, и им разрешили. Трудно бы пришлось нашим солдатам в этом бою. Партизан было в 3-4 раза меньше, чем врагов. Но советские воины были храбрыми и решительными. Люто ненавидели они фашистов, по вине которых попали на далёкую чужбину.

Ночью партизаны скрытно, окольными путями подошли к дороге, ведущей в деревню. Спрятались за деревьями, камнями, в кустах. Стали ждать гитлеровцев. Ближе к утру вдалеке послышался гул моторов. Партизаны приготовились…

Колонна автомашин с карателями не спеша входила в горное ущелье. Из кузовов доносились пьяные выкрики, звуки губной гармошки. Вот и последний грузовик вошёл в круг засады. И тут со всех сторон распороли тишину автоматные и пулемётные очереди. В немцев полетели гранаты.

– Ну, что? Устроим «фрицам» новые Фермопилы?  – сказал Геннадий своему другу Григорию Семикину и хитро подмигнул. (В фермопильском сражении, произошедшем в 480 г. до н.э., несколько сотен греков стояли насмерть против огромной армии персов.)

– Вперёд! Бей гадов!  – закричал Геннадий и легко, перепрыгивая через камни, на ходу стреляя из автомата, первым устремился в сторону врага. Тяжело топая, за ним бежал Григорий. «На вид не силён, а в бою, смотри-ка, богатырь, настоящий Геракл (герой древнегреческих мифов) – думал он про Геннадия. – Пуще всех бьёт немцев. Попробуй устоять против такого натиска».

Из огневого мешка не удалось выйти ни одному карателю. Бой закончился. Несколько оставшихся в живых немцев подняли руки.

– Спасибо, товарищи! – благодарили жители деревни своих освободителей.  – Вы спасли нас. Горели бы наши дома. Лежали бы мы в кровавых ямах, если б не вы – русские друзья.

– У нас, у русских, так говорят, – отвечал Геннадий греческим крестьянам.

– Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет! Не вы пошли захватывать германскую землю. А что немцам надо у вас? Бить их надо беспощадно, как бьёт  Красная Армия на всех фронтах! А мы помогаем бить здесь!

Партизаны вернулись в отряд без потерь. Командир был удивлён отчаянной храбрости русских. А по Греции ходили легенды о непобедимых русских богатырях, о сказочной силе советских воинов…

Фашисты после этого стали ещё злее в борьбе с партизанами. Бросали целые дивизии против них. Устраивали засады.

Как-то раз партизанам пришлось отступать под натиском карательных отрядов. Тогда Геннадий простудился в горной ледяной реке. Товарищи оставили его до выздоровления в одном монастыре. За Геннадием ухаживала молодая красивая гречанка  Валерена, которую он звал Валей. А девушка звала его Никос. Заботливой и внимательной была Валя к русскому солдату. Скоро Никос  встал на ноги. Они полюбили друг друга… Валя просила Никоса остаться в Греции и жениться на ней. Нет, не мог Никос остаться со своей Валей. Он стремился вернуться на родину и драться с фашистами до победного конца. А ещё дома продолжала ждать его поседевшая и постаревшая мама. Ждала парня и девушка в далёкой родной деревне. В память о ней Геннадий хранил платочек с яркой вышивкой: «Помни, не забывай».

Шло время. Наконец наступил долгожданный день – день возвращения в Советский Союз. Дорога  домой оказалась долгой и трудной. Пролегла она через многие страны. Ранней весной победного сорок пятого года добрался Геннадий до родной деревни. Нежно обнял берёзку у околицы. Постоял немного. Поправил шинель, котомку за спиной и зашагал к своей избе. Издалека увидел у знакомой калитки женщину. «Мама… Это же мама меня ждёт…» – догадался Геннадий, и побежал к ней как в детстве.      – Здравствуй, мама! Вот я и дома! – тихо произнёс бывалый воин. По щекам его текли скупые мужские слёзы…

До сих пор в Греции помнят о советских солдатах. Старики рассказывают своим внукам и правнукам легенды о русских гераклах. Помнят и в деревушке, которую спасли от карателей наши храбрые парни. А за её околицей растут пять молодых, но уже высоких и развесистых, зелёных дубов. Говорят, посажены эти дубы в память о подвигах Геннадия Николаева и его друзей.

Краткая биография героя рассказа

НИКОЛАЕВ  ГЕННАДИЙ  НИКОЛАЕВИЧ

Николаев Геннадий Николаевич

Родился в 1923 году в д. Мувыр (Шарканский район). Учился в Дебёсском педучилище. Призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии в мае 1942 года. Гвардии рядовой. Разведчик 77го гвардейского стрелкового полка 26-й гвардейской стрелковой дивизии (Западный фронт).. В сентябре 1942 года у д. Антоново Кармановского района  Смоленской области при выполнении боевого задания в тылу врага, будучи контуженным, попал в плен. ислился погибшим. В сентябре 1943 года бежал из плена. Боец 8-го полка 3-й дивизии Греческой Национальной Освободительной Армии (ЭЛАС). За мужество и храбрость, проявленную в боях с фашистами, награждён личным оружием и медалью Греческого Сопротивления.

(721)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие