• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

Мой дед – фронтовик. Фронтовики – наденьте ордена!

Дед мой – Кардапольцев Валентин Павлович (1913 – 1984) – на месте не сидел, все ему нужно было чем-то заниматься, всегда был в работе, в делах. И хозяйство не маленькое: полный дом скотины, да еще 25 ульев пчел. Наш род – род пасечников.

Еще в юности дед (он с 1913 года) окончил ремесленное училище, выучился на плотника. Он сам делал мебель, сам мастерил ульи, рамки для меда. Был мастером!  А ведь в годы войны контузию получил, без локтя остался.

В России нет семьи, которую бы не коснулась война.  На фронт призвали моего деда Валентина Павловича сразу в 1941. Через год  в 1942 году два его младших брата добровольцами ушли на фронт – Кардапольцевы Герман Павлович и Леонид Павлович. Воевала сестра – Кардапольцева Раиса Павловна, воевал муж младшей сестры  Ангелины Павловны – Николай Федорович Вотяков. В годы войны, в самые лютые холода 1942 года, когда фашисты стояли у стен Москвы, 7-го января родился мой отец – Кардапольцев Анатолий Валентинович. Как сам он часто говорит: «Если бы я в Рождество не родился, я бы умер», «Господь мне помогает всегда».

Дед вернулся  с контузией в 1944 году. Отец рассказывает, что ему тогда исполнилось полтора года, и в памяти осталась эта встреча. Казалось бы, что может вспомнить ребенок в полтора года. А  он помнит, как пришел отец, поднял, подкинул его маленького, сидящего на полу,  не ходячего мальчика к самому потолку, и сказал: «Вот ты какой вырос!». Отец в детстве перенес  полиомиелит и на всю жизнь остался хромым.  Война. Потом был голод.

Дед был очень бережливым, учил нас ценить каждый кусочек хлеба за столом, учил вместе садиться и выходить из-за стола. Учил всегда отпрашиваться у взрослых, если куда хотели сходить. Учил жить по совести, любить труд и ценить его: «Никогда не мухлюйте с мёдом, пчелы этого не потерпят. Это Божьи создания». Его мёд знали многие в округе, брали ведрами. И цены на мёд дед всегда делал приемлемыми, знал, что пчёлкам важно, чтобы он с чистой совестью приходил к ним. Когда дед умер, пчелки в его могиле гнездится стали, знали своего пасечника.

С войны в нашей семье пришли все, все контуженные, но пришли. Отец рассказывал, что День Победы в деревне (жили они в деревне Ягвуково Дебесского района) не отмечали. Не с кем было, многие семьи горе испытывали – мужчины погибли, не вернулись. Мою прабабушку

Кардапольцеву  Анну Андреевну спрашивали, как она молилась, что вернулись все.  Вероятно, только Господу это теперь известно. Ведь осталась она с пятью ребятами раскулаченной, а прадеда – Кардапольцева Павла Михайловича – репрессировали в 1937, откуда он не вернулся. Вот и верим мы, что прадед молился пред Престолом Божиим, а прабабушка – дома. Они, действительно, были очень верующими православными христианами, самоотверженными и  трудолюбивыми людьми.

У деда и бабушки (Кардапольцевой Зои Ивановны)  большая семья была – десятеро детей, все получили образование,  почти у всех за плечами  институты.

Совсем недавно в Интернете на сайте «Подвиг народа» я натолкнулась на запись о моем деде.

http://podvignaroda.ru/?#id=1522306993&tab=navDetailManUbil

Кардапольцев Валентин Павлович

 

Год рождения: __.__.1913
место рождения: Удмуртская АССР, Дебесский р-н, д. Ягвуково
№ наградного документа: 89
дата наградного документа: 06.04.1985

Орден Отечественной войны I степени

№ записи: 1522306993

На этом сайте выложена информация о награждениях во время Великой Отечественной войны.

 

Стала спрашивать и обзванивать родственником, не знают ли они, за какой подвиг дед удостоился этой награды. Он воевал на Невском Пятачке, участвовал в прорыве Блокады Ленинграда, там и ранение получил, там и был удостоен ордена.  И никто из моих родных не смог мне ответить на этот вопрос. Дед унаследовал от своего отца Павла Михайловича  скромность, и это качество в нашем роде передается «по наследству». Нам, внукам, дед говорил, что на войне было страшно. Он никогда не пил перед атакой, а фронтовые сто грамм полагались всем. Он не пил, потому что видел, как его сослуживцы – пехотинцы — на не трезвую голову выбегали из-за танков и падали ранеными и убитыми. В День Победы дед очень любил смотреть Парад на Красной Площади. Он не просто смотрел, пока звучал военный марш, дед маршировал по комнате, он настолько этим увлекался, что казалось, что и нас не замечал. А потом нервничал и говорил: «Страшно все это было, страшно».

Радуемся мы сейчас, под  «Мирным небом» живем. И Вера в нашем роду продолжается.

Радуемся мы сейчас за отца, как часто он стал благодарить Господа за те самые обычные радости и мелочи жизни, которые каждую минуту подает нам Господь: «Слава Богу, получилось…», «Слава Богу, помог Господь…». Мы – дети – понимаем, рос он в безбожное время, учил в учебниках: «Бога нет». А сейчас убеждается в обратном, сердцем ощущает Его присутствие.

Вот и внуки уже взрослые, кто школу окончил, кто еще учится. Пусть им останется эта память о боевом прошлом наших родных.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих

Валентина

Зои

Германа

Леонида

Раисы

Николая

Ангелины

Павла

Анны

и прости им вся согрешения их вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное.

Благодарные внуки Кардапольцевы  —  Алексей, Светлана, Елена.

(338)

3 Comments

  1. Нина Леонидовна Козлова ( Кардапольцева)

    Леонид Павлович Кардапольцев- мой отец, вторая фотография. Его жена -Тамара Яковлевна Кардапольцева тоже воевала, все дети их живы, восемь внуков. Жизнь продолжается!

    • Благодарим Вас за присланный комментарий. Дорога наша память о воинах Великой Отечественной войны. Велика их заслуга в сохранение Мира, их жизни ради нашего будущего. Вечная им память!
      Доброго Вам здоровья, Нина Леонидовна, здоровья и благополучия Вашей большой и дружной семье.

  2. Нина Леонидовна Козлова ( Кардапольцева)

    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие