• Святитель Иоанн Златоуст:

    Во время трудностей слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. 

О пользе добрых дел

Дела человеческие

Один старец, когда сидел в келье, услышал голос: «Иди! Покажу тебе дела человеческие». Он встал и пошел. Голос привел его в одно место и показал ему человека, который рубил дрова и, на­рубив большую вязанку, хотел нести ее, нoне мог. Вместо того, чтобы убавить дрова из вязанки, он опять рубил дро­ва и накладывал в вязанку, и делал это очень долго.

Когда старец прошел немного да­лее, голос показал ему другого челове­ка, который стоял у колодца и, черпая из него воду, лил ее в пробитый сосуд, и вода вся опять уходила в колодец.

Потом сказал ему: «Пойди! Покажу тебе еще что-то». И видит старец храм и двух мужей, которые сидели на конях и держали бревно один против другого. Они хотели войти в дверь, но не мог­ли, потому что бревно било концами но сторонам двери, и ни один из них не хотел смириться и встать позади друго­го, чтобы пронести бревно вдоль, пото­му оба оставались за дверью.

«Держащие бревно, — сказал го­лос, — это те люди, которые как будто несут иго правды, но с гордостью и не хотят смириться, чтобы исправиться и идти путем смирения Христова, потому и остаются вне Царствия Божия. Ру­бящий дрова означает человека, обре­мененного многими грехами, который вместо того, чтобы покаяться в них, прилагает к своим грехам новые безза­кония. А черпающий воду изображает такого человека, который хотя и дела­ет добрые дела, но примешивает к ним и худые, а потому губит и свои добрые дела.»

Итак, всякому человеку надобно бдеть над своими делами, чтобы не напрасно трудиться.

Источник: Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.

 

* * *

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Го­сподь Бог.

— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.

—Да, это Я, — ответил Бог.

—    А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.

—У Меня можно купить все, — про­звучал ответ.

—  В таком случае дай мне, пожалуй­ста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое вре­мя Он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

—   И это все?! — воскликнула удив­ленная и разочарованная женщина.

—Да, это все, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в Моем магазине про­даются только семена?

* * *

Ездили по Сибири в древности куп­цы. И был среди них один, который, когда человеку нечем было заплатить, он давал в долг. Он говорил: «Вот, смо­три, я твое имя в книгу пишу. В следую­щий раз я приеду и возьму с тебя долг».

Если же в следующий его приезд у должника тоже нечем было платить, купец говорил так: «Ну хорошо, сейчас я с тебя ничего не возьму, но смотри, я напротив твоего имени в книге кре­стик ставлю, так что я ничего не забыл и в следующий раз обязательно взыщу с тебя долг». Так же и в следующий раз, если у должника не было денег, купец ставил еще один крестик.

А уж в третий раз он говорил так: «Все, я прощаю тебе долг. Видишь, я зачеркиваю твое имя, зачеркиваю кре­стики. Пусть с тебя Бог взыщет».

* * *

Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «Идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему:

—   Я купил землю и мне нужно пой­ти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Другой сказал:

—   Я купил пять пар волов и иду ис­пытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал:

—      Я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневав­шись, хозяин дома сказал рабу своему:

—    Пойди скорее по улицам и пере­улкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб:

—   Господин! Исполнено, как прика­зал ты, и еще есть место.

—   Господин сказал рабу: — Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

* * *

Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к авве Пимену. У старца находились и другие братия желавшие, послушать беседы его. Старец сказал благочестивому мирянину: «Скажи что-нибудь в наставление». Мирянин отнекивался, но принуждаемый стар­цем сказал: «Не умею говорить от Пи­сания, но скажу вам притчу. Один че­ловек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, пойдем со мной». Друг от­вечал ему: «Пройду с тобой половину дороги». Сказал другому: «Пойди, про­води меня к царю». Тот отвечал: «Доведу тебя до царского дворца». Он ска­зал и третьему другу: «Пойдем со мной к царю». «Пойдем, — отвечал третий друг, — я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему».

Братия спросили, что значит эта притча. Мирянин отвечал: «Первый друг есть подвижничество, которое до­водит до истинного пути; второй — чи­стота, которая достигает до небес; тре­тий друг — милостыня, которая с дерз­новением приводит к Самому Царю — Богу. Таким образом, братия получили назидание и разошлись.

* * *

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фрукто­выми деревьями — все хорошо, акку­ратно. Рядом в кривеньком, старень­ком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испо­ртить ему настроение: то мусор под ворота подбросит,  то еще какую га­дость сотворит. И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вы­шел на крыльцо, а там ведро с помоя­ми. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Со­сед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скан­дал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

* * *

На улице, у тротуара, установили столб с фонарем для освещения. Одни люди радовались, что темная часть ули­цы теперь освещена, и уже никто неоступится в темноте. А другие серди­лись, говоря: «Если фонарь погаснет, то уже наверняка можно будет о столб разбить голову».

Так обычный столб может радовать одних и огорчать других. «Добрый че­ловек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего вы­носит злое, ибо от избытка сердца гово­рят уста его» (Лк. 6,45). (Монах Симеон Афонский).

* * *

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклон­ности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оста­вить на солнце, а больное зарыть в зем­лю? — спросил старец.

-Доброе семя, что оставлено без по­чвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

—  Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили авву за поу­чение и удалились в размышлении.

* * *

Один старец, когда сидел в келье, услышал голос: «Иди! Покажу тебе дела человеческие». Он встал и пошел. Голос привел его в одно место и показал ему человека, который рубил дрова и, на­рубив большую вязанку, хотел нести ее, нoне мог. Вместо того, чтобы убавить дрова из вязанки, он опять рубил дро­ва и накладывал в вязанку, и делал это очень долго.

Когда старец прошел немного да­лее, голос показал ему другого челове­ка, который стоял у колодца и, черпая из него воду, лил ее в пробитый сосуд, и вода вся опять уходила в колодец.

Потом сказал ему: «Пойди! Покажу тебе еще что-то». И видит старец храм и двух мужей, которые сидели на конях и держали бревно один против другого. Они хотели войти в дверь, но не мог­ли, потому что бревно било концами но сторонам двери, и ни один из них не хотел смириться и встать позади друго­го, чтобы пронести бревно вдоль, пото­му оба оставались за дверью.

«Держащие бревно, — сказал го­лос, — это те люди, которые как будто несут иго правды, но с гордостью и не хотят смириться, чтобы исправиться и идти путем смирения Христова, потому и остаются вне Царствия Божия. Ру­бящий дрова означает человека, обре­мененного многими грехами, который вместо того, чтобы покаяться в них, прилагает к своим грехам новые безза­кония. А черпающий воду изображает такого человека, который хотя и дела­ет добрые дела, но примешивает к ним и худые, а потому губит и свои добрые дела.»

Итак, всякому человеку надобно бдеть над своими делами, чтобы не на­прасно трудиться.

(271)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Старец Епифаний говорил:

    Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие